Обзор летнего лонга от Ольги Верн

Литературный Фестиваль Рунета
В начале обзора сразу помещаю шорт, потому что обзор большой получился. Не уверена, что у вас хватит терпения дочитать до конца. Нумерация, как в лонге (эксперт работал с анонимным лонгом, ссылки восстановлены при публикации):

9. Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46

16. Александра Герасимова «ещё казалось так мы далеки»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/1060

13. Любовь Левитина «Семья»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/806

5. Александр Крупинин «Ночные люди»
http://stihi.ru/2019/06/07/8846

14. Александр Ра 2 «Полёт шершня»
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856

34. Агува Дынкина «Alter ego»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7398

25. Хатаптах  «Жаба Завидло»
http://www.stihi.ru/2019/05/21/5244

28. Юлия Долгановских «бог белых пятен»
http://www.stihi.ru/2019/06/29/7680

27. Ирина Чуднова  «КРУГОВОРОТ»
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7156


Теперь подробнее:

9. Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46

по гладкой пластинке белой,
зеркальной почти пластинке –
звери, танцуют звери,
звери бегут, плывут.
нерпа лежит на льдинке,
олень возглавляет берег,
волчица глядит на небо, а небо несёт сову.

звёзды сгоняет в стадо
Эйке – небесный старец,
Найнас – молочный Месяц 
прячет лицо во мгле.
в воздухе птичьи стаи,
в морюшке рыбьи стаи,
солнце наутро встанет,
чтобы зайти во мне.

Шаман воплощает смысл,
Шаман вырезает духов.
он смотрит тремя глазами
и ведает что творит.
и вот уже по пластинке летит, как живая, муха,
и скачет пугливый заяц,
и пламя костра горит.

история моей жизни на этом моржовом бивне:
здесь я, мои чум и нарты,
олени и сыновья.
и я говорю спасибо за то, что всё было дивно.
за то, что я жил с азартом
и улетел, звеня.

как много всего вместилось
и вихрем всё просвистело...
вчера ещё был младенец, сегодня уже старик.
теперь моё место силы –
объятья земли Маа-Эмы.

спасибо, что дал мне бивень.
а мог быть медвежий клык
---------------------------------------------------
Просторно и свободно.  Это шаман писал. Стихотворение надмирное и вневременное. Выдержало несколько моих чтений и нигде не могу придраться. Ещё сильная энергетика у этого текста, от него становится легче дышать. Он избавляет от страхов.
нерпа лежит на льдинке,
олень возглавляет берег,
волчица глядит на небо, а небо несёт сову.
!
Стремительная смена кадров, но их успеваешь рассмотреть.

16.  Александра Герасимова «ещё казалось так мы далеки»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/1060

ещё казалось так мы далеки
от этой закипающей реки 
она мела седыми рукавами
и топко уминала берега 
мы видели 
- стога ещё стога
косматыми клонились головами -
мы были нами

и прятались за толщами дерев
и в стоге перепрятывали гнев
и всё ещё должно было случиться
и было нам так мало зим и лет
и самолётный истончался след
на самом синем васильковом ситце

но вот она уже у наших ног
неверие преддверие порог
кто знал из нас каким бывает слово?
кто слово дал – тот подданный реки 
не попрощаться
не подать руки
не обещать прощания иного 
не ведать крова

и растворяться памятью турбин
иглой теряться в темени глубин 
встречаться с теми бывшими придонно
и помнить друг о друге лишь на слух

пока никто из нас ещё не глух 
покуда речь ещё не монотонна 
мы – два речных случайных обертона
мы – в крыльях мотылька 
древесный стук 
---------------------------------------------------
Спокойная естественная интонация. Внимательность к словам и их расположению напоминает японскую графику, как если бы художник окунул кисть в чернила и стал медленно выводить иероглиф. Но вместе с тем это русское стихотворение: стога, синий васильковый ситец... Здесь можно в каждой строчке найти много смыслов. Автор говорит о сложном просто. Видна продуманность, но образы выступают на передний план так, что уже не замечаешь работу, а она тонкая.

13. Любовь Левитина «Семья»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/806

Нельзя сказать, что нет родни у Ривы.
В Ашдоде сын, всегда готов помочь,
частенько брат звонит из Тель-Авива,
из Питера звонит и пишет дочь.

Квартирка небольшая, без балкона
и старая, но главное, своя. 
В не лучшем из районов Ашкелона
у Ривы есть ещё одна семья.
В ней всех нетрудно видеть постоянно, 
в ней Рива назначает имена,
и ждут Сережа, Гоша, Марь Иванна,
когда во двор спускается она.

Конечно, Рива им необходима –
у каждого проблемы и дела.
Неделю был в бегах красавчик Дима,
а Марь Иванна снова родила.

И Рива их отчитывает строго:
«Ох, Дима, нет ума-то, молодёжь. Нельзя бежать, не глядя на дорогу, смотри мне, загуляешь – пропадёшь.
А ты бы, Марь Иванна, постыдилась, сожителей меняешь, всех мастей. Веди себя прилично, сделай милость, не вешай на меня своих детей.
От вас мне вред выходит на поверку, дождётесь – разозлюсь и не приду. Откуда средства взять пенсионерке, чтоб всем купить приличную еду?
Да ладно, налетайте посмелее. Я, глупые, добра желаю вам.»

И кормит, поит, лечит их, жалеет,
и гладит по ушастым головам.

