Встреча этнографа с истинным знанием

Николай Худяков 2
         
      Он снова увидел её – тэмгэ – метку Темгиза. И в памяти всплыл этот древний эксперимент лам, который они провели с Тэмгизом: провести целый народ к очищению, и потом к величию. Жаль, эксперименты – это только эксперименты. Народ не был готов стать чистым народом, ан – гельским народом, очищающим народом. Но кто сказал, что это было сделано зря? Ничего не бывает в жизни напрасным.
      Человечество снова затеяло эксперимент, и новый тэмгэ – Ленин – повёл целый народ по пути ан – гелов, даже не проведя обряд очищения огнём, и не введя в храм битвы с силами зла, на поле Кай – ли.
      Да, поле Кай – ли, которое ещё ждёт своей битвы, не познано человечеством. И то, что битва завершится на Кай – ласе, тоже известно давно, ибо   начало и конец её были предсказаны, но только свежие силы, этот долгожданный засадной полк истинных ан – гули спасёт весь мир от засилия тёмных сил…
     Слеза упала с лица ламы. Молодой учёный заметил её и опустил глаза, сменив тему.
     - Я всегда думал, что вы, истинные буддисты, чужды нашему миру и чувства ваши чисты. А теперь я вижу, что тяготы нашего мира пронзают и Вас. Или я чем – то обидел уважаемого Бодорче?
     Лама немного помедлил, но собрался с ответом и стал пояснять.
     - Ты хороший человек, но путь твой и путь твоей науки ведут к пропасти. Страсти – это чисто человеческое достояние. Наука же бесстрастна, современная наука. Мы же знаем другую науку. И обучали её основам Тэмгиза – первого, но не последнего светителя народов. Ваш светитель, Ленин, знал эту науку, но не полностью. Третьего светителя, говорят, ждёт вся Земля в ожидании полной победы над силами зла. Беда прошлых светителей была в том, что участники битвы сжигали себя; но получив правильное направление, народ шёл дальше без проводника.
     - Истинные правители, светильники, умирали, и мало кто смог зажечь от их пламени свои искорки. Душа огня тем и хороша, что может жить вечно: не загаси костёр, а передай его душу другому – и костёр будет жить вечно в твоём доме. Глупые и злые люди могут устроить пожар из этого огня, убив его душу.
     Юноша перебил мысль ламы.
     - Скажите, а вот Вы говорите о пути. Я так понимаю, что где – то сохранились те, кто ведёт пути, начатые Чингизом?  И почему Вы зовёте его Тэмгизом?
     - Тэмгиз – его истинное имя после посвящения. Тэмгиз давал тамгу на правление другим властителям, которые подчинялись ему, над своими народами. Но своим народом он, Тэмгиз, правит до сих пор. Именно он провёл свой народ к пути светителя Ленина, и, может скоро доведёт его до пути третьего, последнего светителя…
     Юноша спросил снова.
     - А нельзя ли немного поконкретнее?
     - В каждой юрте, у каждого монгола должен гореть огонь. Это живой огонь Тэмгиза, он идёт из более глубоких времён, но, освящённый им, стал одухотворённым.
     - Заходи в любую юрту, слушай любого сказителя, и он расскажет истинную историю пути, слушая живую песнь своего очага. Я ответил на твой вопрос?
     - Но у меня возникло сразу много вопросов!
     Монах поднял руку.
     -  Ты сел на коня, сделал шаг, и сразу хочешь прыгать через барьер? Ты же мудрый человек: подумай – получив в дар путь Тэмгиза, ты можешь уйти в свой путь, а можешь свалиться с лошади своего разума. Ибо нельзя идти сразу двумя путями. Отпусти свой разум, пусть он пожуёт траву обыденности. Я же покажу тебе необычное в том, что ты видишь.
     Юноша расслабился, поняв, что повествование будет долгим, и включил диктофон. Монах улыбнулся – истинное знание не для головы, а для сердца. А сердце паренёк раскрыл.
