О литературе в порядке саморекламы незаконч

Олег Труханов
Во  первых  строках  своего  автопанегирика  следует  вспомнить  весьма  избитую – по  причине  своей  истинности – сентенцию:  сам  себя  не  похвалишь – никто  не  похвалит.  Вот  только  не  надо  всяких  идеалистических  возражений,  мол,  настоящий  талант  всегда  пробьётся,  подлинный  гений  не  останется  незамеченным,  а  то  и  даже  такого:  наилучшей  наградой  для  творца  является  его  творчество,  именно  понимание  значимости  своего  достижения  уж  так-то  радует  достигателя,  что  больше  ему  ничего  и  не  нужно.  Далее,  ес-сно,  следует  пресловутая  башня  из  слоновой  кости,  куда  анонимный  гений  должен  удалиться  и  творчески  созидать,  периодически  оргазмируя  от  креативных  актов.  В  действительности  всё  обстоит  несколько  иначе,  причём,  во  всех  сферах  человеческой  деятельности,  и  особенно  в  искусстве,  об  одной  из  разновидностей  которого – о  художественной  литературе – я,  понятно,  и  буду  говорить.
Далеко  не  всякий  гений  в  этой  области,  даже,  казалось  бы,  вполне  очевидный,  будет  замечен  и  признан.  Далеко  не  лучшим  подтверждающим  примером  тут  является  соотнесение  славы,  которую  имеют  в  России  Пушкин  и  Маяковский,  и  сравнение  их  истинной  значимости  в  мировой  литературе.  Почему  пример  не  лучший – потому  что  лучшие  остались  неизвестны.  Они  творили,  будучи  покойниками  при  жизни.  А  после  их  смерти  их  творения  были  утеряны  или  забыты.
Так  вот,  оба  гения  уж  так  знамениты  на  Родине,  что  надо  бы  больше,  да  некуда.  При  этом  на  национально-государственном,  системном  уровне  Пушкин  считается  первым  номером  среди  русских  художественных  литераторов  всех  времён.  Какое  место  на  данном  пьедестале  занимает  сейчас  Маяковский,  я  затрудняюсь  ответить,  но  явно  располагается  пониже  АСа.  Теперь  рассмотрим  реальный  вклад  обоих  писателей  в  литературу.
Пушкин  довёл  до  ума,  до  полного  логического  завершения  процесс  создания  русского  литературного  языка,  сделал  русскую  литературную  речь  идеальной,  предельно  совершенной.  Родной  язык  в  пушкинском  исполнении  зазвучал  легче,  музыкальней,  стал  понятней,  был  избавлен  от  некоторой  тяжеловесности,  присущей  ближайшим  предшественникам  Александра  Сергеевича.  Наконец-то  в  русской  литературной  речи  утвердился  эталон,  которого  другие  европейские  народы  достигли  на  сто,  двести,  а  то  и  триста  лет раньше.  Из  чего,  собственно,  следует,  что  творческий   вклад   Пушкина  в  литературу  ограничился  национальным  масштабом.  Для  России  новации  АСа   имели  немаловажное  значение,  для  остального  мира – прошли   незамеченными.  Однако,  даже  и  на  Родине  Пушкин  не  совершил  революции  в  искусстве  художественной  литературы.  Его  модернизация  явилась   завершающим  актом  длительного  эволюционного  процесса.  Так  что  революционером  его  никак  назвать  нельзя,  эволюционер  он,  не  более  того.  А  в  качестве  одного  из   многочисленных  доказательств  приведу  следующие  строки:  «Когда  в  товарищах  согласья  нет…»  или  «Попрыгунья   стрекоза  лето  красное  пропела…».  Стихи  написаны  совершенно  пушкинским  языком.  Да  вот  неувязочка  сам  автор  данного  бренда  по  причине  некоторой  своей  незрелости  не  мог  в  то  время  создать  что-либо  стоящее.  Во  всяком  случае,  в  1808г.,  когда  Иван  Крылов  сочинил  «Стрекозу  и  муравья»,  т а к  Саша  Пушкин  писать  ещё  не  умел.  