Чистое творчество

Татьяна Химич
    Что есть чистое творчество? Великое, неописуемое словами, которое на протяжении столетий окрыляет сердца и восхищает умы ввысь к неизведанным мирам?

На вершине творчества воцарилась иконопись. Икона – окно в духовный мир, богословие в красках. Мы не только видим образы преображённых святых, но и постигаем Самого непознаваемого Бога-Христа. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Библия. Евангелие от иоанна 1:18).
Сын Божий воплотившийся воочию явил Сущего Бога Ангелам и людям – это событие несопоставимое ни с чем иным, оно превышает по значимости даже сотворение мира. Через иконы Господь исцеляет и творит чудеса по вере человека. Иконы мироточат, кровоточат, и чудесным образом на них обновляются краски. Ни одно полотно живописца, каким бы выдающимся оно ни было, на такое не способно.

Следующее по совершенству творческое служение – поэзия. "Поэт" переводится с древнегреческого как "творец". Слово – уникальный дар Божий человеку. Могущество слова поистине впечатляет, оно способно менять мировоззрение людей и даже судьбы мира. Хорошие ораторы всегда в почёте. Но в чём высота? В том, что ёмкий, сильный, вдохновенный образ воплощён в музыке. Духовная поэзия Богослужения, Псалтири настраивает нас на молитвенный лад и благоговение. Евангелие – тоже поэтический текст. Апостол и евангелист Иоанн Богослов использовал распространенный в те времена художественный прием – хиазм, когда начало и конец текста перекликаются по смыслу, выделяя середину – самое главное.
Поэзия – музыка идей и образов. В своей одухотворённости она – неземное явление.

Вспомним богатую оттенками чувств музыку, что вдохновляет, увлекает в полёт во вселенную и спускается обратно в сердца нежной, тонкой красотой. Романтики считали музыку вершиной творчества, ведь она иррациональна и погружает в транс. и экстаз. Но в этом и ее духовная опасность.

Кино и живопись находятся на одном уровне. Их сущность – в создании новых миров. Даже если творец пишет с натуры, художественный язык образа, рождающийся из личного восприятия, меняет реальный объект на другой, новый,  иногда невозможный в нашем мире, неуловимо-таинственный, как бы порождая его.
Шедевр киноискусства может взлететь до уровня поэзии при условии такой же глубины, поэтичности и философской наполненности образов, высоты и целостности идей и раскрытия сюжета с гениальной игрой актеров. Практически неосуществимая задача.

Творчество – поэзия духа. Творец создаёт новый мир и открывает альтернативные, неосознаваемые грани восприятия. Если плод вдохновения не изменил реальность творца и реальность зрителя, постигающего акт творчества, он не имеет смысла – он мёртв. Увы.