Подарок В. Сухорукову - Обзор Екатерины Камаевой

Тм Гуси-Лебеди
Оценка построена на сравнении нижеприведённых работ друг с другом, а не с какими-либо посторонними произведениями, не имеющими отношения к конкурсу. Поставила максимум наиболее понравившимся, остальным -- чуть ниже.

1. Тонкая грань…

                "И народ на подошвах своих выносит гранит из метро".
                Виктор Сухоруков


Россиянин был, явно не псих,
Эту схему продумал хитро:
"И народ на подошвах своих
(Сам) Выносит гранит из метро." (С)

И спешит нагловатая рать
В подземелье для плотских утех.
Это где столь гранита набрать?
Чтоб досыта хватило на всех…

Депутатик стащил миллиард; –
Некий избранный шустрый пострел…
А народ то беснуется… Рад:
Мол, на дыбу его, на расстрел!

Дума морщит тяжёлые лбы,
Честь и совесть поставив на кон:
Тащат бабушки с леса грибы, -
Им чихать на страну и закон.

Там чиновник упёр под шумок
Миллионов звенящую медь…
Это что же? Его под замок?
Люди! Совесть то надо иметь!

И порою такая тоска:
Лето, пляж, суматоха и гам…
Это сколько там спёрли песка,
Что прилип к вороватым ногам?!

Да! Россию умом не понять!.. (С)
Не с того ли к соседям добра.
Что для всех прокажённых, как мать,
Хоть кому-то и всыпать пора.

А в Отчизне то смута, то брань…
Где тот самый пророк?* Подскажи…
Но невидима тонкая грань,
Отчертившая правду от лжи.


*Ссылка на Евангелие от Матфея: «Нет пророка в своём отечестве»

# # #

Стихотворение хорошее, но сырое. Требует доработки, как и все только что написанные произведения, чья интересная мысль не попала с первого раза в нужные слова. Необходимо читать свои стихи, вслушиваться, всматриваться. И они обретут правильные очертания. Обильные многоточия не оправданы. По возможности от них лучше уходить, потому что этот знак препинания рвёт стихотворение на отдельные лоскуты, сшивать которые должен читатель (если он внимательно читает).

Техника 3
Содержание 5

***
2. Монумент
 
От прежних кумиров лишь серый гранит
Остался, былое прошло,
Но память занозой в затылке свербит,
Как всё это произошло...
 
В могучей державе воздвиг монумент
Народ, победивший врагов,
Но был он низвергнут в какой-то момент:
Народ ополчился и снёс монумент...
Так было вовеки веков...
 
Да, было такое не только у них,
Предание это старо...
"И народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро"...

# # #

 Уверена, автор пишет гораздо лучше по собственному вдохновению. По заданию всегда сложнее.

Техника 4
Содержание 3 (к сожалению)

***
3. Время меряя шагами…

И народ на ботинках своих
Выносит гранит из метро:
Каждый шаг на холстах городских
Стройнеющий пишет перрон.

Мы подошвы стирая до дыр,
Как масляной краски штрихом,
Всё рисуем стареющий мир,
Только малое видя в большом.

Прозябаем в быту суеты,
Убивая художника дар,
Рождены с искусством на ТЫ!
Говорить, но сбился радар…

И потерян давно ориентир,
Время тает, как мартовский лёд.
Ложных ценностей балансир
Подгоняет нас плетью вперёд!

Дерзко кину ботинки во тьму,
Обессилев на бренном пути!
Я, заснув, с облегчением пойму,
Что мне больше не надо идти…

# # #

Понятно, что сбой ритма обусловлен ключевой фразой, но лучше было бы оставить его только во второй строке, как необходимость, и не напрягать четвёртую. Над знаками препинания тоже стоит поработать. Почему-то им не принято уделять должного внимания. Верная пунктуация способна преобразить совершенно простой текст, а случайная -- ослабить глубокую мысль.

Техника 4
Содержание 4

***
4. Метро

Бесконечна людская река,
Сотни ног, сотни лиц, сотни глаз,
И доносятся издалека
Сотни звуков, шумов, сотни фраз.

Если б только могли говорить
Стены этих подземных дворцов,
Они помнят, их память хранит
Сотни фраз, сотни тайн, сотни слов.

Но они, как и прежде, молчат,
Как и прежде, они холодны,
Наблюдая, как люди спешат
Вдоль какой-то унылой стены.

Бесконечна процессия их,
Им не важно, где зло, где добро,
И народ на подошвах своих
…Выносит гранит из метро.

…Остаётся лишь шум поездов,
Отражённый от каменных плит,
Сотни тысяч забытых следов
И шершавый истёртый гранит.

# # #

Этому стихотворению 5/4. Для заданной темы довольно хорошо. За содержание можно было бы поставить и 5, если бы не скопление "они" с 7 по 10 строку.

