Пушкин и Запсиб

Лидия Некрасова
      Передо мной лежит двухтомник «Рождение огня. Кузнецкая земля и Александр Пушкин». Эта книга увидела свет как нельзя вовремя. Связывая две юбилейные даты: 55 лет Запсибу и 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина,  она вышла накануне ещё одного значимого события для жителей Кемеровской области – «300 - летия образования Кузбасса».
    Появилась эта книга благодаря замечательному человеку, писателю, публицисту, журналисту, члену Союза писателей России Гарию Немченко, работавшему в 60-тые годы на строительстве Запсиба корреспондентом, а затем и редактором многотиражки «Металлургстрой».
    Он долго собирал материал о начале строительства металлургического гиганта, о его людях – новокузнечанах, которые не только любили и почитали Александра Сергеевича, но и писали о нём стихи и прозу, основываясь на документальном материале, его письмах и на воспоминаниях современников.
    Чтобы понять  всю важность и значение этой книги для современной культуры России, её надо прочитать. К сожалению, она доступна не всем из-за относительно небольшого тиража (700 экз.) Поэтому я решила хотя бы вкратце познакомить пользователей Интернета с этим замечательным изданием, составителем которого является Гарий Немченко.
     Начинается первый том с вступления Гария Леонтьевича, название которого говорит само за себя:  «Огнь, или народ-пушкинист» ….
«Народ, спаянный воедино непреходящей, часто мучительной любовью к Отечеству», к «Стальному сердцу Сибири» во «глубине сибирских руд, навсегда оставшихся для Пушкина святыми», к Александру Сергеевичу…
Есть ли связь между ярким одиноким горением и общим жарким трудом?  Конечно, есть! Ведь настоящей поэзией может быть и то, и другое.

    Первый участник «Пушкинского клуба запсибовцев» – прозаик  Геннадий Неунывахин, член Союза писателей Кузбасса из города Мыски. Слесарь автобазы Запсиба, сотрудничавший с газетой «Металлургстрой», после окончания филологического факультета НГПИ работал учителем, директором школы. В 1995 году основал Центр творческого развития и гуманитарного образования, который носит сейчас его имя.
    Пушкиниана Геннадия Неунывахина состоит из трех книг. Все мы знаем о многочисленных любовных увлечениях поэта:

« А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний».

     Повесть  Г. Неунывахина «Я Вас любил» посвящена любимым женщинам Александра Сергеевича. Она дополнена биографическими справками, портретами пушкинских муз, а также посвященными им стихами.
     Главы из повести « И жизнь. И слезы, и любовь…» переносят читателя в господский дом в Захарово, где прошло детство поэта. Автор повествует о двух женщинах, сформировавших душу будущего поэта: бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и няне его Арине Родионовне Матвеевой.  А также об Ольге Михайловне Калашниковой, дочери управляющего имением отца Большое Болдина М.И. Калашникова, которой поэт мог посвятить свое знаменитое стихотворение « Я помню чудное мгновенье…» ( версия Г. Неунывахина).

   Уже после смерти писателя последний сборник пушкинианы «Душа в заветной лире» издал его брат, Владимир Неунывахин. Автор четырехтомного собрания сочинений и сборников прозы «Забыть не в силах», «Живым не брать» и др., Владимир рассказал о своем талантливом брате в очерке « С любовью к великому поэту до последнего вздоха».

   « К Пушкину, вместе с Пушкиным» Михаила Гладилина – это отзыв старшего научного сотрудника музея-заповедника А.С. Пушкина «Захарово-Вяземы» о книге Геннадия Неунывахина «Душа в заветной лире», в котором подчёркивается «основательный научный фундамент его работ», а также «точность и свежесть изложения».

   Роман «Муза и гений» Роберта Кесслера, который тоже работал в газете на стройке Запсиба, состоит из отдельных сцен, связанных с личностью  женщины- легенды» А.П. Керн. Автор шести поэтических книг, кандидат биологических наук опирался на ее собственные воспоминания, а также свидетельства современников. Частично в романе присутствует и авторский вымысел.

А венчает первый том «Западно-Сибирский венок»– стихи новокузнецких поэтов.

