Знаменитый А. Райкин, биография... 2

Татьяна Сергеева 9
Заключение

Вместе, навсегда

С тех пор всегда и везде Рома была рядом. После того, как она окончила институт, Аркадий и Рома стали вместе работать в театре миниатюр, где супруга актера выступала под псевдонимом Р.Рома.

Именно она была для великого артиста вдохновителем, критиком и, отчасти, даже педагогом. На сцене она была идеальным партнером, а в жизни – верной, надежной, любящей и заботливой женой.
Когда он гастролировал во время войны на фронте, она тоже была рядом. Она, насколько позволяли условия, всегда старалась обеспечить ему комфорт и почти домашний уют. А еще она всегда была готова к тому, что мужу понадобится ее помощь. И он неизменно получал ее.
   Позже станут возникать слухи о его увлечениях другими женщинами, о его частых влюбленностях. Возможно, это имело место быть. Но никогда не имело продолжения, потому что самые сильные чувства он испытывал только к одному человеку – его любимой Роме.
   В 1950 году у Аркадия Исааковича и Руфи Марковны родился сын Костя, Котя, как ласково называли его дома. С его рождением в семью вернулась почти юношеская пылкость, усиленная зрелой любовью.

 Трудности и горести – пополам
Аркадий Исаакович писал в своих воспоминаниях, что Рома всегда понимала его. Когда на него обрушивался шквал критики, когда его очерняли, обвиняли, возводили невообразимую клевету, она подсказывала, как лучше поступить, давала дельные советы, продиктованные не желанием утешить, а исключительно желанием помочь.

   Константин Райкин, вспоминая об отце, подчеркивает удивительную гармонию, царившую в семье. Эта гармония строилась и поддерживалась усилиями Ромы. Родители часто уезжали на гастроли, постоянно присылая детям письма из разных уголков страны, а потом и из-за границы. Эти письма удивительно светлые, наполненные нежной заботой, родительскими мягкими наставлениями, лишенными даже намеков на менторский тон. Они полны уважения к личности маленького человека и верой в его достоинство.
   Когда Руфь Марковна перенесла инсульт, Аркадий Исаакович настолько трогательно и нежно заботился о ней, что дети актера до сих пор вспоминают это со слезами. Он восхищался ее мужеством. Рома много занималась, чтоб восстановить подвижность. К ней не вернулась только полноценная речь, но она даже стала ходить на спектакли с участием мужа.
   Когда, в очередной раз, он усадил ее в зрительном зале и ушел готовиться к своему выходу на сцену, Аркадию Райкину стало плохо с сердцем. Вызвали скорую помощь, врачи категорически запретили ему выступать. Но он вымолил у них хотя бы три минуты на сцене. В зале сидела его жена, едва начавшая оправляться после болезни. Если он не выйдет, она непременно поймет: с ним неладное. Его выпустили. А он не уходил со сцены более получаса.

Руфь Марковна пережила своего супруга. Но узнав о его смерти, она, практически не говорившая после инсульта, четко произнесла: «Я хочу умереть…» И до конца дней в ее глазах плескалась неизбывная тоска по тому, кого она любила всю жизнь.