Уютный двор, старушка на скамейке,
под солнцем дремлют кошки и коты –
её питомцы, славная семейка.
И в мире нет ни зла, ни суеты.
---------------------------------------------------
Неожиданно раскрыта тема. Я не сразу поняла, что здесь коты, которым назначают имена. Вначале думаю: ну вот, опять про бабушку, а они все, как обычно, добрые и хорошие. И ушастые головы мне особенно понравились. Я почему-то мальчишек представила, прямо выросли перед глазами. А тут коты. Это вы здорово придумали. Обратила внимание на то, что котам даются русские имена. Наверное, неслучайно. Скорее всего Рива уехала из Союза или России, а память жива. По ходу вспомнила стихотворение Яна Сатуновского:
* * *
Сашка Попов, перед самой войной окончивший
Госуниверситет, и как раз 22 июня
зарегистрировавшийся с Люсей Лапидус –
о ком же еще
мне вспоминать, как не о тебе? Стою ли
я – возле нашего общежития –
представляю то, прежнее время.
В парк захожу – сколько раз мы бывали с тобой на Днепре!
Еду на Чечелевку, и вижу –
в толпе обреченных евреев
об руку с Люськой
ты, русский! –
идешь на расстрел,
Сашка Попов...
Автору спасибо за деликатное обращение к теме. Нам тут по телевизору о скрепах говорили, а семья и отношение к людям как к братьям и сестрам – самые надёжные скрепы. Но ведь до сих пор кому-то не понять, что планетка наша маленькая и жизнь короткая. Чего делить?
Ещё по графике интересно выстроено:
В середине строчки длинные, и мне кажется потому, что  жизнь героини раздвигает рамки. Собственно, в этом и есть её полнота. Как коты, которые всегда расползаются в разные стороны, так и строчки меняют своё расположение. А потом к финалу строки возвращаются на место, потому что и Рива немолода, и жизнь под горочку пошла. Но как говорится, дай ей Бог здоровья.

5. Александр Крупинин «Ночные люди»
http://stihi.ru/2019/06/07/8846

Они бредут. Зима кусает щёки.
Глухая ночь. Тулупы, зипуны.
В полях бескрайней снежной целины
Как много их, скитальцев одиноких.

Взойдёт когда-то солнце на востоке,
Коснётся спящей  сумрачной  страны.
Ночные люди  будут прощены
И превратятся в пар на солнцепёке.

Пока идут. Куда, никто не знает.
Что гонит их? Забытый старый грех?
Слепая сила, тёмная и злая?

Давно на шапках вылез пёсий мех.
Тулупы рваные. И вата из прорех
На чистый снег клоками выпадает.
---------------------------------------------------
Это сонет, он вываливается из лонга, поскольку ни на кого не похож и в нём много мистики, тумана, недосказанности. У меня сложное чувство, он меня измотал: и привлекает, и отталкивает. Привлекает простотой изложения, безупречностью написания. Отталкивает тревожным чувством. Вначале мне чего-то не хватало: то ли живости, то ли детали интересной, то ли сюжетного поворота. Получается: они бредут, пока идут, вата из прорех выпадает. То, что с этими людьми произойдёт: они будут прощены и превратятся в пар на солнцепёке – уже сказано в середине, поэтому остальное кажется не таким обязательным. А я сначала ошибочно прочитала последнюю строку так: на чистый снег клЫками выпадает. И даже не заметила, что написано «клоками». У меня эти клыки с пёсьим мехом сразу срослись в один образ, и я подумала, что эти люди-опричники. Вот за свои грехи они и бредут, и места себе не находят. Надеюсь, что зима им хорошо щёки покусает, если они злыдни, тем более тулупы носят рваные, одна надежда на наши зимы. А вдруг эти бродяги – хорошие люди? Мы же так и не знаем, что их гонит в поля. Но я беру это стихотворение в шорт, потому что мне ещё нужен мощный аргумент для другого стихотворения, о котором буду говорить позже.

14. Александр Ра 2 «Полёт шершня»
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856

Глухо каркают вороны,
гордо реют мотыльки, 
марш играет похоронный
с марш домоем в поддавки.
Небо дышит керосином,
чиркнешь спичкой – и бабах,
время тянется резиной
на расквашенных губах.
Время плакать о прошедшем,
время есть и время спать...
Вьется в небе чёрный шершень,
разевая в песне пасть.
То погромче, то потише,
си бемоль да ля диез –
будешь слушать, будешь слышать,
даже если надоест,
даже если воском уши,
даже если сам поёшь,
если можешь... Да кому же
нужно пение твоё?
Что ты вьёшься, чёрный шершень,
песней жжёшь земную тишь –
или плачешь по умершим,
или попросту гудишь?
Время хлопает калиткой,
уходя навеселе,
око чёрное глядит, как
на оставленной земле
жизнь проходит в промежутке
между первой и второй.
Помрачение рассудка
с неба кажется игрой,
с неба кажутся смешными
наши смертные грехи,
наши ужасы войны и 
наши лучшие стихи.
---------------------------------------------------
Автору, наверное, уже напоминали про «чёрный ворон, что ж ты вьёшься надо мной»? Конечно, сразу такая ассоциация, поэтому я вначале решила, что это очередная переделка. Но не всё так просто.
 «с марш домоем в поддавки» - не сразу поняла. «Марш домой» видимо. Это хорошо как противопоставление похоронному маршу. Финал для меня неожиданным оказался. Это плюс. Об этом стихотворении ещё добавлю чуть ниже.

34. Агува Дынкина «Alter ego»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7398

Салли не помнит дней, когда не жила в больнице,
может, она и спит, но ей никогда ничего не снится.
Салли просто лежит, безучастная, на спине.
Взглядом скользит по мягким стенам своей палаты,
силится вспомнить, в чём же она, окаянная, виновата, 
смотрит, как тусклый свет лениво плывёт к стене.
Нет никакого желания утром вставать с постели,
в клети окна пейзаж «Грачи прилетели», 
это весна, вероятно.  Как жаль, что кругом враги.
Салли себя зарывает в подушку, как будто в землю,
хочется громко кричать, но нельзя ей, враги не дремлют,
только Ассоль теребит изнутри и кричит: «Беги!»

