То, часть истории великой

Феофан Горбунов
То, часть истории великой.

Посвящено – строителям наших дирижаблей
 и конструктору их, Умберто Нобиле.

Первая часть.

А дирижабль в переводе,
С французского там языка –
То, «управляемый». По сути,
Аэростатом значится.

Снабжён – силовой установкой.
Впервые тот аэростат,
В 1852 год поднялся,
В воздух, и управляем был.

Развитие пошло активно,
Отрасли той. После того,
Как двигатель изобрели там,
Внутреннего сгорания.

Страна  Советов, молодая,
Что развивалась в время то,
Не сделает погоды в этой,
Области. Но – не в стороне.

К началу «Первой мировой» державы,
Уже обзавелись тогда,
Флотами этих там военных,
Да, дирижаблями уже.

И вопреки расхожим мненьям,
«Отсталая» Россия там,
Одним из лучших обладала,
Воздушных парков в мире, аж.

На вооруженье России,
Имелось два десятка там,
Отечественных, зарубежных,
Тех управляемых «машин».

Но, ставку делали в России,
Не на аэростаты те,
Аэроплан там с пулемётом,
Тогда важнее был всего.

А дирижабли закупались.
Лишь для разведки в основном.
По принципу тогда лишь только –
«А чтобы было». Как у всех.

Но, Революция изменит,
Там положение вещей.
Десятилетие России,
Не до небесных там высот.

1920 год.
Попытки же там возрожденья,
Воздухоплавания, всё ж,
В этом году уже начнутся -
Сначала ж из подручных средств.

Энтузиасты собирали,
Иль восстанавливали там,
Лишь иностранные машины.
К тому же старые уже.

«Красная звезда» появились,
«6 Октябрь» там ещё ж.
И вот спустя четыре года,
Взялся за то – «ОСОАВИАХИМ».

И также по инициативе,
Химических там производств,
Был изготовлен уже мягкий,
Там дирижабль – «МХР».

(«Московский химик – резинщик». Пробные продувки делали
На заводе «Красный каучук» в 1924 году).

Использовался тот активно,
Там до «28 – го» аж,
Года тогда. А с окончаньем,
Эксплуатаций. Встало всё.

(В стране встала вся учебно – лётная работа
И газета «Комсомольская правда» начала сбор средств
На строительство нового дирижабля).

Он в честь того тогда был назван,
Издания, кто собирал,
Деньги. И в воздух там поднялся,
В 1930 год.

В том же году столицу нашу,
Самый большой в мире тогда,
Посетит большой дирижабль,
«Граф Цеппелин». Был – знаменит.

(Кстати, построенный тоже на добровольные пожертвования).

Гигант вызвал там в стране нашей,
Энтузиазма   большой взрыв.
Распространение прожектов,
И массовый там, денег, сбор.

И государство не могло уж,
Там оставаться в стороне.
Изготовлять их поручили,
Фирме «Дирижаблестрой», там.

(Призванной объединить усилия разных групп специалистов).

Вторая часть.

Мнение было ж – руководство,
СССР, вообще там,
Развивать это производство,
Дредноутов, что звали тех.

Там боевые дирижабли,
Не актуальны были уж.
Слишком те уязвимы были,
Для истребителей тогда ж.

1930 – е годы.
И руководство СССР в то время,
Уже начала понимать,
Что война будет. Неизбежна.
Стоит ли средства тратить там.

(Разработка перспективных вооружений являлась
Первоочередной задачей).

1932 год
Но, «Дирижаблестрой» работал,
К маю там выпустят уже,
Несколько мягких дирижаблей,
«СССР В - 1», «СССР В- 2».

(А также «Смольный», «СССР В – 3», «Красная звезда» ,
Тёзка того, что был в 1921 году. «Комсомольская правда»,
Был модернизирован и стал «СССР В – 4»)

Эскадра целая там вышла,
Но для учебных там тогда,
Агитационных полётов,
И опыт чтобы накопить.

Те по маршрутам там летали,
По разным там, по всей стране.
Задачу ж новую поставят,
Пред «Дирижаблестроем» там.

К конструкциям уж полужёстким,
Им надлежало перейти.
Пусть не для армии. В хозяйстве,
Необходимы были те.

(Они имели огромную грузоподъёмность).

Ускорить чтобы выполненье,
Поставленной задачи той,
В СССР же пригласили,
Умберто Нобиле тогда ж.

(Итальянский дирижаблестроитель).

Нобиле, личностью был яркой,
Электротехник – инженер,
Училище окончил в Риме,
Воздухоплавательное.

Вначале «Первой мировой» пытался,
Он в армию поступить там,
По состоянию ж здоровья,
Его не взяли там служить.

На авиазаводе начал,
Трудиться инженером он,
Авиационные машины,
Делал. И дирижабли там.

1926 год
Участие в этот год принял,
В полярной экспедиции.
На дирижабле. По проекту,
Собственному уже тогда.

