Обучение грамоте - имена собственные

Маргарита Володина 2
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Таким своим движением
Проявите к учителю уважение.
Встали все? Это прекрасно.
Я приветствую вас.Здравствуйте!

С давних пор для вас есть,дети,
Страна,с названием "Части речи".
Поделена она на части
И с каждой интересны встречи.
Часть первая имеет имя,
Что вами,кажется,любимо.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - что обозначает?...(предметы)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - на какой вопрос отвечает?(кто?что?)

Как называются слова,отвечающие на вопрос - что?(неодушевлённые имена существительные)

Поиграем? Выберите из предложенных слов,имена существительные,отвечающие на вопрос - что?
СОБАКА - КОНУРА - КОСТЬ
КОВРИК - КОШКА - МЯЧ
ЛИСА - ЗООПАРК
МАЛЬЧИК - РЮКЗАК - ДЕВОЧКА
ТЕЛЕФОН - ТЕЛЕФОНИСТ
ПАРТА - УЧЕНИК

Как называются слова,отвечающие на вопрос Кто?(имена существительные одушевлённые).
На интерактивной доске выстройте цепочку слов,отвечающих на вопрос - кто?
Как одним словом назвать собаку,кошку,лису? - ЖИВОТНЫЕ.
Как одним словом назвать - мальчика,девочку,ученика,телефониста? - ЛЮДИ.
Все вместе,это люди.Каждый из них - человек.
Каждый из нас,вы,ученики,я учитель, тоже человек.
Как вы думаете,что означает слово человек?(ответы детей).
ЧЕЛО-ВЕК,сложное слово,дети.
Оно состоит из двух слов:ЧЕЛО - верх,возвышенность,ВЕК - сила.
Первоначальное значение этого слова - сильный взрослый мужчина.
Составьте предложение со словом человек.
На какой вопрос отвечает слово человек -(кто?).

Поиграем?
Закройте глаза и постарайтесь ответить на мой вопрос:
- Мальчик,ты любишь людей?
Почему никто не смог ответить?
Правильно,я не назвала имени того мальчика,к которому обращаюсь.
Каждый человек имеет имя,которое ему дали родители при рождении.
Это имя его СОБСТВЕННОЕ,оно принадлежит ему лично!
Откройте глаза.По очереди,назовите вслух своё имя,начиная с первой парты.
Отлично!Вы заметили,что хотя были названы имена двух Александров,двух Алин,но это разные люди,и их имена принадлежат им лично.

Как вы думаете,с какой буквы пишутся СОБСТВЕННЫЕ имена?
Правильно,с большой буквы.
Напишите в тетради своё имя и имена своих родных и друзей в столбик.

Поиграем? Разошлись,встали свободно!

Раз -два-три-четыре-пять!
Начинаем мы играть.
Дружно мы шагаем лесом(маршируем на месте)
За каким-то интересом.(повороты вправо-влево,с выглядыванием из под ладошки)
Инти-инти, интерес,
Выходи на букву "С".

САША,СОНЯ,СЕРАФИМА,(КОГО НАЗВАЛА ПО ИМЕНИ ДЕЛАЮТ ШАГ ВПЕРЁД,ОСТАЛЬНЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ МАРШИРОВАТЬ)
АНЯ,АЛЛА,АЛЕВТИНА.
РОМА,РАДИК,РОСТИСЛАВ,
ГЕНА,ГАРИК,АЛЕКСАНДР.
ДАША,ДИМА,ДАНИИЛ,
КОЛЯ,КЛАВА,КОНСТАНТИН...

ЧЬЁ ИМЯ НА БУКВУ "Д",бегом к доске!(буквы выбегающих к доске менять быстро).

Мы живём в большой стране
С красивым именем "Россия".
Вот эта карта на стене
Раскрашена зелёным,синим,
Коричневым и жёлтым...
Зачем? Узнаем толком.
Голубой и синий цвет
Обозначают водоёмы:
Озёра,реки и моря
И океаны - это вам знакомо.
Жёлтый - цвет возвышенности,
А зелёный - низменности.
Цвет коричневый - цвет гор,
Чтоб не было бессмыслицы.

Прочитайте на карте
Названия рек,
Которые дал им человек.
ВОЛГА,ЛЕНА,ИРТЫШ,ДОН и т.д.

Молодцы!Проявили вы старание.
Обратите внимание,
Что все названия рек
Пишет с большой буквы человек.
Почему?
Потому, что это - ИМЯ СОБСТВЕННОЕ.
ОНО ЛИЧНО ПРИНАДЛЕЖИТ КАЖДОЙ ИЗ РЕК.
 Названия рек пишутся с большой буквы,поскольку это имена СОБСТВЕННЫЕ.

Большая буква - знак уважения.
Продолжаем упражнения.

У вас на столе лежат две карточки.
На одной карточке нарисован большой красный кружок.
На другой - маленький зелёный кружок.


Я медленно назову слова,которые обозначают названия рек или просто одушевлённые существительные.

А вы внимательно слушайте и если это слово имя собственное,
поднимите карточку с большим кружком,а если нет,с маленьким.


Посмотрите на доску (интерактивную).
- Что есть у каждого ребёнка? -( ИМЯ).
- С какой буквы пишутся имена людей - (С БОЛЬШОЙ).
- На какой вопрос отвечают имена людей? -(КТО?).
- К какой части речи относятся имена? - (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ).
- Как называются имена существительные,
  которые пишутся с большой буквы? - (СОБСТВЕННЫЕ).

ВЫ ПОВЕРИТЕ,ИЛЬ НЕТ?
У МЕНЯ ДЛЯ ВАС СЕКРЕТ.
ВОТ БОЛЬШУЩАЯ КОРОБКА
В НЕЙ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО КОНФЕТ.
ПОДХОДИ ПО-ОДНОМУ
ВЫБИРАЕМ ПО УМУ
ТУ БОЛЬШУЩУЮ КОНФЕТУ,
ЧТО ВАЖНЕЕ ЕЁ НЕТУ.
ПОТОМУ,ЧТО ОНА
ПЕРВОЙ В ТВОЁМ ИМЕНИ СТОЯТЬ ДОЛЖНА!
(Дети выбирают конфету в обёртке,
на которой приклеен кружок с буквой,стоящей первой в его имени.Пусть будет излишек конфет,на случай ошибки).