Добро и зло у господина Лейбница

Марина Артюх
Зло удваивается, если на него обращают особое внимание...
И только вследствие недостатка внимания наши блага уменьшаются.

Если бы нашим обычным состоянием была болезнь и мы только изредка пользовались добрым здоровьем, то мы бесконечно больше ценили бы это великое благо и менее чувствовали свои страдания. Несмотря на это, конечно, всё же лучше, что здоровье - обычное состояние, а болезнь - исключение... Если принять во внимание хрупкость человеческого тела, то нужно удивляться не тому, что люди временами бывают больны, а скорее тому, что они так редко, а не всегда бывают больны.

Бейль видит в мире только больницы да тюрьмы ("всюду тюрьмы и больницы, всюду виселицы и нищие"), но домов существует больше, чем темниц. Ещё Эврипид великолепно говорит: "Людям дано больше счастья, чем бедствий".

       В. Г. Лейбниц.


      Стоит мне направить моё сознание на мои бедствия и они удвоятся, я буду ещё более несчастен оттого, что я буду осознавать своё несчастье. И также, если я обращусь ко злу мира, под моим пристальным взглядом оно превратится в бездну ужаса. Некогда Бродский говорил, что главный замысел зла в этом мире, это оттянуть всё внимание человечества на самого себя, погрузить его в себя, вывести самого себя на передний план, а всё остальное оттеснить на периферию. В определённый момент тут начинает действовать даже магия - слёзы начинают нравится, страдания избираются практически добровольно, лучшее - отвергается, наступает момент, когда почти сформирован "вечный ад" - если не для всего человечества, то для какого-то человека отдельно. А что? Вечный ад ведь так и формируется!
      Кстати, и всё человечество сегодня близко к пороговому состоянию "вечного ада"...
      Проблема здесь заключается в том, в крайнем случае философская проблема, что зло обращает на себя навязчивое внимание, когда оно приходит(как на лишение), а вот добро может пониматься и восприниматься двояко: с одной стороны также вынуждено, как и зло (наконец -то лето наступило, наконец-то я выздоровел и т.д. в целом - лишению конец - от противоположности), но по существу своему и по характеру добро вообще-то должно восприниматься более сложным образом - через нечто, являющееся добром-злом. То есть речь идёт о том, что воспринять злое человеку всегда легче, чем воспринять доброе. Так Мераб Мамардашвили в этом же ключе говорил, что "не думать" для человека естественнее, чем думать, а мы прибавим и уточним - лишь в тот момент, когда думать надо, а вот в тот момент, когда думать не надо и надо действовать или растворяться, жить, переживать - человеку оказывается естественнее "думать" и он "думает и думает в голове", вместо того, чтобы быть практическим существом. То есть этот закон похож на "закон вредности" - он страшно гибок и сам следует за характером нашей деятельности. И всякий раз то, что является в этот определённый момент добром - сделать трудней, легче же - то, что нужно - не сделать. А понять всё это трудно потому, что всё это подвижное - в один момент легче не думать, чем думать, а в другой момент легче думать, чем нет. И попробуй тут пойми "где что" и "что к чему".
      Дьявольщина наступает, когда начинается прямое видение зла, без соотношения его с добром, и когда с этого "облегчения" - "стригут барыши". До тех пор пока мы страдаем в проекции добра, мы можем страдать долго, но не потерять свой человеческий облик. Принесут ли нам эти страдания освобождение или же станут последним давящим грузом для нашей души и погубят нас - вопрос отдельный - очень существенный, главный и "последний" так сказать вопрос - "первый и последний". Но мы - всё ещё люди, не демоны, не дьяволы. Однако, у нас ведь есть возможность стать ими - не просто погибнуть, но продолжить своё существование в ином метафизическом ключе. Перерождение нашей метафизической ткани в дьявольскую - не фантастика, а реальная угроза. Звероподобные существа - один вариант, искусственно рациональные, технологизированные - другой. Кому к чему прямей, как говорится.
      Что значит видеть зло прямо? Полагаться на его относительную самоподвижность. Например, если отбросить голос совести, то можно кое-чего большего добиться, если "не париться" и не затруднятся во многих вещах, можно удобнее существовать - это самые грубые, примитивные примеры. А существует же и огромная масса более тонких. Отброшенная в сторону ориентация на добро, позволяет "очищенному злу" искать и находить повсюду "собственные позиции" - обнаруживается, что их оказывается немало - есть где разгуляться "паразиту", "завистнику", "своднику", "мстителю" - есть на что опереться. Зло ищет зло и находит. В любом месте можно найти зло и опереться на него, потому что всякое добро содержит в себе зло, но когда начинают опираться на него, это уже дьявольщина. Извращение человеческой природы или дьявольщина. Извращение потому, что человеческая природа - благая, и не только человеческая, но и вся природа целиком - благая. Но нужно прибавить: благая - потенциально. А вот актуально, реально - частенько злостная. Однако потенциал это не отменяет.
       Проблема истинного, сложного добра в том, что оно должно быть злым, должно совершать зло в определённой мере и определённом отношении. И это зло для слепых и глухих повседневных людей воспринимается как абсолютное зло, и преследуется и карается ими жестоко как раз в тот момент, когда настоящее зло принимается ими за нечто хорошее. Почему эта "вечная, печальная история жизни" повторяется? Потому что добро никогда не скрывается в своём зле. И, будучи, принципиально открытым, предоставляет возможность людям "тыкать в него пальцем". Между тем, как подлинное зло "крадётся тихо ночью" к вашему дому и улыбается вашим соседом за вашим окном. Такое устройство жизни предполагает видение и слышание, либо - обман.
      Либо - самость, ум, понимание, либо - идиотизм, а за ним и палачество - невольное палачество - по глупости.
      Различить добро и зло - это всё. Вы думаете, что вы различаете, потому что у вас есть об этом некие представления - чушь, полная чушь. Различать добро и зло - дело всей жизни и ему учатся. Тут практический человек вступает в силу, не один теоретический. Недостаточно знать истину, нужно ещё и быть участником добра, в противном случае, в случае нейтральной позиции - различение невозможно, оно будет кривым, либо откажется от этого необходимого человеческого действа.