Быстро бежит Ассоль, вдоль моря бежит босиком по гальке.
Берег прикрыт завесой из тонкой туманной кальки.
Волны вольны, и белые чайки что-то кричат вдали .
Море – и счастье её, и страсть, и эта любовь ответна,
там паруса разноцветные зябко дрожат от ветра – 
это плывут за ней разномастные корабли.
Все паруса натянуты, флаги победно реют.
Ей хорошо, и она не ждёт никакого Грея,
только и он читал и знает, и верит её звезде.
Точно по курсу ведёт «Секрет», и парус, понятно, алый,
он ради этой сказочной встречи проплыл немало.
Солнце взошло,  и стреляет алыми бликами по воде.

Салли до самой макушки сползает под грубое одеяло,
прячась от запаха моря, где отроду не бывала,
Салли вообще никогда не была нигде.
---------------------------------------------------
Низкий поклон Александру Грину и Алексею Саврасову, без которых стихотворение бы не состоялось. А если вспомнить биографию Грина – она была далека от романтики, возможно, вся его волшебная страна, это и есть его Alter ego. Название значительно усиливает содержание, раскрывает его полностью, по сути оно уже проявляется как исследование душевного мира и такой текст вполне можно поместить в учебники по психологии. А пока в шорт. Автор, вы победили мою предвзятость, так как я не очень люблю тексты на литературной основе, особенно про Ассоль, из-за нещадной эксплуатации образа. Пришлось себя ломать, буквально, потому что написано талантливо, а тут уж я руками развожу.

25. Хатаптах  «Жаба Завидло»
http://www.stihi.ru/2019/05/21/5244

Хлябью в груди то ли всхлип, то ли храп и хрип -
Жаба Завидло дышит у мя внутри,
Метит нутро в особый блефовый крап -
В цвет аспарагуса - Жабий хромой нахрап.
 
Кожу ея не берёт никакой огонь.
Жаба Завидло ловит мою ладонь
И раздаётся звук, раздаётся хруст -
Жаба Завидло пробует мя на вкус.
 
Жаба Завидло кряду который год
На глубине ловлю на мя ведёт.
Жаба Завидло зрит изнутри насквозь
И наниза'ет мя на земную ось.
---------------------------------------------------
Смешно, да. Если жаба сидит внутри, то ось земная тоже пронизывает ея насквозь. Но жабе от этого ничего не будет, понятно, тем более, что ось невидимая. Люблю абсурдные стихи, а их стали реже писать, потому что абсурд нашей жизни преобладает. «И раздаётся звук, раздаётся хруст». Хруст и есть звук. Можно написать: И раздаётся звук – раздаётся хруст – тогда будет уточнение. Но это мелочи. Если всё писать правильно, то абсурд улетучится. И ещё я ожидала встретить рифмы – повидло, обрыдло и не дождалась. Автор, вы меня провели. Смайл.

28. Юлия Долгановских «бог белых пятен»
http://www.stihi.ru/2019/06/29/7680

мой день сегодня ни хорош ни плох
мой день сегодня белых пятен бог
судьбу приносит забирает волю

я вижу это чуть прикрыв глаза
так безболезненнее исчезать
росой стелиться по ночному полю

ронять с ветвей усталые плоды
бессолнечные полные воды
как в землю уходящие народы

из-под земли вышагивает сад
в звенящих листьях / мне б ему сказать
о воле и судьбе но несвобода

белёсой накрывает пеленой
и я лечу как будто под собой
в траву ныряя сдерживая вдох

на выдохе скользя по бездорожью
мне вслед кивает слеп и насторожен
бог белых пятен / белых пятен бог
---------------------------------------------------
Тот случай, когда совсем не хочется комментировать, чтобы ничего не испортить, случайно не задеть и не разбить хрупкость текста, а то волшебство исчезнет.

27. Ирина Чуднова  «КРУГОВОРОТ»
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7156

я научу тебя любить обэриу
возьми бутылочное стёклышко в траву —
оно тебе и циркуль, и треножник
теперь ложись к подножию травы
послушай, как вокруг свистит ковыль
как ластится к такыру подорожник
как строг к соседям сэр чертополох
как бесконечно выспренна сурепка
пусть чистотел испачкает твой слог
липучей кровью 

ты 
дышать 
старайся редко 
но глубоко
вот так
лежи
гляди в бутылочный осколок
на межи 
и в небо

лежи, пока вокруг ворчит трава
и в теле ощущенье естества 
лови на мареве степном взопревшей негой
дели часы на полдень, нечет, чёт
и встань, когда прохлада натечёт
под бархат пропылённой ветром кожи
сумеешь встать — вернёшься в города
а нет, пусть будет степь тобой 
сыта —

чертополох, сурепка, подорожник. 

16.05.2019г.                г. Пекин, Лунцзэ
---------------------------------------------------
Столько трав, а речь идёт о такыре. Так бывает? Фото посмотрела – голая земля в глубоких трещинах. Но я траву люблю. Когда травы и растения в стихах, то чувствуется их запах.
---------------------------------------------------
Обзор шорта закончен.
Здесь я подведу черту, потому что дальше будут комментарии к другим стихотворениям.
---------------------------------------------------
Мне прислали более сорока стихотворений (41). Чтобы не потеряться, пришлось их сгруппировать по темам, по ассоциациям, по тому, что кажется сходством, т. к. выбор это не только нравится-не нравится, а ещё и сравнение. Я решила сделать небольшие подборки, чтобы гражданская лирика не путалась с любовной, философская с какой-нибудь ещё, таким образом, системный подход в чтении помогает мне лучше запоминать. Постараюсь быть очень внимательной к отдельным словам, потому что за ними встают образы, за образами – картины и никогда не угадать заранее, придавит ли тебя изображение или вознесёт. Приступим!
Тема: «Страх». Сюда войдут несколько стихотворений, в которых присутствуют страх или тревога.

8. Александр Спарбер «Из Сологуба и К»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/3222

Неладно что-то на земле Ойле,
где все мы спим в одном большом бараке.
Молчание. И только вой собаки, 
угрюмый вой разносится во мгле.

Свисает сверху лампочка Маир,
внизу, в трубе, бежит река Меланья;
способный жить, не приходя в сознанье,
из темноты выходит Конвоир.