    Неоценимый вклад вплела в этот венок филолог Наталья Гончарова ( к слову, полная тёзка жены Пушкина), специалист по технике речи, член жюри областного поэтического фестиваля «Кузбасский зимородок», которая напомнила читателям «об истоках самобытности уездных барышень» и о «таинствах семейной жизни» на примере писем Александра Сергеевича своей жене Наталье:

11 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод

«У меня на душе просветлело. Я два дня сряду получил от тебя письма и помирился от души с почтою и полицией. Черт с ними. Что делают дети? благословляю их, а тебя целую».

     Почетный работник общего образования РФ, член Союза писателей России Любовь Никонова является автором 20 поэтических сборников  и множества прозаических произведений. Печаталась в журналах: «Огни Кузбасса», «Москва», «Новый мир», «Смена», «Сибирские огни» и др. Она возглавляла одно из крупнейших городских литературных объединений «Гренада», вела научно-исследовательскую работу по изучению православной культуры края, руководила детскими литературными студиями. Стихотворение Любови Алексеевны «Духовный мост» перекликается с посланием поэта «Московскому святителю, митрополиту Филарету»:

«Над темной пропастью огромной
Он существует, мост духовный.
Ступи… Не бойся, что непрочен,
Что он воздушен этот мост,
Что путь рискованный– бессрочен
И пролегает выше звёзд…

Не верю обольщеньям грубым,
Что впереди ждет встреча с чудом.
Не верю в вымысел превратный,
Что за хождение над тьмой
Дар воздаянья благодатный
Вдруг изольется предо мной…

Иной источник твой, отвага,
Смысл упований чист и прост:
Всегда достаточен для блага
Сам этот путь, сам этот мост….»


Продолжая строки Пушкина «Брожу и я вдоль улиц шумных…», Любовь Алексеевна видит в храме «отблеск бурь безумных, и слышит отголоски драм:
 «Горячим воском пол закапан.
И Пушкин в странной красоте
Неузнаваемо заплакан
И близок к огненной черте…»
 
     Многие читатели откроют для себя замечательного новокузнецкого поэта Руслана Сидорова – победителя поэтического марафона поэтов Кузбасса
« Во весь голос», которому было присвоено звание «Мастер-май».

      « Когда бы меня окружали
       Не те, кто меня окружил,
       А те, с кем в лицее дружил я,
       Когда б я в том Питере жил».

    У Ветерана Запсиба Бориса Мячина много стихов посвящено Запсибу, его людям, их героическим профессиям и, конечно же, великому русскому поэту:

«Хоть поэт простился с жизнью,
Но его талант Отчизну
Будет радовать века –
На земле есть жизнь пока».

    Поэтесса, переводчик, публицист Нина Лучкина  – ветеран ЗСМК, автор трех поэтических сборников, лауреат 2-ой степени конкурса переводов  Магаданской областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, лауреат 1-ой степени Литературного конкурса «Новое Кузбасское слово»( 2018), лауреат 1-ой степени областного конкурса профессиональных писателей « С любовью к Кузбассу» в номинации «Публицистика» ( 2018).
Ее стихи посвящены городу Новокузнецку («Металлический стиль»), русскому языку, который  по праву называют «языком Пушкина», а также поэтическому творчеству: 

«Отбросьте скепсис перед входом, господа,
В его Вселенную вторгаясь!
Теперь входите, удивляясь,
Как поэтична жизнь, проста и как  мудра!

Он – между небом зависает и землёй,
Поэт, философ, предсказатель,
Тончайших  аур созидатель,
Твой собеседник, твой учитель, твой герой».

     Татьяна Николаева – поэт, художник, член Союза писателей России, руководитель городской литературной студии « Мастер-круг», размышляя о современной жизни, пишет:

«Сидим, глядим на драную эпоху,
покаркиваем сверху на народ,
который мало любит, много пьёт,
петь разучился, да и мыслит плохо,

хотя… надежда снова сердце гложет.
Ох, это сердце, слёзное ко всем!..
« Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
в душе моей угасла не совсем… »


    Автор нескольких поэтических сборников Григорий Осоченко был одним из тех, кто вбивал исторические колышки, положившие началу строительства Запсиба. Он посвятил памяти поэта такие строчки:

«Бегут века, а он живой!
Он мыслью мчится над землёю,
И бесконечною рекою
К нему стремится род людской».