Национальным стал героем,
Италии. А Муссолини там,
Произвёл сразу ж в генералы,
Умберто Нобиля тогда.

Членом почётным его сделал,
Фашистской партии тогда ж.
Второй полёт к полюсу также,
Там неудачным уже стал.

После там нескольких попыток,
Достигнута была всё ж цель,
При возвращенье – дирижабль,
Упал. Погибла часть людей.

А остальных, спасти там сможет,
Советский ледокол тогда ж.
Умберто самого там вывез,
Шведский лётчик. Взял лишь его.

Когда домой Нобиле прибыл,
Героя обвинили там,
В аварии. Что людей бросил,
В поступке даже шведа там.

(Тот отказался брать в двухместную кабину
кого – либо, кроме главы экспедиции).

Усугубят, дел, положенье,
И разногласия его,
С фашистами видными очень,
С Италии уехал он.

(В 1932 году Умберто счёл за  лучшее принять предложение
Из СССР и уехать в Страну Советов).

Третья часть.

И в феврале Нобиле сможет,
Под руководством там его,
Построить первый полужёсткий,
Там дирижабль «СССР В – 5».

И параллельно уже строил,
Более крупного уже,
Объёмом. Аппарат был этот,
18500 уже кубов.

(«СССР В – 6», который назвали потом «ОСОАВИАХИМ»)

Тот проектировал машину,
Там на основе, что уж был,
«Италия». Но чертежи все,
Наши конструкторы вели.

(99% чертежей разрабатывалось советскими инженерами
 с чистого листа. Причём «СССР В – 6» был построен в два
раза быстрее чем его итальянский прототип).

1934 год.
«ОСОАВИАХИМ» поднялся,
Там в ноябре, в этом году.
В первом и во втором полёте,
Командовал сам Нобиле.

Оба рейса прошли успешно,
В «36 – м» уже году,
Домой Умберто всё ж вернулся,
Через три года в США отбыл.

Работу с «СССР В – 6» продолжат,
Конкурентоспособным стал.
В «37 – ом» рекорд поставит,
По длительности там уже.

(Неофициальный мировой рекорд по длительности
 беспосадочного перелёта).

Задумают на дирижабле,
Осуществлять уже тогда.
Там перевозку пассажиров,
Большой дальности там уже.

Не суждено тем планам сбыться,
Словно арктический злой рок,
Витал над созданными  уже,
Творениями Нобиле.

Феврал 1938 года.
С дрейфующей станции – льдины,
Папанина, пришёл сигнал,
Бедствия. Нужно было ж срочно,
Эвакуировать людей.

Экипаж «ОСОАВИАХИМА»,
К начальству обратились там,
Послать в помощь их дирижабль,
И получили те добро.

5 февраля.
Из Москвы «вышел» дирижабль,
Спустя сутки произошла,
Трагедия. С Петрозаводска,
Тот к Кандалакше полетел.

Произошло обледененье.
При плохой видимости там,
Врезался дирижабль этот,
В гору. На карте ж её нет.

И при падении, пожаре,
Из 19 - ти там всех,
Членов команды же погибнут,
13 человек тогда.

Крушение же дирижабля,
Стала крупнейшей в годы те,
Аварией в СССР. Но всё же,
Ещё ж построят те потом.

Но по объёму уступали,
В полтора, два раза уже.
И несчастливой судьба будет,
Также там некоторых с них.

(Готовый к испытаниям «СССР В – 7», «Челюскинец»
Сгорел летом 1934 года от удара молнии в деревянный эллинг,
В пожаре ближних складов сгорел и хранившийся там
«СССР В -5», построенным ещё ж и Нобиле).

Вместо сгоревшей той машины,
Построят новый «СССР В – 7 бис»,
Аварию и он потерпит,
Там через год. Тоже сгорел.

(При аварийной посадке на воду)

Какое – то потом там время,
«Дирижаблестрой» там,
Над аппаратом там работал,
Объёмом в 55 000 кубов.

(С крейсерской скоростью около 100 км/час,
И дальностью полёта до 7 000 км).

Кроме того, и два высотных,
Сделать там было в планах тех.
Однако после «СССР В – 8»,
Полужёстким придётконец.

(Эпоха управляемых аэростатов закончилась
 постройкой ещё ж нескольких дирижаблей
мягкого типа).

Последний был «Победой» назван,
Создан в «44 – й» год.
Доставкой газа занимался,
К аэростатам заграждений.

После войны же применялся,
Для поиска подводных мин.
Также судов там затонувших,
И для других также работ.

(Об изготовлении наполненных летучими газами аэростатов
Для транспортировки грузов, а уж тем более перевозки
Пассажиров, речи уже не велось. Успешное развитие
авиационной техники поставило на этом вопросе большой
жирный крест).

Подсказывает жизнь, однако ж –
Не стоит всё ж нам никогда,
Говорить «никогда». Кто, знает,
Что, дальше в жизни будет там.