Сказано - не делай форму

Татьяна Ульянина-Васта
В продолжение темы "На заклание" http://stihi.ru/2019/08/23/1965.

Если кто-то думает, что шутка про козочку, скачущую по коньку старого домика на Украине и блеющую "Амэн" - это грустный еврейский юмор по поводу утраченной Родины, то мне хочется рассказать, уже своими словами, еще одну историю из того же журнала.

Вспомнила я её, прочитав только что стихи на сайте про Буратино. А поскольку мне удалось в своей жизни встретиться с реальным Буратино и Мальвиной (а так же их Куловодом - Карабасом Барабасом), то не смогла пройти мимо этой поучительной истории.

Возможно, в ней есть некоторая часть аллегории или даже притчи, но подобный момент может лишь добавить значимости тому, что же читают сегодня в благословенном Израиле на русском языке.

Итак. Рассказ пойдет про известного советского скульптора, который входил в свое время в интеллектуальную элиту бывшей страны Советов. По уровню - Царрители, кто понимает в рангах.

Интернациональный дух того времени позволил создать семейный союз из украинки и еврея. И статья утверждает - все было по большой любви. Молоденькая, персиковая украиночка Рада - просто и душевно покорила сердце сентиментального еврейского парня.

Проживали и добра наживали наши герои в богемном местечке под Москвой. Вскоре у них появился сын - Макар. Имя младенцу похоже дали в соответствии со святками - так как в то время молодая пара как раз занималась реставрацией православных святынь на территории РСФСР и Украины.

А потом грянул погром. Достойная и обеспеченная жизнь покатилась под откос - и скульптурные таланты семьи больше не имели никакого спроса. Евреи в открытую получили возможность вернуться на Родину - и глава семьи решил пойти этим же путем. Но Рада отчего-то воспротивилась - последнее время она усиленно занималась английским языком - и вместо Израиля мечтала об Американских Соединенных Штатах. Это был первый конфликт в семье, да еще и на национальной почве, который разбил в итоге мечты о тихом домашнем счастье.

Скульптора все близкие со стороны жены, даже его Макарий, стали  именовать не иначе как мордой, с нелицеприятным дополнением. Мужчина, естественно для подобного положения дел,  решил развестись и разделить нажитое в браке имущество. Но тут как снег на голову свались крупнокалиберные браты потершей разум Рады с лаконичным: "Тоби жыты набрыдло?"

В итоге хозяин ушел из дома с чемоданчиком и узлом с вещами. Благо в то время в связи с усиленным отъездом из Москвы евреев - жилье было не проблема. Где-то в этих скитаниях нашего героя нашла какая-то из его студенток, тайно и безнадежно влюбленная в маститого преподавателя, и новая семья выехала таки на Землю Обетованную.

Быт кое-как наладился - но не вошел в 10% того материального и социального положения, какие были у обласканного властью скульптора в СССР. Между тем во второй семье, разумеется в Иерусалиме, родились близнецы: мальчик и девочка. Через какое-то время в Израиль прикатил и Макар с женой. Ни в какие Штаты его бывшая не попала -  скоропостижно умерла от рака почти сразу после разрыва отношений. Макар, который в последнее иначе как "жид пархатый" к отцу не обращался, повинился и был прощён. Сегодня его семья пытается стать на ноги на Родине отца - что оказалось не очень-то легким делом: съемное жилье в непристижном районе, невысокое знание языка, работа и у Макария и у его половины - уборщиками подъездов. Но лучше здесь - чем там. Так думают все.

Не так давно, правда, у нашего в самом деле гениального скульптора была возможность крупного заказа. Какой-то местный священник пытался заключить заказ на реставрацию православного храма, расположенного у самой изначальной точки крестного хода Христа на Голгофу. Речь шла о полумиллионе долларов.  Это решило бы сразу многие финансовые проблемы большой семьи. И был момент художник почти покусился получить эти деньги.

Но в последнюю минуту Бог или совесть остановили его. Не все в мире меряется шекелями - и больше это не обсуждалось в семье.

При чем же тут Буратино? - спросите вы.

Будет вам известно, что есть религиозный запрет: "Не делай себе образ и любое изображение того, что на небе вверху и земле внизу, и что в воде под землей; не кланяйся им и не служи им", который вне иудаизма и мусульманства нарушается повсеместно.

В Советском Союзе, предполагаю, о нем знали да еще и соблюдали - не многие. Но это не отменяет закон!

А начиналось призвание нашего героя так: Ташкент. Эвакуация. Сумасшедшая маленькая девочка, воющая каждую ночь о потерянной где-то в дороге кукле.

И тогда мальчик взял полено и выстругал ей эту куклу - только бы она замолчала.  И во дворе наступила тишина.