ЕГО МУЗА

Надежда Зернова
Авторучка со  стеклянным шариком, в котором было  изображение  розовощёкой  красавицы в  пушистой, зимней  шубке… Подарок  школьного  друга, первоклассника.
Словно  запрограммированная судьба,  встречи с которой  Он  так  ждал и стремился, бережно  сохраняя в душе  облик  РУССКОЙ  ДЕВУШКИ.

Елена  Дьяконова, уроженка  Казани, после  учёбы отправленная  родителями на лечение в Европу, уже знала, что  прозябать в  провинции она никогда не будет. Богемная жизнь, созданный семейный союз с поэтом Полем Элюаром, рождение ребёнка. Казалось,  полная  чаша  женского счастья у  Мадам  ГАЛА («праздник» с французского  перевод). Как она себя  называла.



...Ко  встрече  гостей, семейной  пары Элюаров, САЛЬВАДОР  ДАЛИ долго «готовился» в  своём эпатажном стиле: разрисовав синей  краской  тело, разрезав  рубашку на ленты, перепачкав  смесью из экскрементов молодого  козла… Однако, увидав во дворе  прибывших  гостей, среди которых была молодая женщина в  белоснежном  платье, ОН опрометью  кинулся в  ванную, немедленно  всё  смыл, приведя  себя в добропорядочный  вид  радушного  хозяина дома.


Так состоялась их  встреча, судьбой  начертанная.
На следующий  день ГАЛА и  САЛЬВАДОР  уже были  вместе и больше  не расставались. Он  встретил  свою единственную,  страстную,  любовь.


 Отец и сестра пришли от этого союза в ужас: ОНА была  старше  ЕГО на 10 лет,  эмигрантка из России, с богемным  прошлым. Сальвадор – старший,  каталонец, состоятельный  юрист, лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Анна Мария, сестра, прекратила  творческие  отношение с братом.
 
Поселились  молодые на берегу, в домике  без удобств, в «Шалаше, где с  милым – РАЙ!» Как в той  поговорке.

Начав  свой  жизненный  ПУТЬ, яркий, самобытный.

Сальвадор Дали, полное имя Сальвадор Доме;нек Фелип Хасинто Дали и Доме;нек, маркиз де Дали де Пу;боль.

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Прожив долгую  жизнь, так  много успевший  сделать, благодаря  своей  МУЗЕ, что была всегда  рядом.  Бесчисленные  холсты картин,  скульптуры, работы  в кино, литературе,  как и участие в  создании  фильмов: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок).          
 Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Дневник одного гения», Oui: The Paranoid-Critical Revolution и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
                Это  изумительные  по своему решению,  авторские  находки во всём: будь это  обратный  ход  киноленты с его эффектом, или  рекламные «изыски», человека, так и не расставшегося с детством!..

Ребёнком  Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым.  Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
 
Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
 
Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
 
Изобразительному искусству Дали начал  обучение в муниципальной художественной школе, затем  воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. С семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.

 Для Дали смерть его мамы в 47 лет стала трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался  мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд.  Дали сообщил, что рисунок готов, но он был  меньше предыдущего. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

Сальвадор переезжает в студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро, участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.   
               
                Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не осознавал, к чему это приведёт, возможно,  жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя. Это  сразу  поняла Елена, сердцем приняла чужую боль.


Вот к такому  талантливому каталонцу с  горячим  сердцем,  его необузданным источником  творческих проектов,  возможностей  реализации фонтаном бьющих  идей,
  проблемами психо эмоционального  состояния харизматической  натуры, самобытной   личности, сформированной в  сложившихся  условиях семьи и жизненных  обстоятельств,  расчерченных на Небесах  ЛИНИЙ  СУДЬБЫ - поселилась однажды и  навсегда...его  МУЗА!


ГАЛА -  практически  стала  для него  всем, если  рассматривать сквозь  призму  четырёх «ИПОСТАСЕЙ  ЛЮБВИ», так образно прописанных у поэта, Валерия  Старостина.


Если любовь к жене у Сальвадора  проявлялась  дикой  страстью, ОНА «надевала  образ»  ЛИЛИТ, представ перед ним в роли "обозной девки" с флёром богемной львицы,  со всеми ожидаемыми «формами», так  будоражущими его «ЯН»...