    Второй том начинается с писем домой с ударной стройки Светланы Рудаковой, поэта, прозаика, члена Союза писателей России, члена Союза журналистов России, члена Московского союза художников, автора многочисленных сборников. Окончив институт им. Плеханова, она по комсомольской путёвке приехала в далёкую Сибирь, где работала каменщиком. Светлана рассказывает также о своём знакомстве с Семёном Степановичем Гейченко – знаменитым директором Пушкинского заповедника в Михайловском, называвшим себя «рабом Пушкина», о встрече в доме Гейченко с Иваном Семёновичем Козловским, певшим в Успенском соборе с хором мальчиков в праздничный День поэзии в честь дня рождения Александра Сергеевича. Она поделилась с читателями работами Павла Бунина (его графика использована на обложке) и Энгеля Насибулина, у которого Пушкин – такой «трогательный, наивный, шаловливый и загадочный». 

Переписка Светланы с С.С. Гейченко– благодарность за её профессиональный интерес и любовь к великому поэту. Вот строчки из стихов Светланы:

   «Святогорский монастырь»

Вся на виду природа под луной,
И Святогорский монастырь пустой.
Нет алтаря. Но Пушкин здесь лежит.
Посмертной маской нас он сторожит.
И долго ночь любуется здесь им,
Пока мы смуты времени творим.


    Большая часть второго тома принадлежит творчеству Гария Немченко. Он пишет о путешествии Пушкина на Кавказ, в Тифлис,  о дружбе поэта с Гоголем и его слугой Якимом Нимченко, о вновь отстроенном доме Ганнибалов в Захарово, где Пушкин провёл детство с няней Ариной Родионовной и о многих других  местах, связанных с Александром Сергеевичем.
    Диву-дивишься, как в голове человека вместилось столько событий, встреч, человеческих имён, близких и далёких. Гарий Немченко был журналистом и, конечно же, писал свои путевые заметки
   А постоянная забота помочь всем, кто нуждался в его поддержке, помощи? Не материальной, конечно: порой он и сам нуждался, ведь его писательский труд был малооплачиваемым. Речь идёт о помощи духовной: публикации стихов в каком-нибудь журнале, или, например, добыче приглашения на открытие музея в Захарово адыгейскому писателю Юнусу Чуяко, произведения которого он переводил на русский язык, и многое другое.
   Но главная заслуга Гария Немченко в том, что он усмотрел в Пушкине его стремление духовно объединять русский народ с народами Кавказа, где Пушкин считался своим. А просьба Гария Леонтьевича к отцу Феофилу отслужить молебен по Пушкину в очередную годовщину его смерти! И уже на другой денно молебен состоялся.
   И совсем неслучайно однажды Гарию Немченко пришло приглашение отдохнуть с супругой в санатории города Лабинска. Оказывается, когда-то он оставил главному врачу Лидии Михайловне Шахматовой свой четырёхтомник. Лет семь она его не открывала. Открыла, прочитала…. А там – душа, как она выразилась, и Кубани, и Сибири. «Сердце кольнёт – беру Вашу книгу, открываю любой том, в любом месте. Читаю – лучше всякой таблетке помогает. Вот и отдыхайте, набирайтесь здоровья из нашей Лабинской минеральной водички!» Это ли не лучшее признание для писателя! 
   

   Кандидат филологических наук литературный критик Руслана Ляшева после окончания школы поехала в Новокузнецк, на комсомольскую стройку. Работала путейцем, сварщицей. Свои первые зарисовки печатала в многотиражке «Металлургстрой».
   Размышляя о вкладе новокузнечан  в народное пушкиноведение, она говорит о большой удаче, выпавшей  читателям этой книги  – знакомстве с «неофициальным Пушкиным». 
   Р. Ляшева называет Г. Немченко «миссионером русской культуры», «воссоздавшим пушкинское эхо в душах наших современников». У писателя красной мыслью проходит мысль о том, что «Пушкин и его современники заложили основы единого духовного пространства России и Кавказа, а современные деятели культуры должны продолжить эту традицию». 

И опять венчают второй том стихи поэтов Новокузнецка.