Техника 5
Содержание 4

***
5. Вдруг...

Это был то ли сон, то ли бред, то ли вой алкогольного дна.
Всё закрыто и, кажется, впредь не откроется мне никогда.
Я стою на проспекте, кляня сам себя за бессильную злость,
а народ, не заметив меня, протекает то мимо, то сквозь...

Но когда я однажды просох и проснулся, глаза приоткрыв,
обнаружил, скорее, подвох, чем какой-то внезапный прорыв.
Где один из толпы - не герой! Мельпомена забыта, увы.
Лицедей любопытен порой, но хотел бы я быть таковым?
Не уверен... выходит, что да! Раз кривляюсь уже столько лет.
Может быть это путь в никуда, может лучшие роли в столе
запылились, как вирши иных. Дело даже не в технике, но
тут уж вышло, как вышло... и мы хвалим вовсе не тех и не то.
В каждой роли и в каждом стихе нужно чётко поставить вопрос.
Не "хи-хи", не "ха-ха", не "хе-хе", но проблему, почти парадокс.
Где милей нелогичный ответ, слово "вдруг" возникает само,
где во тьме зажигается свет, а рассвет покрывается тьмой...
 
Так ли это? - не факт! Может нет. "Перемен, перемен!" - голосит
малолетний инфант. Без монет в современный подземный Аид
напролом не пройдёшь. Поутих тот, кто просит: "Верните, мне трон!"
И народ на подошвах своих ...............  выносит .. гранит . из метро.

# # #

Я бы оценила ещё и графику стиха: тоже 5.
Желаю успехов.

Техника 5
Содержание 5

***
6. Час пик

Наступает вечерний исход
и в подземку течёт толпа.
Глухо стонет гранит перронов,
воют вагоны.

Реклама тянет людей в дисконт
(утопающий – утопай).
Скоро выборы мэра Нерона,
отца в погонах.

По проходу, толкаясь, идут
активистки в нижнем белье,
просят деньги для падших дам -
жадно, упорно.

Пассажиры чуют грех и беду,
и при этом ценят рельеф.
Гоняют в китайских гаджетах
русское порно.

Но на страже бессменно стоит
турникетный ангел Петров,
станционный смотритель Бога,
честный хранитель.

И народ на подошвах своих
выносит гранит из метро
чтобы выбить свою эпоху
в тёмном граните.

# # #

Авторский взгляд более, чем субъективный. Ощущается некоторое давление. Но написано хорошо, теме не противоречит.

Техника 5
Содержание 5

***
7. Я вернусь.

Жизнь моя - на бегу, всё спешу,
И мыслей полна голова,
Слышу ритмов нечаянных шум,
Смакую, рифмую слова.
И народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро,
Набивая подмётками стих
По звонким колодцам дворов.
Расплескалась вокруг акварель,
Вся в солнечный цвет кураги,
Мне за тридевять дальних земель
Бежать не с руки, "не с ноги".
Ты меня из окрестных миров,
Прошу, непременно дождись,
И букеты нескладных стихов
Про радугу через дожди.
Принесу, ты поверь, как вернусь
Сатурновых пару колец,
Я дорогу домой наизусть
Запомнил на тысячу лет.

# # #

Здесь сбой ритма органичен. У стихотворения довольно приятный, мягкий вкус. Тем не менее, содержание не везде выверено, и технические недочёты тоже имеются. Поэтому 4/4. Стоит доработать.

Техника 4
Содержание 4

***
ВНЕ КОНКУРСА
Тамара Шишкина
"Подарок Виктору Сухорукову"

Родился с задержкою стих,
Хоть конкурс объявлен давно.
"... народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро!"
    Подземное море людей,
    Привыкших по раньше вставать -
    Кто ГОСТЬ посто едет в музей,
    Поклон свой талантам отдать!
Другие на ПЛОЩАДЬ спешат,
Извечную чашу страстей,
И ищет задумчивый взгляд
Истории росчерк на ней!
    Столица торговцев полна -
    ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ кругом.
    И, если устроит цена,
    Украсится дальний их дом.
СТУДЕНТЫ беспечно снуют.
Усилив цветной колорит...
Щебечут, в смартфоны суют,
Порою задумчивый вид.
    А шум только к ночи затих. ..
    Охранник зевает хитро-"И
    Народ на подошвах своих
    Выносит гранит из метро!"

# # #

Я бы поставила 4 за технику и 5 за содержание. Хороший, приятный, добрый посыл читателю. Очень по-человечески. Технической стороне стоит уделить чуть больше внимания.


*Примечание от ведущей Яны Гауэрт Огневой.
НА ОБСУЖДЕНИЕ ОБЗОРОВ У УЧАСТНИКОВ И ЭКСПЕРТОВ ЕСТЬ 2,5 ДНЯ.
ПОСТ И ИТОГАМИ ОПУБЛИКУЮ ВО ВТОРНИК 03.09.2019