Он повелитель воздухов и трав,
двуногих тварей; и всегда он прав –
поскольку убивать уполномочен.
Чуть дёрнешься – он сразу крикнет: Стой!
Перед его великой правотой
что наши дни, что наши дни и ночи?
---------------------------------------------------
Почитала Фёдора Сологуба, его цикл «Звезда Маир». Попутно нашла ответ Северянина в его стихотворении «Ойле» с цитатой из Сологуба. Финал у Северянина такой:

Вспылало древнее язычество
В душевной мгле:
Не выключено электричество
В телах, Ойле!..

Наш автор пишет о сегодняшнем дне. Здесь отчётливая гражданская лирика. К тому же Маир, Ойле и Меланью можно трактовать и по-другому. Ойл – название нефтегазовой компании, Маир –– аббревиатура (Международное агентство по изучению рака), Меланья – неужто Меланья Трамп? Остаётся только гадать, кто такой Конвоир, а здесь может быть всё, что угодно и кто угодно. Но мы-то знаем, что все под колпаком, а над нами вот такие конвоиры. На мой взгляд здесь слишком сгущены краски и, собственно, тьма, что характерно для гражданских тем. Но это уже вопрос мировоззрения, поэтому долгий разговор. Мне ближе философия стоиков, несмотря ни на что. А страх перед ковоирами порождает ещё большее зло. ("товарищ Страхтенберг, товарищ Мандраже / садитесь; - не садится; - я уже..." Ян Сатуновский)
Стихотворение написано очень хорошо, с болью за происходящее, с горькой, даже горчайшей иронией, она мне понятна. Но финал меня сильно придавливает. Гражданская лирика заостряет текущий момент или явление, но редко даёт ответ, надежду, как это пытается сделать философская лирика. В стихотворении Конвоир не приходит в сознанье, в этом его слабость. Отсюда вывод: нам есть что противопоставить таким конвоирам – своё сознание, желательно незамутнённое, хотя бы обычный здравый смысл. Не забываем, что у нас есть ушастые коты и много других вещей, до которых рукам конвоиров не дотянуться. И никакой правоты у Конвоира нет, хоть бы он и был повелителем мух заодно.:)
Сюда к этой теме уместно добавить стихотворение 5. Александр Крупинин «Ночные люди» http://stihi.ru/2019/06/07/8846
 Я так толком не решила, что там за люди, но интуитивно чувствую: эти люди недобрые, а действие происходит в России («бескрайняя снежная целина»). Но стихотворение очень поднимается над всей безнадёгой тем, что говорится о прощении (мщение никого не делает лучше), и тем, что на востоке, где восходит солнце, как мы знаем, зло испарится. В стихотворении «Из Сологуба и К» больше переживаний, а в «Ночных людях» – поэзии. Поэтому я и выбрала его.
А теперь посмотрим на финалы двух стихотворений, вот вам вопрос и ответ:

Он повелитель воздухов и трав,
двуногих тварей; и всегда он прав –
поскольку убивать уполномочен.
Чуть дёрнешься – он сразу крикнет: Стой!
Перед его великой правотой
что наши дни, что наши дни и ночи?

Помрачение рассудка
с неба кажется игрой,
с неба кажутся смешными
наши смертные грехи,
наши ужасы войны и 
наши лучшие стихи.

За это шершень улетел в шорт.

Ещё одно стихотворение, в котором чувствуется тревога.

15. Злаяочень Кошка «Молчание»
http://www.stihi.ru/2016/05/10/8993

Синявинских высот заснеженный алтарь,
и пастырь, и псалтирь, и пьяный пономарь,
и капельки смолы, затоптанные в снег.
И Человек?
Ретроспектива лет растянута до тьмы
голодной осени и мёртвых глаз зимы
под бормотанье ряженых святош.
Я чую ложь?
Обломки судеб, в золоте кресты
и вечной памяти расстрельные листы,
сметаемые к красному углу.
А я умру?
Когда нибудь, с желанием спасти,
своей страной зажатая в горсти,
не разбирая, дьявол, или бог.
Ведь кто-то смог?
Пинком калитку в небо отворя,
сорвать бушлат и выйти в января
простуженную вечную ничью.
И я молчу.
---------------------------------------------------
Межиров вспомнился, он был участником боёв у Синявинских высот, заодно его стихотворение: «Мы под Колпином скопом стоим, / Артиллерия бьёт по своим…».
Нравится, за небольшим исключением: «пинком калитку в небо». Ну, зачем уж так пинком... С небом поаккуратнее бы. Ккрасному углу – потеря звука. Глухие звуки лучше рядом не ставить. В финале инверсия тяжеловатая.
Кстати, калитка у нас ещё в стихотворении про шершня: «Время хлопает калиткой». И ещё в одном стихотворении из лонга «если долго стоять у воды – можно дважды в калитку её пройти» (4. Сибирский Волк «Если долго стоять у реки» http://www.stihi.ru/2019/06/17/4997).
И да, я – зануда. )
Идём дальше. Нам надо отработать все гражданские стихи, раз пошла такая тема, и ещё избавиться от страхов. Шаманить-то не всегда получается.

22. Елька22 «Бездорожье»
http://stihi.ru/2019/06/05/3687

Дороги разбегаются ручьями,
 Худеет к марту зяблая земля.
 Зверею между прочими зверями,
 И ухожу в размытые поля.
 
 Легчает боль, привычная как воля,
 Короче тень, размашистее шаг.
 Неведомую истину глаголя,
 Распутица выводит на большак.

 Ухаб – налево, рытвина – направо,
 За пазухой – ни веры, ни любви,
 На сотни вёрст вокруг – ничья держава,
 А Спас прочнее, если на крови.
 
 Лес кормит волка, в поле ветер воет,
 Чем дальше в жизнь, тем жёстче поводок.
 Сознанья божьи редко ходят строем,
 Но смысл дороги часто однобок.
 
