V

Зенцов Константин
 
ОГЛАВЛЕНИЕ http://www.stihi.ru/2019/08/08/8073


=============================================
МАЙ 
=============================================

1. АРСЕНИЙ НЕСМЕЛОВ

Морские чудеса

Бичом из гибкого металла
Захлёстывало далеко.
И наносило, наметало,
Натаптывало облаков!

И прокинулось.  И ляжет...
И взбешенное помело
Волну сырой и белой пряжи
На водоросли намело.

На отмели, где в знойной лени
Томились женщины с утра,
Ложились, как хвосты тюленьи,
Волн вывернутые веера.

А у кибиток, голубые
Огни затеплив на челе,
Перекликались водяные,
Уладываясь на ночлег.

И, отряхая шерсть от пены -
Пофыркивала темнота, -
Они обнюхивали стены,
Где прикасалась нагота.

Их ноздри втягивали запах
Скамьи, сырого лишая.
На перепончатых их лапах
Белела рыбья чешуя.

И засыпали, с грудой  схожи
Водою обтекавших глыб,
Но женщины им снились тоже
Похожими на белых рыб.

А утром знойно пахло мятой
Над успокоенной водой,
Казавшейся слегка измятой,
Вдали разорванной слюдой.

И воздух был хрустящ и хрупок,
И сквозь его прозрачный слой
Дождём чешуек и скорлупок
К воде просеивался зной.

Казалось, солнце, сбросив шляпу,
Трясёт кудрями. Зной  -  лузга.
А море, как собака лапу,
Зализывало берега.


=============================================

2. НАТАЛИЯ ДЕМИЧЕВА (BHF)


Все тот же май...

Все так же...
Лишь в моем распоряженье
огромная двуспальная кровать.
Все та же траектория движенья
луны, все так же свет мешает спать.
Все так же...
Ничего не изменилось:
все так же просыпаюсь по утрам,
будильника звенящую немилость
приняв, как неизбежность. Тот же гам
из сада под окном, и залетает
ко мне на кухню тот же воробей,
и мы с ним крошки на столе считаем,
пеняя на неряшливость людей.
Все тот же пес приносит грязь на лапах.
В день моего рожденья - тот же май,
цветет сирень, дурманит тот же запах.
Напрасно удивлен. Не забывай -
ведь я жила и ДО тебя, а, значит, -
все так же. И для новой пустоты
нова лишь мысль, что было все иначе,
когда был ты.


=============================================

3. ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН


Я не завистливый на лайки,
Прости меня, народ честной –
Я не игрец на балалайке,
Не тульский пряник расписной,

Не швец (скорее же – норвежец),
Не жнец лаврового листа –
Беглец в уездный город Бежецк
И в отдалённее места,

В которых взрослые и йети
Не чают скорого конца,
Когда компьютерные сети
Притащат в сени мертвеца.

И будет он походкой зомби
Бродить по топким берегам,
Бубня под нос о гекатомбе
И выдыхая перегар –

Я буду жечь его глаголом
И бичевать его бичом,
В конфликте с внутренним монголом,
Бомжом, номадом и бичом.

Тем душу я свою потешу
(Её в Сбербанке я сберёг)
И сёстрам на уши повешу
Гирлянду яшмовых серёг,

Потом шагну заре навстречу,
Рвану рукою провода –
И воспарю свободной речью
Неподневольного труда!

=============================================

4. НОННА СЛЕПАКОВА


САХАРНАЯ ПУДРА

У нас в муке — кладбищенская глина,
В начинке — кровь, и ржавчина, и смрад,
Но сладостная пудра ванилина -
Изюминка, коричинка, цукат,
Людской, патриархальный аромат
Чудесною рождественскою шапкой
Обожествят поверхность пирога,
И потянусь чернильной потной лапкой,
и будет мне кружок или дуга.

И зазвучит дозволенным уютом
Утесовский мембранный хрипоток,
И девушки неведомым маршрутом
На дальний устремятся на Восток,
В центральном парке музыка взыграет,
И вырастет на грядке резеда...
Над кем, над чем там черный ворон грает?
Неважно, не над нами, не беда.

У нас, как у людей, — еда готова.
И человечно пахнет ванилин,
И Волга-матерь, как Любовь Орлова,
Щебечет, пробегая средь долин.
Мы счастливы — ни грая нам, ни чоха,
И нет на нас ни Бога, ни врага,
И детским языком своим эпоха
Облизывает пудру с пирога.


