Необычные знакомства. История десятая

Леонид Самойлович
   Шёл конец 1988 года. Я с покойным Мишей Спектором снимался в голивудском фильме “The Package”. А случилось это неожиданно. Однажды, мне на работу позвонил Миша Спектор и спросил не хотел бы я поехать с ним на отборочный просмотр для фильма, который должен был сниматься в Чикаго. Куда, зачем, в роли кого, он и сам толком не знал. Сказал только, что ему позвонил помощник режиссёра и сказал, что им нужны русские для фильма, снимающегося в Чикаго, и если у него есть приятели говорящие на русском языке, он может их прихватить с собой. Таких приятелей оказалось много и у меня. Почему позвонили именно Спектору было понятно нам обоим.
Спектор рекламировал  свою переводческую фирму в русскоязычной прессе сразу после приезда в Америку. Будучи профессиональным военным переводчиком, говорящим в совершенстве на двенадцати языках, его знанием в этой области пользовалось успехом в русскоязычной среде. А ещё его услугами занимались некие организации о которых он не говорил даже мне.

   Просмотр оказался достаточно простым делом. После того, как секретарь записала всю нашу родословную, нас пригласили на предварительную отборочную съемку. Приглашали по два человека, и мы должны были рассказать друг другу  на русском языке, какую-будь историю. Преследовалось несколько целей - проверить или мы те за кого себя выдаём и действительно ли владеем русским, и в каком объеме. Как ведём себя перед объективом киноаппарата (не смотрим ли вовремя разговора в объектив, и есть ли у нас хоть, какие-то артистические данные.
   После съёмок к нам вышел, чтобы познакомится директор фильма Эндрю Дэвис.
На мой вопрос, что делают на этой стене фотографии русских артистов, проживающих в США, включающих Савелия Крамарова, он улыбнулся и сказал, что привёз фотографии с целью ощущения русской атмосферы.

   Из всех пришедших с нами отобрали двоих - меня и Мишу. Сказали всем, что позвонят, но позвонили только ему и мне. Бедный Спектор, его уже давно нет в живых, а я до сих пор вспоминаю наши ранние поездки на съёмочные площадки, или в Шато, как их тогда называли. Помню звонок ко мне на работу. Загадочный голос лаконично представился, объявив, что его зовут Нил Отеро и он является  ассистентом директора фильма. Извинившись за беспокойство и спросив есть ли у меня время выслушать его, он спросил снимался ли я, где-нибудь раньше. Растерявшись от неожиданного звонка и тем более от вопроса я, влекомый радостным предчувствием чего то необычного, выпалил - “конечно, но не в этой странe”. Нил сказал, что это не имеет значения и объявил, что меня зачислили в состав артистов с окладом в четыреста долларов в день. Будучи занятым семь дней в неделю на основной работе я не представлял себе, как выйду из создавшейся ситуации.

   К счастью всё обошлось. Заболев на несколько дней я, к удивлению своих сотрудников взял, неожиданно, не объясняя причин, двухнедельный отпуск. Этих дней оказалось вполне достаточно, чтобы учавствовать в завершении съёмок в Чикаго. Чтобы не возвращаться к этой части повествования скажу, что через какое-то время увидев фильм с моим участием, одна из моих коллег, по имени Челси Винтерс, преподнесла мне в подарок кассету с фильмом “The Package”, не зная о том, что Голивуд уже прислал мне копию. Дело в том, что я никому на работе не говорил о съёмках с моим участием, рассчитывая на сюрприз. Так оно и вышло. Кроме того, что это событие оказалось, чем-то новым в моей жизни, оно познакомило меня с целой группой людей, с которыми я бы никогда не встретился, если бы не эти съемки. Я имею ввиду таких известных в мире артистов, как Джин Херман, Томи Ли Джонс, Диана Касити и многие другие. Особым сюрпризом для меня оказалось знакомство с человеком о котором я знал уезжая из Союза. Им оказался опытный военный лётчик Виктор Беленко, о котором вынуждена была писать советская пресса, так-как дело о его побеге на самолёте МИГ-25 в 1976 году в Японию, писала вся мировая пресса.

   Стратегический самолёт МИГ-25 интересовал американские спецслужбы, с того самого дня, как только они узнали о его существовании. Когда, неожиданно, появилась уникальная возможность познакомиться с его военными достоинствами, американцы не останавливались ни перед чем. Каково же было их разочарование, когда разобранный на части самолёт предстал перед ехпертами американского военного ведомства. Мало того, что самолёт даже близко не напоминал машину рекламируемую, в своё время Советами, но он был собран из деталей, которые встречались в самолётах времён Второй Мировой войны. Электроника самолёта подтверждала отставание в этой области, советской науки и техники на порядка 20-25 лет, не смотря на их полёты в космос. И тем ни менее, имея все эти недостатки МИГ-25 был в состоянии в три раза перекрывать скорость звука и подниматься в стратосферу для перехвата противника.
В конечном итоге, по просьбе Советов, Япония вернула самолёт России, а Виктор Беленко получил политическое убежище в Америке. Я узнал его сразу увидев на съёмочной площадке. За два или три месяца до этого, Новое Русское Слово напечатало статью о нём с фотографией. Директор фильма мистер Девис познакомил нас, попросив вести какую-нибудь беседу на русском языке, на фоне которой он собирался снимать какой-то эпизод.

   Похоже, что он не знал прошлого Виктора и обращался с ним только, как с человеком подрабатывающим в Голивуде, специалистом по советскому военному обмундированию. Виктор был приглашён на одну из военных ролей  в его фильме и знать о прошлом артиста директору не было обязательно. И не удивительно, ведь в титрах фильма он проходил под именем Анатолия Борисова. Я так и не узнал, каким образом  Беленко стал Борисовым. На протяжении всех съёмок мы общались по разным поводам. Долгое время он не хотел признаваться, что Беленко и Борисов одно и тоже лицо. Однажды я задал ему провокационный вопрос, спросив или он до сих пор находится под “крышей”, на что он ответил - нет, уже нет. Было похоже, что атмосфера киносъёмок была ему знакома до этого, так как его дружеское общение с главными действующими артистами, в этом фильме, была на коротке. В одном из коротких перерывов от съёмок, в гостинице на втором этаже, я увидел его сидящим на подоконнике рядом с Джином Херманом.

   Очевидно, они говорили обо мне, так как Хекман в догонку мне, проходящему мимо, выкрикнул шутя - Hey, you, Dustin Hoffman, на что я тоже шутя, ответил глядя на него - Clouse enough, что должно было значить - близко к истине. Возможно, я был приглашён на съёмки только благодаря моей схожести с этим знаменитым американским артистом. Кстати, на вечере посвящённом окончанию съёмок фильма “The Package” в Чикаго, в музее “Слепой попугай”, Джин Херман сказал мне что он рассказал Дастину Хоффману о его двойнике в Чикаго. Реакции, естественно, никакой. Таких двойников, очевидно, масса. После окончания съёмок, мы с Виктором больше не общались, и о его дальнейшей судьбе мне ничего неизвестно. Знаю только, что однажды,  увидел его в другом фильме, который назывался “Hunting Red October”.

                Октябрь, 2012г.