 Дороги разбегаются навеки,
 Худеет недородами земля,
 Гуляют в чистом поле человеки
 …и крыса без норы и корабля.
---------------------------------------------------
Афористичное.  Опять вижу пересечения: «гуляют в чистом в поле человеки». См. «Ночные люди»: «На чистый снег клоками выпадает». Дороги-брожения, ясно.
Здесь непонятно мне:
Неведомую истину глаголя,
Распутица выводит на большак.
Всю жизнь хочу понять про истину, кто бы объяснил. И снова вспоминаются строчки из песни:
На тот большак, на перекрёсток
Уже не надо больше мне спешить,
Жить без любви, быть может, просто,
Но как на свете без любви прожить?
То есть большаки (не путать с большевиками!) намекают нам, что истина где-то рядом.
Но герой стихотворения живёт в ничьей державе, а мы понимаем, о какой державе идёт речь, и за пазухой у него «ни веры, ни любви». Может быть, поэтому «смысл дороги часто однобок». Но надо ещё определиться, какую дорогу имеет в виду автор. Потому что дорога и путь – это разные смысловые категории. А когда есть путь, то всё путём (не путать с крысой!).

31. Сенька Аргентинецъ «жар-птиц»
http://stihi.ru/2019/04/30/8624

Жизнь уже не будет прежней
Пожирая блики лиц
Встали тучами надежды
Сотни ядерных жар-птиц

Сосны вспыхнули как спички
Кто-то скажет - повезло
Опаленные реснички
Пеплом знойным замело

Этой ночью злой и вьюжной
от ракеты невредим
нежной поступью жемчужной 
кто там бродит невидим?

никого..., всё показалось
мы одни
и вот нас нет
зрители ушли из зала
Занавес. 
Антракт.
Обед.
---------------------------------------------------
Видите, сколько тревожных стихов? Какое состояние общества, такие и стихи. Поэты зря писать не будут. Тот же размер, что в «шершне». А как там у Пушкина в «Бесах»? «Мчатся тучи, вьются тучи»...

Вот ещё в стихотворении 39. Наталья Матвеева 5 «Как в дюнах эфедра»
http://www.stihi.ru/2014/09/14/707

Как будто прибились мои вороные
к бесовской конюшне.
И узел сама затянула  на вые
легко  и послушно.
Но это уже не гражданская лирика, а неплохое лирическое стихотворение с цитатой из Цветаевой, значит,  нам пора выходить из начатой темы страха и не прикармливать бесов.
Подведём черту.

---------------------------------------------------

Следующая тема: «Про любовь». 

39. Наталья Матвеева 5 «Как в дюнах эфедра»
http://www.stihi.ru/2014/09/14/707

М.И.Цветаева "Я счастлива жить образцово и просто..."
 
«Я счастлива жить образцово и просто» -
вставать с петухами,
вплетая рассветы в пшеничные косы.
Златыми рожками
зверей созывать и в кормушки им хлеба
отвешивать щедро!
И быть терпеливой к фантазиям неба,
как в дюнах эфедра.
Но тайну не выдам, что сердцу всё чаще
досадно и тошно!
Как будто не знают меня настоящей,
а помнят лишь прошлой.
Как будто прибились мои вороные
к бесовской конюшне.
И узел сама затянула  на вые
легко  и послушно.
И пёс мой не кормлен, и дом мой не светел,
и луг мой не кошен.
И стих мой несёт обезумевший ветер
в прокрустово ложе.
И лики святых в золочёных окладах
глядят исподлобья.
И так нестерпимо, что нет тебя рядом.
-Пришёл бы 
да обнял...
---------------------------------------------------
 «И быть терпеливой к фантазиям неба, как в дюнах эфедра». Именно! Несмотря на устаревшую стилистику (она здесь уместна), стихотворение очень живое, эмоциональное. Я его часто перечитывала.

35. Дмитрий Близнюк «я жгу черновики в твоем животе»
http://www.stihi.ru/2019/03/29/6396

Е.Н.

разжуй виноградную косточку чувствуешь терпкость и горечь 
женщина с прозрачным животом и чугунным корсетом 
я жгу свои черновики пока ты 
скульптура богини очищенная от мраморной скорлупы 
куришь тонкую гадость с ментолом выдыхаешь неумело дым 
шкура белого медведя скользит под нами но не рычит
колется как парик давай потанцуем включи джо дасена
голые и смешные пока снегопад за громадным окном 
затирает ластиком тьму соскребает ножом 
ворсисто-коричневые каракули виноградника
ты разлила вино на скатерть на меня 
тест для любовников но нам все равно все равно 
мы в горячей извилистой коре моего мозга 
долгоносики поедаем целлюлозу а желтый дятел полнолуния
терпеливо и настойчиво долбит стену 
перфоратором сквозь паузы между мелодиями дрожат часы 
соскальзывает наискось плазма экрана обои трескаются отрекаются
вздуваются пузырями но нам все равно нам все равно 
мы танцуем под джо дасена чем заняться еще 
глупым любовникам в январе 