=============================================

5. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР


ТРАКТОРИСТ

На небе – земляные облака:
колдобины, бороздки, комья глины… –
как будто их в сердцах перепахал
неведомый Микула Селянинов


А там, внизу, где дёргают грачи
червей из пашни – не живой, не мёртвой –
сидит он на орале и молчит.
И бутерброд жуёт, и в небо смотрит


Сидит один, сутулится слегка,
всё думает: а если бы, а мне бы…
…и отражается в его зрачках
огромное бульдозерное небо


=============================================

6. ЕЛЕНА ГУЛЯЕВА (МОРЕВНА)


ВСЕ СЛОВА

Все слова уже сказаны где-то, когда-то, кому-то
И - одно утешенье - их всё-таки больше, чем нот:
Непокорный табун - против воли кнута и хомута,
И - галоп,
Или - пахота, мухи и пот;
Или - мерный, манерный гавот и плюмаж на макушке;
Или - шахта, и - ворот, и - шоры,
И - слепнут глаза;
Или - буйство трибуны, удил и уздечки удушье,
Плен жокейских колен:
Фаворит, уносящийся за...
Объезжаем, впрягаем, даём шенкелей,
Дрессируем (и - строго);
Доверяем и любим.
А к ночи, замкнув этот круг,
Мы мечтаем, как дети,
О сказочном Единороге,
Откровеньях кентавра...
И - кормим Пегаса из рук.

=============================================

7. МИХАИЛ АЙЗЕНБЕРГ


Это, солнышко, дорога в никуда,
сообщение о ком-то ни о ком.
От песочного, слоеного труда
ядовитая слюна под языком.

Всё глядели, как усталая вода
повторяет их короткие глотки,
обитатели народного пруда,
и не рыбы, а живые поплавки.

Обязательно стояли над душой
доброхоты с папиросками во рту.
Вспоминаешь этот утренник чужой,
словно он тебе написан на роду.

Где мы были? Нас и не было почти.
Взяли марки да обменные значки.
Дети-демоны сошлись на кулачки
разорвать себя на мелкие клочки

=============================================

8. АЛЕКСАНДРА САНДОМИРСКАЯ


Рыбина

У меня жила рыба, большая такая рыбина,
в глубине моего сердца, в самом далёком омуте.
Тишина и сумрак его незыблемы
(так в моей ночами бывает комнате).


Замирала у дна надолго, глазищи выпучив,
шевеля плавниками и жабрами самую чуть ещё.
Я за ней наблюдала, улыбку зачем-то вымучив,
и пыталась понять, откуда такое чудище.


Почему она здесь? Почему в этой темени –
не в прозрачной воде за зелёными мысами,
где течением слабо колышет растения, –
в этой ямине жуткой, да разве же мыслимо?


И часами смотрела на рыбину старую,
и ждала у воды наступления вечера...
Но однажды зимой поняла, что не стало её,
что её больше нет, что искать её нечего

=============================================

9. ГРИГОРИЙ ПОЖЕНЯН


Отчего так мучительно душно
в холода этой жёсткой зимы?
То ли тело душе непослушно.
То ли долго не старимся мы.
И, казалось бы, утро положе,
и не той уже сухости жар,
море стынет быстрее, и всё же
берега уходящие жаль.
Никакого не будет пожара.
Никому я не щит, не броня.
Без меня обойдутся, пожалуй,
и товарищ, и сын, и родня,
И Она оттого, что живая,
дай ей бог, оживится другим...
За хребтами победного мая
без меня - одиночество им.
Жребий мой и суров был, и редок.
Мне дарован солдатский аванс:
не вернувшиеся из разведок,
я живу, чтобы помнить о вас.

http://ruspoeti.ru/aut/pozhenyan/19581/

=============================================

10. ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ


ПИСЬМЕНА

Нет, дневники не сохраняют –
они хоронят между строк
все пятьдесят оттенков мая.
Какой в них прок?

Вот письмена моей эпохи –
сырой растресканный асфальт...
Домишки в сумерках неплохи.
Скрипящей двери сочный альт
споёт и громко оборвётся
о покосившийся проём,
и вечер медленно, без лоций
вплывёт, сиреневый с краёв,
в усталый двор, корявый садик –
дичалых яблонь благодать...

Мне в календарном листопаде
и пары дней не удержать,
когда б не талый запах прели
от чёрных листьев по весне,
не эти ржавые качели
и свет в окне.

=============================================

11. ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ


КОФТА ФАТА

Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

Пусть земля кричит, в покое обабившись:
"Ты зеленые весны идешь насиловать!"
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
"На глади асфальта мне хорошо грассировать!"

Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо
и острые и нужные, как зубочистки!

Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта,-
я цветами нашью их мне на кофту фата!

=============================================

12. АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ


Мы от музыки проснулись.
Пол от зайчиков пятнист.
И щеки моей коснулись
тени крохотных ресниц.

Под навесом оргалита,
нажимая на педаль,
ангел Божий алгоритмы
нам с Тобою передал.

=============================================

13. ВИТАЛИЙ ДМИТРИЕВ


Когда сквозь это время как игла,
раздвинув черно-белые волокна,
жизнь проскользнёт, укутанная в кокон
стихов моих, и, краше чем была,
ранимая и влажная душа
протиснется, как бабочка, на волю,
расправленными крыльями шурша,
не зная унижения и боли,
мне будет абсолютно всё равно.
Ну а пока - грядущее темно.
И душно, и терпеть невмоготу
спасительную эту тесноту.

=============================================

14. МАРИНА НАМИС


Через меня

* * *
Пока земля из сумерек глухих
к рассвету гонит сны-солончаки,
пока, весну надев, костлявый лес
выходит к дому дню наперерез,
а небо дремлет на семи ветрах
переведи меня через овраг.

Пока, преданья ветхие поправ,
рождает ночь Адама из ребра
и наполняет силою слепой,
и кормит мной, ознобом и собой,
а он растет, предтеч опередив,
через него меня переведи.

Мой слух, мой круг, мой тихий поводырь,
во мне останься чуткостью воды,
пробейся в дни, как вешняя трава,
внезапно сам себе расшифровав
навязчивых часов речитатив,
через меня меня переведи.


=============================================

15. ВЛАДИМИР СОКОЛОВ


Пластинка должна быть хрипящей,
Заигранной... Должен быть сад,
В акациях так шелестящий,
Как лет восемнадцать назад.
 

Должны быть большие сирени –
Султаны, туманы, дымки.
Со станции из-за деревьев
Должны доноситься гудки.

 
И чья-то настольная книга
Должна трепетать на земле,
Как будто в предчувствии мига,
Что всё это канет во мгле.

=============================================

16. ДАРЬЯ КОППОЛА


Подарочек 

Подышу на стекло, затуманю,
Можно пальцем твой профиль чертить,
Не заметить горшочек с геранью,
Неуклюже столкнуть и разбить.

Ты альбом подарил мне французский,
Поручив полистать между дел,
И к подарку добавил в нагрузку:
«Никого как тебя не хотел».

Сад дурманит, июль на исходе
И чего я всё дома сижу,
Ты еще не ушел - ты уходишь,
До калитки тебя провожу.

А в саду стал заметен крыжовник
Темно-красным оркестром Дега
Всё, что ты пожелал, я исполню -
Буду счастлива и молода.

В одинокой постели не спится,
Полистаю подольше альбом,
А китайских красавиц ресницы
Станут чаем моим и теплом.

У Моне мне понравится лодка
И Сезан далеко не фигня,
От Курбэ мне захочется водки,
От Мане (представляешь?) тебя.

Стекла в доме покрыты туманом,
На полу обнаженный цветок.
Пусть пока полежит, завтра встану
И заклею разбитый горшок.


=============================================

17. АЛЕКСАНДР ШАПИРО


Есть вещи, которых никак никому,
наверное, не объяснишь.
Галера бодает волну. На корму
восходит, и пробует тишь

на звук и на жалость оливковый грек,
и сжался комочек в душе,
как будто ты мальчик, на улице снег
и ветер, и вечер уже,

а взрослые между собой говорят
под шорохи желтых газет,
и тот же здесь японоватый закат
на мелкое солнце надет,

и так же малинова Фуджи-гора,
и бьется стеклянный лосось,
и важное что-то случилось вчера,
но главного – не удалось,

но главного – нету. Биенье струны,
биение рыб об порог,
сон мальчика, сон невесомой сосны –
ненужного слова зарок.


=============================================

18. ИРМА ГЕНДЕРНИС


http://www.stihi.ru/2018/04/17/7728

заломленных, к замыленному глазу
луны ли, когда выключили звук
и сдвинули надгробие и фазу
и потянули лямочку – навзрыд:
под ископаемое слово ключевое
копнули глубже: врыт или не врыт
Твой кабель в недро речевое…


=============================================

19. ВИТАЛИЙ КАЛЬПИДИ



Римейк «В деревне Бог живёт не по углам». (И. Бродский)

...
В Еманжелинске, прячась по углам,
под мостовой, в водопроводном кране,
ангину гладиолусами гланд
щекочет бог внутри своей гортани.