     - Знаешь ли, друг мой, что ты принёс мне знак самого Тэмгиза? Этот знак сшила Бортэ, и она была первой женщиной, обуздавшей огонь Тэмгиза. Кочевник может забыть себя, но великая любовь, которую хранит его жена, всегда ведёт его к дому. Этот знак  Бортэ сшила из шкуры лошади, в которую был одет Тай Му Чин по возвращении из пустыни смерти. В нём живёт дух Великой Алла – тай - этой частички света среди красоты нашего мира.      
     Юноша начал клевать носом. Тэмгиз, Чингиз, тэмге, тайны и тепло огня увели его куда – то в мягкий тёплый сон. «Сон. Не это ли слово говорят буддисты о нашем мире?»
     Молодой человек отпустил свой разум. Тепло костра, у которого сидели двое, убаюкало аспиранта. Два монаха подошли к нему и укрыли тёплым одеялом. Лама замолчал. Зачем ему рассказывать то, что должен говорить третий собеседник – костёр.
     Лама подбросил дров. «Пусть говорит. И я послушаю. Давай дальше рассказывай. Вперёд! Алга!»
     Разговор был в тему, но не совсем о том, о чём допытывался этнограф.
     - Ты не видишь простых вещей, простых истин не потому, что их нет, а потому что смотришь на них под другим углом, с другой точки зрения. И не хватай мою точку зрения, она не даст тебе ничего: это моя лошадь, и везёт она только меня. Найди свою лошадь!
     - Всадники Темгиза потому и были неиссякаемы в своих силах, что сначала находили в стаде свою лошадь, и она становилась боевым конём. Боевой конь сам приводил к батыру походного коня, а вьючным конём должна быть их мать – кобылица.
     Аспирант быстро чертил схемы с пояснениями о структуре войска Чингиза, о правиле руки – пятёрки, начальном подразделении войска Чингиза.
     - В руке пять пальцев. Два пальца – главные: и они держат меч и узду лошади. И если рука совершит преступление, то его совершат два пальца. Три других, поддерживающих, удаляются тоже, поскольку идут по пути руки, пути первых двух пальцев. Один палец – жена, он всегда стоит сбоку, и во всём поддерживает своего мужа. Второй палец  - муж, лидер, сила руки, продолжение пути руки. И он окружён своими сыновьями или друзьями.
     Молодой человек задумался, осмысливая  написаное.
     - И не смотри на ногу. Там совершенно другая история. Там жена – главная. И ведёт мужа. Но это низший путь, и много народов уже спустилось на него. Эта дорога длинна и однообразна, начиная с первого шага, ибо в ней нет главного – отца и мужа.
     Разговор снова уходил куда – то в сторону, мысли становились то очень чётким, то расплывались. Блуждать в них было интересно, но буддист прервал это блуждание.
    - Ты хочешь узнать, во сне мы или нет? Очень просто – протяни руки к костру, и ты поймёшь сразу, где ты находишься. Но знай, что для путника есть три вида огня, и путник может попасть в ловушку этого незнания, поскольку один из видов огня не жжёт руку.
     - Возьми левую руку, медленно протяни ладонь к огню. Если твоё сердце холодно, ты не поймёшь, о чём разговор. Но если оно живое, и в нём горит огонь знания и любви, огонь костра будет через ладонь делиться своим знанием с тобой. Тепло его мудрости согреет тебя.
     Парень только настроил свою ладонь, чтобы тепло не жгло, а грело руку, как снова начал засыпать. И резко отдёрнул руку: горячо.
     - Не спи, у нас долгий разговор. Поехали дальше. Алга.
     - А почему только вперёд? Почему алга?
     - А ты видел когда – нибудь, как лошади включают заднюю передачу? В их коробке передач её нет.
     Собеседники засмеялись. Ну что ж, вперёд! Алга, так алга!