когда время праздников отпусков и каникул 
и наши не общие дети лепят снеговиков у родственников 
осколками близких людей мы разбиты 
это ворованное время ты возьмешь мое а я твое 
и у нас будет алиби модная буржуйка из чугуна и стекла
и медвежья шкура и вино мы внутри медленного урагана 
времени нашли слепое пятно и завтра придется стирать скатерть 
выбрасывать пепельницу переполненную окурками 
сердце переполненное разочарованием 
скрывать следы преступления
мой запах на твоем теле тля на розе как дети 
а сейчас я смотрю в твои глаза и вижу в них вечность
зеркала накрытые темно-бронзовым покрывалом
Et si tu n'existais pas я бы искал тебя в других глазах плечах 
попах но я рад что сегодня нашел тебя в тебе
женщина с прозрачным животом и ночным зазеркальем 
в карих каштанах ты дерево сексуальная лиана я рад 
что мы случайно стукнулись лбами 
в плюшевых пещерах жизни и лжи 
ползая на карачках по семейным делам 
виноградная гроздь лица из тебя бы вырезать виолончели
или приклады для охотничьего ружья я жгу черновики
в твоем животе пока ты дремлешь положив голову на мою грудь
снегопад за окном впитал нас точно кожа оливковое масло
теперь снегопад целый месяц будет транслировать нас
танцующих на зыбких экранах хвастать прохожим 
что видел нас но никто не поверит да и кому какое дело до
ми
ре
глупых любовников в январе
---------------------------------------------------
Очень длинный текст, хотя образная система удивляет. Виноградная косточка занята Окуджавой, мне это мешает. С другой стороны, что ж нам теперь её не брать? Брать. И рвать шаблоны. А здесь Джо Дассен. Понятно, что любовники увлеклись друг другом, часов не наблюдают, отсюда длиннота текста. Под гитару как блюз (если к нему есть музыка) было бы шикарно. Я столько раз пыталась прочитать это стихотворение, но меня на каждой строчке так уносило в разные направления, что решила выделить специально целиком день и читать только это стихотворение. Положила в закладки, вернусь. Чтобы не забыть, для себя я текст обозначила так: разжевали виноградную косточку, и началось...)

29. Берта До «мы гуляли на взрослом саду...»
http://www.stihi.ru/2019/06/12/6104

мы гуляли на взрослом саду
наши белые ноги в аду
в кочегарке где курят и жарко
ну а лето идет как ни в чём
не бывало ему горячо
обжигает легко и привольно
стрекоза золотого пупка
мотылёк на стекле пузырька
эти тонкие игры застолья
вот он мальчик притих и в очках
я не чувствую запах но страх
я смотрю на него и ломаю
сигареты одну за другой
на трамвай бы сейчас и домой
что же делать я просто не знаю
золотушный безжалостный сад
полюбовные марши звучат
на живой на трубе джодассена
эта драма приснится во сне –
цинциннат на высоком окне
и матильда склонивши колена
---------------------------------------------------
Почему-то представились мальчик и девочка – студенты филфака 1-го курса. Мальчик читает девочке эти стихи. Цинциннат, конечно, всё объясняет. Он хоть и был диктатором, но считался образцом добродетели и простоты. Вот не знаю: та ли Матильда, из-за которой столько шуму было недавно?
«Мы гуляли на взрослом саду» - обратила внимание, что не во взрослом, а на взрослом. Видимо поверх сада гуляли. А белые ноги в аду. Это мне представляется с трудом, потому что ногами гуляют, а с другой стороны, как ещё гулять, находясь в золотушном безжалостном саду? Одна радость – стрекоза золотого пупка да полюбовные марши.
И здесь Джо Дассен. Какое совпадение. Я помню ещё на БЛК было стихотворение Регины Мариц «разноглазая хаски»: «из лета выходит курчавый дассен, снежным комом». У Феликса Чечика (люблю его) есть тоже:
и я отравленный виной
и бормотухой дара речи
лишённый джо дассен и ты
с другим танцуешь в ритме вальса
и ничего от бормоты
не помню как бы ни старался
В сухом остатке: что роднит эти тексты? Выпили, покурили, потанцевали под Джо Дассена. Остальное – антураж и фантазии. Ностальгия, понятное дело. Но я не знаю, что делать с Джо. («что же делать я просто не знаю»...) Он примелькался. По одному читать такие тексты кайфово, а когда идёт вал, то заметно. И моя беда, что я замечаю и помню. Побейте меня камнями, здесь я не права. Авторы всегда правы. По-своему, но правы. Но и у читателя своя правда. А истина (см. выше обзор) так и не найдена.

12. Алёнка Овсянникова «Авария»
http://www.stihi.ru/2019/01/12/203936

Он общедоступен как Мона Лиза, +
Бронзов, как яйца клодтовского коня, +
Он классика, точно "виллис" времен ленд-лиза,
Всеми обласкан, захвален, зализан,
И вообще он не про меня.
Он завтра в Омске, во вторник - в Нижнем,
Пищат студентки, трещит от оваций зал,
Но в полдень я буквально столкнулась в книжном
С ним, настоящим, а не тивишным,
И даже не помню, что он сказал,
Что было написано на футболке...
Он любит футболки - об этом писали в Elle.
Но он подошел к магазинной полке,
Снял томик своих стихов,
Подписал, заплатил, и - ёлки! -
"На память о нашей аварии, мад'муазель".
Он разведен, ему сорок, живет под Тверью,
Я знаю о нем все - для этого есть соцсеть.
Но вот посмотрю на томик - и глупо верю,
Что может судьба иногда ошибаться дверью,
И хочется выпить для храбрости, окосеть,
Еще раз внимательно перечитать досье,
Набрать его номер... "Я ваша Авария, мсье".
---------------------------------------------------
Ой, жалко... Сдулся текст и упал в девочковую поэзию к финалу. Прям жалко, да. Начала читать и такой драйв... Но если бы мне было лет 18, была бы в восторге. Но оно неплохое, просто возрастное. Первые две строки меня сразу уложили. Вот это мощь! Ну, не знаю... может такая задумка авторская была? Вначале девушка там очень сильная, а к финалу поглупела, решила выпить для храбрости, окосеть... Что же любовь-то с нами делает? И хочется сказать этой лирической героине: не верь, не бойся, не проси. Такие стихи хорошо читать на слэмах. Мне показалось, что тень ранней Веры Полозковой где-то мелькает.

36. Ольга Домрачева "где большие воды"
http://www.stihi.ru/2019/06/23/7383 

Где большие воды и солнце квёло,
где берёзы подруги плакучих вётел,
мы свивали наш мир – по прутику, по соломке, 
было вёдро и счастье простым, не громким. 
дети тянулись к свету, росли, крепчали,
учились смирять грозу, унимать печали.
было время свежее ветра, да легче пуха…

сыновей сейчас не гнетёт разлука.
только ты не спишь по ночам всё чаще.
смотришь, как ветла головой качает
за окном в воинственной темноте.
только я всё чаще на воду дую,
чтоб успеть от них отвести беду и 
благословляю в свой мир лететь.
---------------------------------------------------
Напоминает заговОр по мелодичности текста. Хороший, простой с опорой на фольклор. Хорошие сложные стихи напоминают драгоценные вина, а хорошие простые стихи – родники.