Наевшись на ночь мокрых макарон,
дрожа от им же созданного ветра,
он, как всегда, закончит моцион,
листая комикс Ветхого Завета.

Он встанет ночью восемь раз подряд
убавить газ в раздолбанной духовке,
где плавится миниатюрный ад,
уже который год без остановки.

Оттуда крики плещут через край.
И если уж не с бухты, то с барахты
он пальцем на стекле духовки – «Рай» –
выводит, улыбаясь артефакту.

Потом сидит, рассматривая пол,
и сам себе, поморщившись капризно,
бог внутривенно делает укол
проверенным снотворным атеизма

=============================================

20. СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ


РАБОЧИЙ СЦЕНЫ

Лет последних десятка так с два
засыпаю с трудом, просыпаюсь некстати,
а наутро гудит голова
паровозным гудком. Я и брат мой лунатик

осторожно ведём паровоз
в туалет, в кофеёк, а затем - на работу
(я не знаю, - всё это всерьёз
или так, несерьёзное что-то).

Ну приехали, сквозь турникет проходной
просочились в подсобный придел Мельпомены;
здесь мой брат исчезает. Нет, я не больной,
я обычный рабочий сцены.

Да, когда-то мечтал быть актёром, но не
поступил в театральный, забрили в солдаты,
повезло: побывал на войне.
Не погиб.
А мечта подевалась куда-то.

Но её фитилёк оказался прочней
и военных и послевоенных раздраев:
свечка плавится, тает, и я вместе с ней
тоже плавлюсь, и таю, и не умираю.

=============================================

21. АСЯ АНИСТРАТЕНКО

МОСты
...
Воздушная яма. Утраченное звено.
Кому, как не мне, наводить через ночь мосты
И в медленный взгляд сквозь распахнутое окно
Укладывать все, что останется до черты...

Ах господи, что же так грустно? Ведь мир так мал,
Так тесен, так прост в основаниях, весь - на свет...
Меня призывает искусство сходить с ума
И с собственной крыши плевать на любой запрет.

Я знаю и эти ступени, и каждый шаг,
И каждую досочку сцены для дураков.
Могу посвящение ставить, могу и так:
Пока безымянное, выкорчевать легко,

Но господи, что же так грустно? Как будто все
Написано, сказано, свито в одно кольцо...
И ветер, который нас все-таки унесет,
И парус, который порвется в конце концов.

=============================================

22. СТЕПАН СУЛТАНОВ


Портится весенняя погода,
И приятно мне в окно смотреть;
Стало вдруг, в любое время года,
Как-то слишком просто умереть.
 
Гром над лесом, ласточки над полем,
Радость приближения грозы;
На мгновение запахла морем
Яма возле лесополосы.
 
Я подозревал, что на закате
Лес похож на старую кровать.
Только б не в облупленной палате,
Только б не в больнице умирать.
 

=============================================

23. ДМИТРИЙ БОБЫШЕВ


ПАРУСА


Отплавал по волнам Невы и гавани
добротный бот… Смолистый барк?
Теперь весь этот воздух, им возглавленный,
летит во мрак.

И не подвёл, а сдюжил, дело выполнил.
Но, снаряжаясь в новый век,
он золотит ветрила, руль и вымпелы,
и: – Все наверх!

Иль это галиот? Летит прославленный
скрипучий бриг… Или – корвет?
Да это же – для будущих послание,
и – вскрыт конверт.

А из него – листки… Не детям этим ли,
депешу развернув, прочесть
«Курс – Вест?..» И в молодом тысячелетии
ответить: – Есть!

И эта высь, и ангелы плечистые,
что город сверху берегут,
его к себе, крылатого, причислили
вдруг, на бегу…

И, – так держать, чтоб, главное, от берега!
В даль, за таможенный буян,
в те глуби, где галактика, Америка,
вновь – океан.
 
Я правду корабля не только выстоял,
я вылетал её, и вот
гляжу: летит и он, как ангел истинный,
ввысь и вперёд.

