Художник радости... Ярослав Грус

Алексей Гончаров2
Картина: "Пейзаж с рекой".


Ярослав Грус (1891 - 1983) чешский художник и общественный деятель, был председателем Союза чешских изобразительных художников.

Ярослава Груса называют художником радости. Вся его живопись проникнута жизне-
радостным воспеванием красот родной чешской природы, её своеобразия и человеч-
ности.

Художник родился в городе Пардубице. Он получил образование в Пражской Академии художеств у известных профессоров В. Буковица и Г. Швайгера (1906 -
1912). В его первых полотнах чувствуется влияние Антонина Славичека, родо-
начальника чешского пейзажа XX века. В 1910-е годы существенное влияние на его
формирование оказало творчество художников из общества "Умелецка беседа",
особенно искусство В. Рабаса, наиболее характерного представителя этого на-
правления. Полотно "Дождливый день" (1912) написано под его непосредственным влиянием.

Первая мировая война прервала художественную деятельность Груса на несколько
долгих лет. Он прошёл всеми фронтами, начиная с Галиции и кончая Италией.
Единственным итогом этих тяжёлых лет явилась серия рисунков на военную тему.

Вернувшись к мирной жизни, он продолжает много и упорно работать как художник.
Пейзажи родной Чехии - главный жанр его искусства. "На Хрудимке" (1922),
"Пейзаж в окрестностях города Лоуны" (1921) - воплощают самые яркие черты ра-
бот этих лет.

В 20-е годы Грус много путешествует; особенно большое влияние на него оказала
французская живопись, и в частности фовизм*, господствовавший во Франции в те
годы. Грус стал представителем так называемой второй волны фовизма в чешской
живописи. Буйство красок фовистов ощущается в его искусстве тех лет. К концу
20-х годов у мастера выработался свой собственный оригинальный стиль. Его па-
литра стала ясной и яркой, линии лапидарны. Кроме фовистов, не меньшее влияние
в формировании  творческого лица Груса оказали традиции лирической живописи
чешских мастеров Й. Маркса, Й. Навратила, М. Алеша.

Тридцатые годы - период художественной зрелости Груса. К картинам этого време-
ни нужно отнести яркие, наполненные чувством радости пейзажи "Испанский мо-
тив" (1930), "Речка с синей лодкой" (1931), "Малая станция" (1937).

После освобождения Чехословакии от фашизма Советской Армией в 1945 году палитра Груса становится ещё более чистой и яркой. Его картины напоминают
какой-то живописный праздник, выражают восторг художника перед красотой чеш-
свой природы, где широкие полосы колхозных земель прорезаны линиями автострад.
Спокойный чешский пейзаж в его работах приобрёл захватывающую динамичность.

Надо заметить, что в картинах последних лет, выражающих ритм XX века, нет техницизма, отметившего полотна других современных ему живописцев. Небольшие
посёлки, изображенные на полотнах Ярослава Груса, напоминают чуть сказочную,
старую чешскую деревню М. Алеша, Й. Лады.

В последние годы Грус создаёт цикл картин, в которых старается отразить жизнь
чешской природы. В 1975 году в Манеже Пражского града на выставке чешских
художников, посвященной 30-й годовщине освобождения страны Советской Армией,
Грус выставил цикл картин под названием "Четыре времени года".

В 1970 году Ярославу Грусу было присвоено звание Народного художника Чехословакии, в 1971 году он был награждён орденом Труда.



Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля — Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк*.


                @