Справедливости  ради  надо  сказать, что  доля  текстов  Крылова,  написанных  столь  совершенным  языком,  в  его  литературном  наследии  невелика.  Тем  не  менее,  достаточна,  чтобы  явить  собой  наглядный  пример  если  уж  не  идеального,  то  очень  близкого  к  идеалу  стиля.  Был  у  Пушкина  ещё  один  весьма  достойный  пример  для  понимания  того,  как  именно  следует  совершенствовать  мастерство.  Это  поэзия  В.А. Жуковского. Можно  вспомнить  также  и  П. Катенина.  С  ними,  впрочем,  та  же  история,  что  и  с  Крыловым – сравнительно  мало  близких  к  идеалу  стихотворений.  Но  и  эта  сравнительная  малость  написана  «пушкинским»  языком  задолго  до  Пушкина.  На  фоне  столь  высокой  значительности  предшественников,  учителей  величина  творческого  свершения  «нашего  всего»  не  столь  грандиозна,  как  это  вбито  в  русское  системное  сознание  апологетами  АСа.  Кроме  того,  Пушкин  рос  билингвальным  ребёнком,  одинаково  хорошо  владел  французским  и  русским  языком.  А  французская  литературная  речь  давно  уже  поднялась  на  самый  высокий  уровень.  Пушкин  читал  в  подлинниках  французскую  художественную  литературу,  поэзию  и  прозу  и  отлично  видел,  насколько  изящной  может  быть  словесность  и  как  именно  следует  видоизменить,  облагородить  родной  язык (более  родной)  по  образцу  французского.  Однако  же,  это  видели  и  его  предшественники,  только  что-то  больших  успехов  в  облагораживании  не  добились.  Ну  так  курочка  по  зёрнышку  клюёт,  а  и  они  немало  сумели.  В  конце  концов  именно  в  том  и  заключалась  вышесредняя  гениальность  АСа,  что  он  таки  наконец  уже  сподобился  содеять  то,  чего,  казалось  бы,  следовало  достичь  несколько  раньше.  Несмотря  на  свой  уничижительный  тон,  я  считаю  Пушкина  гением,  только  вот  гениальность  бывает  всякая.  Его  дара  достало,  чтобы  закончить  возведение  грандиозного  здания  русской  литературной  речи.  Строго  говоря,  он  лишь  завершил  отделочные  работы,  довёл  до  блеска  интерьер  и  внешний  вид,  с  позволения  сказать,  экстерьер.  Осилить  постройку  целиком  в  одиночку  он,  разумеется,  не  смог  бы.  И  без  того  его  искусство  есть  подвиг,  но  подвиг  вполне  реальный,  ограниченный  жёсткими  рамками.  И  когда  я  слышу  умопомрачительные  заявления  о  том,  что  Пушкин  создал  современную  русскую  литературу  или,  на  худой  конец,  современный  русский  литературный  язык,  то  в  очередной  раз  возвращаюсь  к  мысли  об  абсолютной  склонности  нашей  к  мании  величия.  Господа,  неужели  вы  всерьёз  полагаете,  что  один  человек  может  з а с т а в и т ь  десятки  миллионов  людей  делать  то,  чего  они  категорически  не  хотят  делать?   Или,  всё-таки,  всё  происходит  совсем  наоборот:  один  человек  смекает,  догадывается,  улавливает  то,  что  д о л ж н ы  будут  вскорости  захотеть  эти  десятки  миллионов,  о  чём  они  сами  пока  имеют  лишь  смутное  представление.  Если  его  предугадывание  верно,  то  его  новации  будут  приняты  на  «ура» (кстати,  необязательно  тут  же,  при  жизни  новатора,  но  всё  равно  в  недалёкой  перспективе).  Если  же  он  ошибся,  и  народу  предлагаемое  им  на  фиг  не  нужно,  то  будь  он  хоть  супер-пупер  творец,  пошлют  его  открытия  по  известному  адресу.  Ой,  и  придумал  кой-чего  великий  Леонардо  из  города  Винчи!  А  много  ль  пригодилось?  Уровень  цивилизации,  науки  и  техники  был  низок, говорите.  Ладно.  Но  парашют-то  уж  всяко  бы  пригодился – хотя  б  для  развлечения.
Продолжение  следует.