=============================================

24. ВАДИМ ЖУК


Твое платьице — синий флажок,
И художественные ладошки —
Вот оставил ожог утюжок,
Вот привет разыгравшейся кошки.
Ладит с берегом ладожский лед —
Аккуратно плывет — посередке.
Майский жук совершает полет,
Первый, медленный, пробный, короткий.
И природа дивится сама —
Как же с ней приключилося это? —
И весна и немножко зима,
И почти уже красное лето.
Это май в Ленинграде такой
Создан чьей-то прекрасной рукою,
Над твоею Невою-рекой,
Над моею Невою-рекою.
У деревьев и листьев-то нет,
Так — на ветке пять-шесть, для кокетства…
Ветерок. Полумгла. Полусвет.
Полусвет. Полумгла. Полудетство


=============================================

25. ГЕОРГИЙ ИВАНОВ



Торжественно кончается весна
И розы, как в эдеме расцвели.
Над океаном блеск и тишина
И в блеске – паруса и корабли...

...Узнает ли когда-нибудь она,
Моя невероятная страна,
Что было солью каторжной земли?

А впрочем, соли всюду грош цена,
Просыпали –  метёлкой подмели.

=============================================

26. ДИАНА ЭФЕНДИЕВА


Семена

Еще не обреченное, - прости!
Еще не обретенное, - помилуй ...
Нам некому уже молиться, милый.
На весла навалиться и грести,

И плыть, и плыть, не зная берегов,
Не строя дома, не сажая сада.
Но чувствовать, как чертова рассада
Внутри тебя стремится из оков,

И требует земли, а не воды.
И мы страшимся нежного побега,
Прикидывая шансы для побега
По мере приближения беды

И кромки суши с россыпью камней,
И полосой синеющего леса...
В слепой необратимости процесса...
Прости меня... Прости. Иди ко мне.

Так надо ли отыскивать изъян?
Иди ко мне. Мы превратимся в тени
Из наших тел пророщенных растений
Из горьких перламутровых семян.

=============================================

27. АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ


К стихам

Стихи мои, птенцы, наследники,
Душеприказчики, истцы,
Молчальники и собеседники,
Смиренники и гордецы!
 
Я сам без роду и без племени
И чудом вырос из-под рук,
Едва меня лопата времени
Швырнула на гончарный круг.

Мне вытянули горло длинное,
И выкруглили душу мне,
И обозначили былинные
Цветы и листья на спине,

И я раздвинул жар берёзовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
 
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землёй, а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы.
 

                1960


=============================================

28. ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВА


НАЧАЛОСЬ

Просыпаясь, уже понимаешь, что началось;
кто-то выкрутил все настройки — другой контраст
и другая яркость; и собственный цвет волос
не узнать теперь — не говоря уж о цвете глаз.
Кто-то, видимо, Там изучает тебя на срез,
проверяет на слом и испытывает на вкус, —
просыпаясь, ты видишь, оглядываясь окрест,
что проснулся в родной и знакомый терновый куст.

По сиреневым молниям, прячущимся в рукав,
между рам оконных — цветению трав степных.
Просыпаясь, ты видишь, что всё это был вулкан —
и теперь даже пол обжигает тебе ступни,
и теперь хоть пляши, хоть ломайся,
хоть бей челом —
притяжения нет, изогнулась земная ось,

и не страшно теперь уже, Господи, ничего,
кроме этого вот —
ну, которое началось.

=============================================

29.  КАЛЬВИЯ КРИСПИНИЛЛА


Птичка

птичка певчая соловей ветвей
кущи раздвинь пуще печаль развей
розы не розовы розги же нам слабы
роем да возопим мы на все лады

птичка первая о петушок-дружок
тушек ли наших на посошок кишок
алчешь визжишь тревожишь покой по кой
взять бы тебя рукой да приложить киркой

птичка божия ахалай-махалай
слава аллаху харе тебе хвала
похорони нас хроников дохрена
проговори нам поговори нам нах
поворотись к лесу передом через дом
господи господи сами мы передохнем

=============================================

30. ВИКТОР КИРЮШИН


Услышать можно "нет" и "да"
В случайной фразе.
Так преломляется вода
В хрустальной вазе.
      
Опять бессвязный шум дождя
У самой двери.
Так что-то шепчут уходя,
В уход не веря.
      
Надежда ветренная лжет
О счастье рядом.
А вдруг и вправду обожжет
Случайным взглядом?
      
Судьба ль замыслила менять
Пути и сроки…
Но разве смертному понять
Ее намеки?

=============================================

31. ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН


Гатчинский весенний день

 
Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый, светлый майский день.
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень.
 

«Сирень» и «день» — нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней — знает кто?!


«Сирень» и «день»! Как опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я на мир смотрю влюбленно,
Пьян сном сиреневых кистей!
 

Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и золот,—
Виновных нет в весенний день!