Будучи  русской   по своему  рождению, Елена была женщина – мать, умеющая «Беду развести руками», пожалеть и  приласкать, согрев  теплом, которого  так недоставало Дали, в связи с ранним  уходом из жизни  своей мамы. Заботливая и милая, хлебосольная  хозяйка для  своего мужа и его  многочисленных  гостей.   
               
 
Иллюстрации к БИБЛИИ, написанные картины в  стиле иконы, многие  работы  в литературе, кинематографии полные  философии  осмысления  жизни- всё это дыхание, влияние, любовь ЕГО   МУЗЫ!


Идеальный творческий  тандем: коммерческий  арт – директор, как теперь говорят… ГАЛА  «продвигала» его, как незаурядного живописца, скульптора, графика, литератора, режиссёра - создавая своим  имиджем, умением и чутьём, устроить  наилучшим  образом все условия для мужа.  Настоящий  ДРУГ  по жизни, по судьбе! Ей  могли позавидовать агенты  рекламных  служб. Усилия и великое желание  помочь мужу, давали  весомые  дивиденды: финансовый  успех, достаток.


ОНА  следила за  веяниями  времени, убеждала  Дали писать  более понятным языком и штрихом для массового зрителя на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Прибегая порой к  радикальным  формам и  непопулярным  методам  воздействия на  исполнителя… (закрыв  Сальвадора  на ключ в мастерской, пока не выполнится заказ). Что  имело  в народе массу негативных отзывов, кривотолков.

Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную  вещь.

             В 1968 году Дали купил для ЕЛЕНЫ замок Пуболь, в котором она жила отдельно, который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги.


 Здесь  протекала их  бурная  жизнь, которая здесь же и закончилась, став  погребальным местом, захоронением, музеем... Умерев в  больнице  соседнего  городка, где бушевала  эпидемия  холеры, Гала  должна  была, по условиям  карантина - похоронена там же.
На что, эмоционально отреагировав в своём  стиле, Сальвадор  берёт  своё  дорогостоящее авто, едет в больницу, буквально "похищает" труп жены, облачив в роскошное, ЕЁ любимое  красное  платье, устраивает  на переднее сидение, надев солнцезащитные  очки... Привозит, в этом положении  сидя, проводит ритуал похорон: оставляя ЕЁ бальзамированное  тело в кресле, в склепе замка Пуболь, написав в завещании, что он должен  будет захоронен с нею  рядом...стоя, бальзамированным. Представляя собой композицию,  словно фото из  семейного  альбома...


Время распорядилось по другому: случился  пожар, предав огню  те планы  завещания. Теперь здесь мемориал, где  туристы  могут  "пройти" по могиле  ДАЛИ,  спрятанной под  мраморными  плитами, как и желал того Сальвадор, подписывая родной Испании,  народу -  свои  труды!


 Ярким  заревом  той  ЛЮБВИ двух сердец, ЕЛЕНЫ и  САЛЬВАДОРА - остаются  сегодня немеркнущие  холсты картин в галереях  мира, с которых  смотрят на нас ЕЁ умные глаза! Милое женское лицо в образе  мадонны с  младенцем,  открытая Русская ДУША, что  освещает этот мир!   СЧАСТЬЕ, запечатлённое кистью  АВТОРА - МУЖА.                Жизнь и творчество, которое солнечным  лучом  пронзило Время!   




"Ах, Сальвадор, завидую я Вашей Музе,
Которая Вас вдохновляла и вела
Счастливой поступью в божественном союзе
По жизни – Праздником Любви всегда была!

Она, как мать, дарила Вам свою заботу,
Могла быть ласковой…и строгою была.
Вас направляла только в творчество, в работу,
Как непослушного ребёнка, стерегла.

И всю себя Вам отдавала пылко, страстно,
Как отдаёт себя в стихах строке пиит:
Подругой – милой, верной, беззаветной, властной,
Любовницей – покорной грешною Лилит.

Небесным добрым Ангелом, земной Богиней
И гармоничной половинкой «ИНЬ» была…
А, может, просто – мудрой русской БЕРЕГИНЕЙ
С красивым и певучим именем ГАЛА…!"



По мотивам произведения "Ипостаси  Любви", 
                "Дали  и  его  МУЗЕ"  Автор:  Валерий  СТАРОСТИН



Надежда  Зернова