Никон и Новый Иерусалим

Григорий Казакевич
Был царь Иоанн. Следом смута была –
Жизнь гибнет и зиждется в шквале.
То тучи, то молнией режется мгла –
Премногое тучи давали.

Давали энергию после борьбы –
Энергии вылиться надо –
И люди вставали, отнюдь не слабы –
Для каждого каждый – преграда.

Из их столкновений рождается гром –
Деянье иль громкое слово –
И вот уже небо пылает костром
И к молнии новой готово.

Разверзлись громады сгустившихся туч –
И с посохом грозным возник он,
И телом громаден, и духом могуч,
Владыка неистовый Никон.

Он видел в России вселенский оплот –
И, – мощь обретя после смуты, –
Считал – она к Богу весь мир поведёт –
Но меры тут надобны круты.

За много веков обленились попы –
Не скрыть скудоумия гривам!
Замшелы иль слепы, иль просто глупы –
И вязнут в довольстве ленивом.

И книги в ошибках – исправить пора,
Иначе погибнем навеки!
И вот приезжают словес мастера –
Исполнены мудрости, греки.

Идёт меж служителей церкви борьба –
То резко идёт, то угрюмо.
Мощь старых устоев отнюдь не слаба –
И грозны уста Аввакума.

Но властью и волею Никон силён,
Крепчает поддержка царёва.
Сжигаются книги прошедших времён,
И новое пишется слово.

С другими – сраженье. Накал его зол –
За старое держатся люди.
И в церкви шатанье, разброд и раскол –
По форме, а где-то – по сути.

А Никон громаден – медведю под стать –
Шагает, желанное сея.
Уже государем велят его звать
По воле царя Алексея.

И Никон считает – Россия должна
Стать центром Вселенной отныне.
Железной пятою чужая страна
Жмёт город великой святыни.

Он стонет века под турецкой пятой,
О гнёте кричит непрестанном.
Но Бог не дарует свой город святой
Погрязшим в грехах христианам.

Не сила, а правда победу даёт,
Во тьме зажигает светила.
И вера отыщет в России оплот,
Чтоб силу из правды взрастила.

Коль будет в державе она велика –
Взглаголет могучее слово.
Сказал патриарх: "Создадим на века
Подобие Гроба Христова.

Мы в сердце России его сотворим –
Подобье великой святыни –
И с нами пребудет Иерусалим
И вечно, и присно, и ныне.

Так будет!" И посох о землю стучал,
И грозное слово гремело.
Стоял патриарх, как в начале начал,
Задумывал мощное дело.

Всё было рассчитано точно – и вот
В бой зодчий вступил, а не воин –
И образ кувуклии в храме встаёт –
Гроб Господа там упокоен.

Войдёт богомолец, склонится пред ним,
Омоется сердце слезами.
А выйдет – почувствует свет, негасим –
Лучи, воплощённые в храме.

Течёт белизна, а порой – синева –
Стремятся круги к средоточью, –
И к богу возносятся мысли, слова –
И видят сиянье воочью.

Нисходит оно, оживляя, творя –
Небесное сходит к земному –
И души людей воскрешает заря
Стремленья к небесному дому.

Здесь рвущейся мощи готической нет,
Здесь нет устремленья титана,
А просто струится божественный свет,
Живя и трудясь неустанно.

Как камень, нелёгок, но радостен труд –
И в радость себя погружая,
Сиянье небесное люди берут –
Суть Бога для них не чужая.

Идут и плывут, растворяются в ней –
Свет ищут – и в душах возник он.
Так создал путь к небу из мёртвых камней
Владыка неистовый Никон.

Принёс в средоточие русской земли
Частицу Иерусалима.
Гордыней деянье его нарекли –
Великое часто хулимо.

И, может, хула не совсем неправа –
И, вправду, творилось в гордыне –
Но с неба струящийся свет божества
Здесь чувствуют люди поныне.

И в камне величие мысли живёт
Гиганта, а не святотатца.
Он посохом стукнул о землю – и вот –
Здесь чудному храму подняться.

И быть патриарху поверженным. Что ж:
Клобук – не топор и не дыба.
Но царской немилостью Никон похож
На спорщика с Грозным – Филиппа.

Он к воле царя не склонялся порой,
Покорен Писанью и сердцу.
Но если державой все ставятся в строй –
Не нужен такой самодержцу!

Одна голова государству нужна,
Вторая – начало раздора.
Двоим "государь" говорила страна –
Такое закончилось скоро.

Крепчала в России державная власть.
Страна после смуты крепчала.
И, значит, сопернику царскому пасть –
Не будет раздору начало!

Был Никон низвержен и прожил в скиту
В одежде монаха суровой.
В веригах железных смирял суету
И был погребён под Голгофой –

Подобием той, где Адам погребён,
Где кровь проливалась Христова.
Лежит патриарх здесь с далёких времён
Под глыбою камня простого.

Лежит, пред судом человечьим упрям,
Недвижен под камнем тяжёлым.
И в небо над ним возвышается храм,
А бездна зияет расколом.

Лежит он, громаден – но он не один
Брал в руки железные вожжи.
Легенда глаголет, что Пётр – его сын.
Конечно, легенда – но всё же...

15.09.2018