    Александр Раевский – член Союза писателей России, автор шести поэтических сборников. Печатался в журналах « Сибирские огни», «Москва», «Огни Кузбасса», «Роман-газета», «Кузнецкая крепость» и др. Лауреат многочисленных литературных премий. В 2018 году стал лауреатом первой степени в номинации «Поэзия» областного конкурса профессиональных писателей « С любовью к Кузбассу». В двухтомнике «Рождение огня. Кузнецкая земля и Александр Пушкин» четыре стихотворения Александра Раевского посвящены пушкинской эпохе, произведениям великого русского поэта и его личности:

«Час придёт – тоскою смертной заболею,
Растворюсь в невыносимо вечной мгле…
Ни о чём таком как-будто не жалею,
Жалко, Пушкина не встретил на земле»

 Свечка выгорит – и время всё залижет.
Риск большой. Но и надежда велика:
Вдруг его в полях заоблачных увижу,
Пусть случайно… сквозь туман… издалека…»



    Татьяна (Тайана) Тудегешева – член Союза писателей России, лауреат многочисленных премий, автор четырех поэтических сборников. Ее стихи вошли в книги: «Русская сибирская поэзия. Антология ХХ век», «Поэзия народов России», «Антология стихов для детей «Паровоз-пятьсот колес» и др.  Работала зам. директора городского Дворца культуры по поддержке культуры коренных народов. В книге «Рождение огня» напечатан ее перевод на шорский язык стихотворения Александра Сергеевича «Туча» и стихи, в которых поэт рассуждает о судьбах народов России:

«У России судьба, что Небо высокое,
А глаза, словно воды в тиши – глубокие.
Все равнины, леса в долгих думах – тихие,
Испокон в ней народы живут – многоликие».

    Стихосложение – «лирическая отдушина» поэта Алексея Ягушкина. Он начинал свою деятельность со строительства Западно-Сибирского энергетического комплекса, а закончил карьеру главным инженером Главного технического управления Министерства энергетики СССР. Его стихи посвящены «Русским Татьянам» и сказкам Александра Сергеевича:
 
«Ты, может быть, сейчас с детьми,
 Малюткам  Пушкина читаешь,
 Спят наши крохи - соловьи,
 Им сказка глазки закрывает».

    Виктор Бокин –потомственный металлург, член Союза писателей России, один из организаторов и автор названия литературного объединения
« Гренада». Стихи Виктора Бокина перекликаются с пушкинскими строчками об «унылой осенней поре» и  о друзьях:

«Не в диспутах мы стали различать
Законы дружбы, чести, постоянства.
На наших судьбах резкая печать
Нелёгкого сибирского пространства.

И юность навсегда теперь права,
Что нам путей попроще не искала,
Дала для сердца добрые слова,
Но с синевой надёжного закала».

     Наталья Палаткина, председатель литературного объединения «Творческая шкатулка», тридцать лет отработала в ОНТБ имени академика И.П. Бардина. Её стихи напечатаны в 16 коллективных сборниках. Является автором областного поэтического фестиваля «Кузбасский зимородок» и фестиваля детского поэтического творчества «Страницы памяти». Лауреат 3-ей степени в номинации патриотическая лирика областного конкурса « С любовью к Кузбассу», посвященного 75-летию Кемеровской области. Вот  ее строки, отсылающие читателя к пушкинским стихам:


«Рождаясь в зыбком мире звуков
Летят, куда судьба зовёт,
Как стрелы быстрые из лука,
Вновь начиная свой отсчёт.
И приводя в изнеможение
«Душой исполненный полёт»,
Рождается стихотворение,
И сердце радостно поёт»!

     Николай Николаевский  много лет работал в многотиражной газете «Металлургстрой». Автор пяти сборников, печатался в газетах и журналах Кемеровской области. Член Союза журналистов СССР, член Союза писателей России. В сборнике «Рождение огня» напечатано его стихотворение, посвящённое директору Запсиба Леониду Сергеевичу Климасенко:

                Но сильного в боях небесный вседержитель
                Лучом последним увенчал.
                ( А.С Пушкин» Воспоминания о Царском селе)

«В неуёмном семействе немалом
Он хрипел, увязал в мелочах,
Чтоб кипел самоцветным металлом
Индустрии сибирский очаг.
Не понять не прошедшим ликбеза,
Не менявшим тюрьму на суму,
Этой странной любви к железу
И любви-нелюбви – по нему».