---------------------------------------------------

Ещё одна общая тема намечается, как бы её назвать?
Пусть будет «Первым делом – самолёты». Здесь два стихотворения.

20. Евгений Овсянников «санитар»
http://www.stihi.ru/2019/02/09/4358

Ариадна тает, речи теряя нить:
«Абонент недоступен. Пытался перезвонить».
Колет кубик – по протоколу, 
а он
скользит по глиссаде в кому, 
туда, где вязкая глубина. 
- «Ариадна..!»

Он не знает, при чём здесь минос, при чём здесь крит.
Знает я – но я с двоими не говорит.
Я сливается с ним, остаётся она одна –
Ариадна.

Ариадна мерцает - дорожка света и щель в стене,
Пациент – реконструктор, сломавший своё пенсне.
Белизна больничная взгляды пьёт до глазного дна,
«...адна…»

Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
И за сон на посту мне назначен чужой рубеж 
И бомбить за него воронеж и марракеш.
---------------------------------------------------
Стала вчитываться... нестандартная тема, к финалу удачное завершение. Но надо дорабатывать текст, а то смысл подгулял. Смотрите:
Колет кубик – по протоколу, 
а он
скользит по глиссаде в кому – вопрос: протокол скользит? Что ж за такая амфиболия коварная, вечно в текст затешется.
Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
Вопрос: на каких этих двоих? Их три города.
Изасон на посту.
Много неточностей в тексте, но идея правда достойная. Бомбить Воронеж – я сразу поняла о чём.+

21. Жиль Де Брюн «как сбитый лётчик»
http://www.stihi.ru/2015/06/18/5452

Когда наутро Та-кого-желал 
покинет сны, и обнулится счётчик, 
из рук сорвётся кружка, - тяжела 
и матово-бледна, как сбитый лётчик. 

По кафелю осколки расплескав, 
блестящие прощально и кофейно, 
четверг запустит маятник в висках 
и обратится к радостям трофейным. 

Проснётся Та-кого-ты-так-хотел, 
проденет пальцы в тусклые колечки. 
Но холод душ, как и тепло от тел, 
так явственны, что кажется навечно - 

всё тот же двор без зелени и птиц, 
всё то же небо пепельного цвета, 
всё те же окна - правнуки бойниц. 
И жизни нет другой, а только эта. 

И если мы роман, то где сюжет? 
И если мы стихи, то кто их автор? 
Заглавий нет и аннотаций нет, 
а эпилог безвыходно лавкрафтов. 

Из файла фото бережно возьму, 
вгляжусь в него - и вдруг проступит чётче: 
вот сердце опрокинулось во тьму 
и заживо горит, как сбитый лётчик. 
---------------------------------------------------
Звукопись! Вот проблема текста. «холод душ», «без зелени» – прочтите вслух.
Финал удался, потому что прост и точен, без лишних наворотов, особенно во второй строфе. Окна – правнуки бойниц. +

---------------------------------------------------

Предлагаю отвлечься от серьёзных тем, надо передохнУть. И я нашла хорошее ироническое стихотворение про журавлей. Соответственно, новая тема: «Птицы в русской поэзии».

23. Елена Наильевна «Журавли» 
http://www.stihi.ru/2018/09/26/493

Полегла ботва и стала грустною,
из земли торчала веселей.
За дорогой - поле кукурузное,
а на нём - сто тысяч журавлей.
Не пора, не подняли волну ещё,
кто-то кружит, остальные тут.
Хочется спешить на зов волнующий,
хоть и понимаю - не зовут.
Вот тебе уже и солнце вызрело -
жаркое, что толстая жена.
Да не бойтесь вы меня, как выстрела,
я же красотой поражена!
Мирная селянка в огороде я,
утекла прорехою в плетне,
посмотреть на ваше благородие,
журавли, кричащие не мне.
---------------------------------------------------
Как говорят сейчас: автор меня улыбнул. Но напишу, как говорили раньше: я улыбалась. Это стихотворение не одно, есть ему поддержка:

32. Игорь Мальцев «Июньский пух висит, почти не весит»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/3966

Июньский пух висит, почти не весит. +
Горячий воздух города упруг.
Гляжу на небо: там секунд за десять
Парящий коршун замыкает круг.

Фигурной скобкой притворилась птица. +
Мне светофор зелёным подмигнул.
Я постою, не буду торопиться,
Чтоб не терять спокойную волну.

Зачем кружит под солнцем он подолгу?
Простой азарт — чего-нибудь добыть?
Для красоты? Он сверху видит Волгу,
А до неё мне полчаса ходьбы.

В стихотворении 18. Липа Липовая «Крутится-катится»
http://www.stihi.ru/2019/01/08/6628 в первой строфе упоминаются ласточки и вороны, но целиком приводить не буду, так как оно не по этой теме.

