Преподобный Иосиф Волоцкий 1440-1515

Евгений Лейзеров
 
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.
В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Под руководством Пафнутия он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.
В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игу-меном монастыря. Однако из-за конфликта с братьями он вынужден покинуть обитель. В конфликт вмешался великий князь Иван III, и в 1479 году Иосиф на короткое время возвратился на свой пост, но в том же году он решил основать собственный Иосифо-Волоколамский монастырь. «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей». Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».
Иосиф с самого начала пользовался поддержкой удельного князя Бориса Волоцкого. Иосиф был крестным отцом и духовником его сына князя Ивана Рузского. 1 июня он вернулся в родное княжество, князь сразу выделил строителей, и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершён за пять-шесть лет, расписывал его иконописец Дионисий. Таким образом, в 1479 году Иосифом Волоцким был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, отличавшийся особой строгостью поведения.
Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий, написанных с1493 по 1511 годы. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти пре-следовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»
В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим по-движником, духовным лидером «нестяжателей, Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
В 1504 году состоялся Собор в Москве по вопросу, могут ли монастыри владеть вот-чинными владениями. Спор между преподобным Нилом Сорским (и другими белозерскими пустынниками) и преподобным Иосифом Волоколамским ("нестяжатели" и "стяжатели"). Победила точка зрения "стяжателей".
Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».
Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодей-ствие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом». Заволжские старцы, отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия». При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.
В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные го-ловные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем – митрополит Московский). 9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.
Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать пре-подобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси. Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон. Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.
Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.


Сравнивая жития выдающихся подвижников за более чем 500-летний период право-славия на Руси, поражаешься их сходственным чертам характера: терпение, мужество, исполнение тяжелых монашеских послушаний, несмотря на чин и возраст, неукоснительное соблюдение поста, отказ от всех материальных благ, хотя сами были выходцами из вполне зажиточных семей. Но с другой стороны собор 1503 года выявил существенное разногласие между «иосифлянами» и «нестяжателями», к последним безусловно можно отнести рассмотренных подвижников до Иосифа Полоцкого.