Сердечное согласие

Димитрий Кузнецов
Затянут мир петлёю аксельбанта,
Вступили страны в сложный адюльтер:
Сердечное согласие – Антанта,
Как дружба леопардов и пантер.

Железный век ползёт громадой хмурой
По чёрно–белым траурным полям,
И, жертвуя то пешкой, то фигурой,
Ферзи готовят гибель королям.
 ______________________
 * Иллюстрация:
    картина "Сердечное согласие",
    автор – Андрей Ромасюков, С–Петербург.

Сердечное согласие или Антанта (l’Entente cordiale фр.) –
военно–политический блок России, Великобритании и Франции, сложился в 1904–1907 годах в качестве противовеса «Тройственному союзу» (Германии, Австро–Венгрии и Италии), завершив размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.


29 августа 2019 года, в предпоследний день лета, в Калужском Музее изобразительных искусств (галерея "Образ") открылась персональная выставка петербургского художника Андрея Ромасюкова "От Великой войны до Великой смуты".

Экспозицию, размещённую в двух больших залах, открывает картина "Сердечное согласие": хищные звери, словно сошедшие с геральдических гербов, склонились над шахматной доской возле трёх соединённых клинков – русской казачьей шашки, французской сабли и британского палаша.

Впереди – Первая мировая (Великая) война: великая доблесть войск и великое предательство политиков... Всё это символически выражено в первой картине и подробно раскрыто в других полотнах, проводящих нас по русско–германским, русско–австрийским, русско–турецким и красно–белым фронтам.

Картины Андрея Ромасюкова – это окна, распахнутые в прошлое, – страшное и славное, кровавое и героическое прошлое России начала ХХ века. Сегодня, столетие спустя, нам жизненно необходимо видеть и знать своё прошлое, чтобы не повторить в ещё более жутком варианте революционную катастрофу, чтобы вернуть хоть что-то из утраченного, забытого, истреблённого... чтобы хотя бы отчасти, но вновь стать русскими.

Ну, а политики: все эти пантеры, леопарды, а в сущности – шакалы и гиены, исступлённо рвущиеся к власти или зубами держащиеся за власть, планирующие войны и революции, мнящие себя мировой элитой, непременно будут гореть в аду, они уже там горят...