Святая Ксения Петербургчкая

Евгений Лейзеров
В некоторых источниках говорится, что семья Ксении Петербургской принадлежала к обеспеченной и просвещенной прослойке общества, владела домом и ни в чем не нуждалась. Первые письменные предания и документальные воспоминания о юродивой появились в 1840-х, когда молва о чудесах и добрых делах Ксении распространилась далеко за предела-ми северной столицы.
Достигнув зрелости, девушка, как и положено, стала замужней женщиной. Родители выдали дочь за придворного певчего, исполнявшего хоровые псалмы в присутствии самого государя. Андрей Федорович Петров – так звали мужа блаженной – оказался человеком состоятельным, но богобоязненным и глубоко верующим. В конце жизни достиг чина полковника. Детей у супругов не было.
Когда Ксении Григорьевне исполнилось 26 лет, муж внезапно скончался. Горе под-косило молодую женщину и подтолкнуло к пути, казавшемся единственно правильным: Ксения Петербургская отреклась от прежней жизни и в память о любимом человеке посвятила себя служению. Она выбрала самый тяжелый путь – юродства. Откликалась его именем и просила не называть ее Ксенией Григорьевной, потому что та – в могиле.
В день прощания с Андреем Петровым вдова надела его кафтан и штаны и в мужском одеянии провела гроб с телом супруга до места погребения. Родные поначалу связали такое поведение с помрачившимся рассудком Ксении. Слов сочувствия женщина не принимала: успокаивала соболезнующих, что супруг не умер, а «воплотился в давно умершую Ксению».
После похорон блаженная отдала дом снимавшей комнату квартирантке – Параскеве Антоновой. Все нажитое имущество раздарила нищим и отписала церквям и монастырям. Деньги Ксения Петербургская, или, как она себя именовала, «Андрей Феодорович», отнесла в храм, заказав службу «за упокой души рабы Божией Ксении».
 Родные женщины объяснили поведение молодой вдовы сумасшествием и обратились к властям, прося запретить Ксении раздавать имущество. Но после медицинского обследования появилось заключение о том, что женщина психически здорова, понимает, что делает, и вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ей.
Дом, который Ксения Петербургская отдала Параскеве Антоновой, стоял в приходе Матфиевской церкви, на Петроградской стороне. Когда слава юродивой распространилась, улицу назвали именем усопшего певчего. В 1870-х ей дали название Лахтинская.
Юродство – труднейший подвиг христиан, ведь человек приносит в жертву самое дорогое и ценное – разум. Для спасения души любимого мужа, не успевшего исповедаться и причаститься, Ксения Петербургская и отдала главное, что имела. Приняв имя супруга, она отправилась странствовать по улицам города.
 Одежда юродивой вскоре обветшала, обувка износилась. Бездомную женщину в лохмо-тьях, с распухшими и обмороженными ногами, поначалу не жаловали. Дети издевались над нищенкой в мужской одежде, бросали камнями и смеялись. В ответ Ксения Петербургская кротко улыбалась и осеняла мучителей крестным знамением. Днем она бродила по улицам, в ее словах, с которыми обращалась к людям, не видели смысла и глумились над юродивой. А она непрестанно молилась, уходя ночью за черту города. В поле, по ее словам, легче общаться с Богом и чувствуется его присутствие.
В это время на городском Смоленском кладбище началось возведение православного храма из камня. Строителям приходилось нелегко, когда стены церкви выросли. По лесам заносили кирпичи наверх, а затем делали кладку. Вскоре строители обнаружили, что им кто-то помогает: по утрам на лесах был сложен кем-то поднятый на гору кирпич. Неизвестным помощником оказалась юродивая: об этом строители узнали, сделав засаду ночью.
 Жители города заметили, что юродивая не просит милостыню, да и не у всех подаю-щих берет, выбирая добрых и искренних. С теми, у кого «безумная Ксения» берет копейку (иных денег не брала), случается что-то доброе. Больные дети, которых женщина гладила по голове, через день-два поправлялись. А если Ксения соглашалась войти в чей-то дом, то в нем поселялись мир и благополучие, бойко шла торговля или иные дела.
Взамен истлевшей одежды и обуви Ксении Петербургской предлагали теплую и новую одежду, но она не принимала. Носила зеленую кофту и красную юбку или наоборот. По легенде, цвета символизировали военное обмундирование, оставшееся от супруга. Так позже и рисовали святую: в красном и зеленом, с платком на голове и на плечах.
Горожане замечали, что, если Ксения что-то просит у прохожего, его ждет несчастье, а если сама подает – к нечаянной радости. Если «Андрей Феодорович» появлялся на рынке, то торговцы считали удачей угостить юродивую: если Ксения принимала подарок, торговля шла бойко.
 К прозорливой обращались с тревожащими вопросами, и она давала совет. Часто он оказывался иносказательным, и, если удавалось «расшифровать» сказанное Ксенией Петербургской, разгадавшего ждало счастье.
Однажды «Андрей Феодорович» пришел к Параскеве Антоновой, которой вдова подарила дом. Юродивая обратилась к бездетной женщине со странным советом, рекомендовав бежать на Смоленское кладбище, где ее ждет ребенок.
В смятении Параскева пошла на кладбище и увидела толпу, собравшуюся вокруг сбитой извозчиком беременной женщины. Несчастная родила мальчика и скончалась. Ребенка забрала и воспитала Параскева, за что до конца дней благодарила Ксению Петербургскую.
Духовный подвиг юродства блаженной угодницы длился 45 лет. Скончалась Ксения Петербургская в 70 лет. Похоронили усопшую на Смоленском кладбище, где она ранее тайно помогала каменщикам возводить храм.
 Слава о святой мученице распространилась далеко за пределами Санкт-Петербурга. На могилку к ней приходили верующие, прося о помощи. Поговаривают, тем, кто слезно просил о чем-то, читал молитву и Акафист святой, помощь приходила безотлагательно.
Слухи о чудесах распространялись из уст в уста, и вскоре к могиле Ксении Петербургской устремились толпы паломников. Над местом упокоения юродивой под конец XIX века воздвигли часовню. Позже, в 1902 году, ее заменили просторной каменной по проекту Александра Всеславина.
 После революции пришедшая власть запретила паломникам посещать могилу и покло-няться мощам святой, называя это церковным мракобесием. Часовню забили досками. Но верующие приходили тайком, писали записки с просьбами к святой и оставляли в щелях храма.
Паломничество не прекратилось даже в страшные годы блокады Ленинграда: к часовенке Ксении Петербургской приходили изможденные взрослые и дети, оставляя записки о скорейшем окончании блокады и с просьбами не дать умереть голодной смертью.
• В 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви после многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых
• Память празднуется 24 января (6 февраля) и 24 мая (6 июня) (прославление)
 Открытый в селе Долбенкино Дмитровского района Орловской области (Орловско-Ливенская епархия) по благословению Священного Синода 5 марта 2010 года женский монастырь стал первым на территории Российской Федерации, посвященным Святой Ксении
• Святая Ксения 11/24 сентября 1978 года была канонизирована и признана Русской православной церковью за границей