Вот что значит Пушкин!

Зоя Ионочкина
                Деревенский рассказ

     Уже позже, наверное,  за прыткость меня назначили завклубом. Клуб был новый, деревянный, только что выстроенный на Тризинской горке, что слева от дороги, если ехать из города. Электричества ещё  у нас не было,  и клуб  изнутри освещался несколькими двадцатилинейными керосиновыми лампами. Билет стоил два рубля. Со своих, вельяминовских, я постановил денег не брать,  а  «чужие» – хоповские, шемятские, зверевские, черневские, голубинские - извольте платить! Таким образом набиралась касса  до ста пятидесяти рублей в месяц. На эти деньги  мы наняли двух гармонистов, и пыль коромыслом стояла в клубе до утра.
      Любить стихи меня научили моя бабушка по матери, Фёкла Андреевна, и… Пушкин. Бабушка сидела с  нами, внуками, дома ( мать-то с утра до вечера в колхозе трудилась). Она знала множество народных песен, сказаний, частушек, поговорок. Представьте себе, уже на старости лет выучилась читать, и пошла в избу-читальню. Она-то и познакомила меня с Пушкиным, великим нашим поэтом на все времена. Его стихи, сказки, поэмы покорили меня на всю жизнь. Они захватывали дух и сразу ложились на память. Помню, как на Святках в нашем клубе между танцами или в конце их мы, как водится, начинали рассказывать какие-нибудь интересные истории, играли в карты. А потом   крутили « бутылочку» (да  я не  о той, когда целоваться надо, хотя и её не забывали, мы же все были молодые, кровь горячая кипела, как вода в котле!) На кого горлышко укажет, с того и нужно брать залог -  ну, там платочек, например, или фуражку. А человек обязан был выкупить свой залог: то ли спеть, то ли станцевать, то ли что-то смешное изобразить. Я обычно отделывался стихами: мог и час, и более читать наизусть пушкинскую «Полтаву» или «Евгения Онегина». И представьте себе, слушали, затаив дыхание! А заканчивалось  всё «Гусаром». Кто-нибудь  крикнет: «Саш! Давай «Гусара», и – по домам!" И я, к моему и всеобщему удовольствию, начинал:
«Скребницей чистил он коня,
А сам ворчал, сердясь не в меру:
«Занес же вражий дух меня
На распроклятую квартеру!»
      И сейчас ни одно застолье с моим участием без «Гусара»  не обходится, очень просят люди его почитать – вот что значит Пушкин!