Русское кладбище из Триптиха Серебряные девы

Елена Асатурова
Посвящение Зинаиде Гиппиус.


Я на Сент-Женевьев-де-Буа,

Где тиха эмигрантская лира,

Где шаги, как и слоги, пунктиром,

Тонкий профиль над тёмным боа,

Тень креста — тень от старого мира.



Но не сходится новый пасьянс

На парижских блестящих бульварах.

Обнажая устройство пространств,

Надоело играть в декаданс,

В потускневших своих фермуарах,



Беспощадный направив лорнет,

Наблюдать, как наивно смеются

Те, кто пламя пожарищ за свет

Принимая, воспел культпросвет

И сгорел на кострах революций.



Но нельзя примириться с войной,

И нельзя примириться с утратой.

Не простивший нас чистый герой,

Здесь приют свой нашёл ты земной,

За грехи всей России распятый...



А над Сент-Женевьев-де-Буа

То ли дождь, то ли траурный саван.

Душ влюблённых последняя гавань,

Где в привычном своём амплуа

Улыбается ласково дьявол...

Примечания:
Стихотворение — часть триптиха «Серебряные девы», написанного для конкурса Серебряный голубь России 2019

Зинаида Гиппиус и её муж Дмитрий Мережковский похоронены в одной могиле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, где нашли приют более 15 000 русских военных, представителей духовенства, писателей, художников, артистов, эмигрировавших из России в основном после революции 1917 года.

«14 ДЕКАБРЯ 17 ГОДА, Простят ли чистые герои?» — стихотворение З. Гиппиус. К «чистым героям» поэтесса относит декабристов, но к ним же можно отнести и тех, к кому оно обращено, – участников Белого движения, многие из которых так же захоронены на Русском кладбище.

Фермуар – в данном контексте: ожерелье из драгоценных камней с особой застёжкой.
«Дама с лорнетом» — заметка С. Есенина о З. Гиппиус.

Последняя строка отсылает к стихотворению З. Гиппиус «Дьяволёнок».