Акварелька

Геннадий Маков
   Хочу рассказать вам  о принципах создания кисти, рисующей акварелью.
   Речь идёт не о традиционном, а о компьютерном рисовании.
   И если с традиционным рисованием всё понятно - оно живёт и процветает, то на компьютер легко  переносится только один аспект акварели - прозрачность её красок. А вот такие характерные вещи, как растекание акварели по бумаге,  как размывание ею пигмента ранее положенной на бумагу краски, перетекание этого пигмента на соседние участки бумаги, или образование обычной для акварельного пятна каймы по его краю - такие вещи переносятся на компьютер с трудом.
    Даже в таком навороченном редакторе  как  Corel Painter, где для достижения подобных эффектов используются специальные кисти и особым образом организованный "влажный слой", нельзя работать акварелью столь же легко, как реальной кистью на реальной мокрой бумаге.

    Между тем, существует очень простой и эффективный алгоритм, позволяющий работать на компьютере акварелью легко и непринуждённо. О чём и рассказываю.

    Основой рисования кистями является пиксельный круг, вы его видите на иллюстрации в увеличенном размере. Координаты каждого пикселя этого круга относительно его центра вычислены заранее, также как и определена очерёдность появления пикселей на рисунке.
    Эти пиксели попросту переписаны.
    Как только мы коснёмся стилусом поверхности планшета, то в соответствии с цифрой на кнопке, указывающей на размер (радиус) пятна, определяется номер пикселя, который будет выведен на рисунок последним.
     Если мы тут же оторвём стилус от планшета, то ровно ничего не произойдёт, пятно от кисти на рисунке не появится. Если же мы не будем отрывать стилус от планшета, а поведём им в сторону, то на рисунке в быстром темпе начнут появляться пиксели закрашиваемого круга, начиная с самого первого - центрального, и кончая тем, который был определён как последний.
     Заполнение пятна пикселями идет от центра, постепенно расширяющимися кругами, и так, как это показано на иллюстрации, то есть против часовой стрелки.
     Сдвинем стилус ещё - получим еще один круговой след, наложенный на предыдущий.
     Вот так и происходит рисование кистью в графическом редакторе.

     Цвет акварели полупрозрачен, и если в качестве активного выбран, например, малиновый цвет, то цвет закраски пикселя берётся в некой пропорции между цветом фона и этим самым малиновым цветом, а коэффициент пропорции берётся в соответствии с цифрой, выставленной на кнопке, регулирующей прозрачность цвета.
      Однако, для того, чтобы пигмент краски перетекал по пикселям, и наша компьютерная акварель обрела естественную подвижность, в процессе закрашивания делается ещё один ход - вслед за пикселем-лидером, имеющим координаты  X,Y, точно в этот же цвет перекрашиваются ещё два пикселя X1,Y1 и X2,Y2, следующие за ним и уже покрашенные только что.

      В результате такого нехитрого действия краска начинает путешествовать по пятну акварельного следа - она скапливается у правого края следа, образуя характерную акварельную кайму. В то время как левая часть следа размывает пигмент фона и выносит этот пигмент на середину пятна.
     Получается интересная и красивая картина акварельных следов с завихрениями и тонкими цветовыми   переходами. Прорисовав кое-где тонкой кистью, и выделив отдельные акварельные пятна, можно  придать этим пятнам вид камешков, просвечивающих сквозь воду.

     Можно проредить пиксели круга, которым ведётся рисование, и тогда пятна акварели приобретут зернистый вид - и такое тоже наблюдается иногда в традиционном рисовании, если зёрна краски крупны и слипаются друг с другом.      

     Постановка дополнительных пикселей при заполнении окрашиваемого круга пикселями является эффективным средством оживления компьютерной живописи, и почему такой простой метод в графических редакторах никто до сих пор не использует, является для меня загадкой.
А ведь метод этот хороший.

Справа - другая рыбка, нарисованная той же кистью в технике лессировки. Но об этой технике я расскажу чуть позже.
_____________
1.09.2019

посмотреть на то, как рыбка рисуется в динамике, можно тут - http://youtu.be/MgeQ2-KZczc

Однако, если вам нравится традиционная живопись акварелью, то вы можете рыбок и фон для них нарисовать кисточкой, а затем оживить с помощью редактора.
Вот так - http://yadi.sk/i/hn_-5to-bOsglw