30. Елена Таганова «напролом»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/3092 - мелькнули зяблики.
Про коршуна тоже неплохое, здесь в лонге нет стихов, чтобы так уж совсем ничего в них нельзя было найти. Всё равно либо строка хорошая, либо общее настроение передаётся, либо мастерство радует, либо мысль любопытная. Поэтому я немножко отступлю от чтения лонга и поделюсь своим наблюдением.
Если изъять журавлей из поэзии, то мы не досчитаемся огромного количества текстов. А это, конечно, урон. Я не буду приводить много примеров из классики, вы их знаете, а дам список лидирующих позиций.
Журавли, синицы (они часто в паре), лебеди, аисты, соловьи, снегири, голуби, воробьи, вороны, галки (-палки), сороки, орлы, куропатки, соколы, коршуны, тетерева, ласточки, стрижи, чижы, зяблики (-яблоки-кораблики), свиристели (-прилетели-улетели), колибри, фламинго.
О них пишут лирические поэты.
Но они почему-то избегают писать про баклана, выпь, удода, бекаса, павлина, страуса, индюка, гагу, осоеда, поползня, клеста, козодоя. Эти птицы ближе ироническим поэтам. Опять же дятел-приятель (хорошая рифма, свежая). Пингвины и там, и там могут быть, им больше повезло. Их ещё детские поэты любят, наравне с цыплятами и попугаями. Буревестник отработан Горьким вместе с гагарой, так что их редко теперь встретишь. Но, как мы видим, пингвина Горький не смог истребить. Ястреба застолбил Бродский.
Ворон. Кому не даёт покоя Эдгар По, пишут про ворона.
Между поэтов мечутся дрозды, совы, филины. Щегол и кукушка (а та года нам считает или детей своих бросает, больше функций нет). Домашние птицы (гуси, утки, куры) везде, кочет-хочет тоже хорошая рифма.
И совершенно забыта пустельга! А красноголовые щуры? Хоть бы кто доброе слово сказал.

---------------------------------------------------

Как я ни старалась, коротким обзор не получился, но всё же мне хочется упомянуть хотя бы несколько строк, которые выделились и запомнились из других стихотворений:

4. Сибирский Волк «Если долго стоять у реки»
http://www.stihi.ru/2019/06/17/4997

Если долго стоять у реки можно выучить языки
костяные, волнистые, как счёты рыб 

2. Елена Севрюгина 3 «Люди плывут...»
http://stihi.ru/2019/06/21/7765

я это чувствую я это вижу ибо
от рожденья особое зрение у меня

17. Зинаида Палайя «AMEN!»
http://www.stihi.ru/2015/01/25/7754 

И канет слово – слабое мельканье
...ни звука... ни следа...
всё та же отрешённость в океане,
и холодна вода.

 1. Агата Бахрушина «В Старом Городе дождь»
http://www.stihi.ru/2015/07/23/8237

И махровые розы мокнут в гнёздах корзин. 

19. Юлия Чернышёва 3 «Сонный город»
http://www.stihi.ru/2019/05/12/7249

Фонари, читать пытаясь карту трещин на асфальте, 
Всё качают пятна света - то правее, то левее.

7. Сергей Скловский «Светлячок»
http://www.stihi.ru/2017/02/17/520

И спикировать на книжку
в ореоле золотом,
чтобы дочитал мальчишка
две странички перед сном.

10. Юрий Октябрёв «Жажда»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7560

и звук шипуч, и слово тонкостенно,

118. Липа Липовая «Крутится-катится»
http://www.stihi.ru/2019/01/08/6628

небо в мазках неряшливых облаков, 
чёрных помарках ласточек и ворон, 
белых дорогах «аннушек», «ястребков», 
с солнечной ступицей где-то в авоськах крон. 

26. Настя Каменская «Ты - сорный куст»
http://www.stihi.ru/2013/02/09/11483

и августеть, испытывая страх
за то, что я – мгновение природы.

30. Елена Таганова «напролом»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/3092

удачная строфика стихотворения – спотыкание, задержка, бег...

---------------------------------------------------

Тема: «Конвоиры и мы».

Так зацепило меня стихотворение «Из Сологуба и К», что я много слов сказала выше, закончить хочу тем, что нужно разбить этих конвоиров, разогнать этот страх, который сейчас слишком довлеет. Конвоиры слабы тем, что они нуждаются в нас. Без нас их жизнь бессмысленна, как жизнь паразитов без объектов паразитирования. Значит, в нас есть что-то большее, оттого они нашей крови хотят напиться, оттого они дубьём метелят людей, которые просто хотят быть свободными. Нам надо перестать бояться, что будет, то и будет. Сколько поэтов было замучено, расстреляно, репрессировано, а мы их помним, мы их читаем, они живые до сих пор. А кто вспомнит этих конвоиров? Только лишь по касательной, в связи с их злодеяниями, но память эта недобрая, тяжёлая. Следовательно, нам остаётся только их простить, чтобы они не так мучились ещё при жизни (хотя они не понимают, что почти мертвы). Какая жизнь была у Заболоцкого, а он не держал обид, и поэзия его поднялась выше, освободившись от мщения. Конвоиры не смогут отнять наш мир, поэзию, музыку и прочие тонкие вещи, потому что они их не понимают. Ведь если бы понимали, уже не были бы конвоирами. Могут исказить, могут запретить, могут пытаться подменить, но отнять – нет. Мы всё сохраним в своём сознании. У нас есть старый добрый абсурд, песни Фатьянова, а главное, что память ещё не отшибло.
У нас одних журавлей сколько! «и звук шипуч, и слово тонкостенно».
 ============================================
О нашем эксперте:

ОЛЬГА ВЕРН
Ольга Верниковская. Фамилию пришлось сократить, так как в сети обнаружились полные тёзки.
Живу в Санкт-Петербурге. Закончила СПб филиал Московской Академии печати. Сейчас она переименована в Высшую школу печати и медиатехнологий СпбГУ промышленных технологий и дизайна. Работала в типографии, издательстве, книжном магазине, была художником, педагогом. Дети и книги – основные мои интересы. Участвовала в конкурсах: «Стихи, посвящённые детству», Литературно-художественный журнал «Простор», 1-е место, 2009 год. Была победителем конкурса стихов для детей "Про битвы и сражения", организованного издательским домом "Самокат" в 2011 году. Конкурс "Четвероногая ворона - 2011" им. Хармса – 3-е место. Публикации: сборник литературной серии "Пересечение границ" (Петербург) 2011 год. Петербургский журнал "Русский писатель" № 3(5) 2011 год. На «Стихи.ру» работала в Редакции Журнала Окна http://stihi.ru/avtor/litokna
Ольга Верн http://stihi.ru/avtor/energia9
Ольга-Верн http://www.stihi.ru/avtor/tarakan1