Ветеран Запсиба Лидия Некрасова окончила Высшую профсоюзную школу культуры, режиссёрский факультет. Печаталась в газете «Металлург Запсиба», «Франт», а также в 5 коллективных сборниках поэтов Кузбасса. В декабре 2018 года вышел её сборник стихов « Время-птица». Рассказывает Лидия Некрасова:

  « Для меня Пушкин – это моё детство, знакомство с его удивительными сказками, которые я читала даже по ночам, так как книгу надо было вовремя сдать (они были по записи). Иначе меня на время могли лишить книг. Жили мы в маленькой избе из одной комнаты, и, когда отец уходил в ночь на работу, я просила маму зажечь лампу, чтобы дочитать сказки до конца.

НАЕДИНЕ С ПУШКИНЫМ               

«Лишь только имя я его услышу,
Всплывают снова детства времена.
Смеркается, и дождь стучит по крыше,
Сижу я с книжкой… молча… тишина...

А лампа-керосинка еле светит,
И буквы различаются едва,
И кажется, что здесь, на этом свете,
Сидит со мною Пушкин у окна.

Давно листочки в ней поистрепались,
А на картинках – чудо из чудес!
Реальными герои те казались,
И мир той сказки оживает весь».

    Ольга Грибунина после окончания НГПИ преподавала литературу в школе. Печаталась в журналах, газетах. В 2004 г. выпустила сборник «Вкус жизни».

«Жизнь кончена! Всё давит, тяжело», –
Слетело с уст последнее его.
Дыханье частое вдруг стало редким,
Преобразуясь в шорох слабый, ветхий.
Черта незримая таинственно упала:
Его, поэта и шута, не стало.

Ушёл «усталый раб», замысливший побег,
Бессмертным сделав петербургский снег.
«Покоя сердце» так давно просило,
А время дни бесшумно уносило.
И вот тот мир, что создан им, притих,
Увековечив мёртвых и живых…»

     Сергей Леонтьев заочно окончил Московский литературный институт имени А.М. Горького, отделение прозы. Печатался в ряде журналов. Специально для этого двухтомника он написал стихотворение о значении творчества поэта для России:

«Здесь всё конкретно, всё уместно,
Ни слова лишнего здесь нет,
Ни тени нет игры словесной,
Пред нами истинный поэт.

Есть звук, есть ритм, есть чувство меры,
Есть жизни полной полотно.
Как будто он увидел первым
То, что нам видеть не дано».


Гарий Леонтьевич Немченко. Его двухтомник – неповторимый, неоценимый вклад в историю российской литературы ( и не только российской). Неугомонный «пушкинист», «пушкиновед-пушкиноед», он по крупицам собирал материал о великом поэте, ездил на Кавказ, встречался с людьми, радел за писателей и поэтов, помогал им печататься.
Гарий Немченко сравнивал огонь огнедышащей доменной печи с огнём, горевшим в душе поэта. Он долго вынашивал идею создания труда, который бы соединил эти огни: пламенный металл Запсиба и пламенные строчки поэта, их общий дух.
   И вот, наконец, результат!

Спасибо Вам, Гарий Леонтьевич, за это сокровище! И дай Вам Бог здоровья на долгие лета!

               
Мой Пушкин   
               
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Запоем сказки я его читала.               
Светлее, глубже и прекрасней нет,
Сказаний лучше этих не встречала.

В тех сказках Русь, что за душу берет,
Преданья и былины его няни.
И тот, кто лишь однажды их прочтет,
Рассказывать их своим детям станет.

А персонажей нет тех наяву –
Придумано и вымысел все даже,
Уму непостижимо своему,
Что вряд ли кто, как он, о них расскажет.

И в строчках его рифмы нараспев.
Волшебною рукой творя творенье,
Он нам оставил лики юных дев,
Как символы любви и вдохновенья.

В сказаньях этих Пушкин сам и есть,
Его душа и сердце – на века!
А все герои в его сказках – песнь!
Она звучит в сердцах издалека.


 
              Ветеран Запсиба, Ветеран труда
               
                Лидия Некрасова