Феномен без названия. Вера Полозкова

Владимир Иксанов
   После скандала в литературном доме статья Максима Ершова "Канатоходец Вера ПОЛОЗКОВА",опубликованная в газете «День литературы» в феврале 2017 года, была удалена. Остался только портрет поэтессы, да несколько полос черно-белого формата. Рукописи, как известно  не горят, но в виртуальном пространстве стираются  легко, одним  нажатием  кнопки "Delete". В мгновение ока живые строчки, как  призраки  испарились  и  стали невидимыми. Жаль, хороший был очерк. Написан профессионально,вдумчиво.Так делается серьезная работа. 
Наверное, в качестве бонуса в следующем  номере напечатали стихи критика. Хочу сказать, что  Максим Ершов талантливый исследователь. Но как бывает с современными литературоведами – стихи у аналитиков зачастую  удаются - не удаются. Сужу с малой вероятностью точности, могу ошибиться.

  Опять же, как могла поступить редакция "ДЛ", для которой  автор  "Обители" является единомышленником.И поехал он на войну, в искреннем порыве защищать русских людей от распоясавшейся киевской хунты. Неужели  кто-то подумал, что  за депутатским мандатом?.. 

Многоуважаемая  Верочка могла бы выразиться, по – деликатнее и не насылать на  Захара Прилепина  чудовищное проклятие… смерти. Всегда возможна иная форма самовыражения,например,очень подходящими  могли стать слова комсомольской песни: 
"Если смерти, то – мгновенной, если раны,- небольшой…"
      
… Вера Полозкова  автор нескольких поэтических книг.

Читательская аудитория живо обсуждает её творчество и комментарии как бывает в подобных случаях разнятся:от восторга до негодования. Здоровая реакция. Сама поэтесса спокойна как танк и, признавая влияние  Маяковского - Бродского,   несёт  бремя популярности, утверждаясь в твердости письма.
 
Похоже,концепция поэта авангард. Веро4ка по-особому рифмует тексты. Они стилистически насыщенны беспрецедентной долготой строки, улавливается и размер,и ритм. Хотя некая особость стилистических оборотов существует, так называемая импровизация начала и продолжения строки, но всё в разумных пределах ремесла. Вопиющих отклонений не наблюдается, если не считать нарочито хулиганских выходок не нормативной лексики.
 
Поэт загадка, великая  тайна и тому есть множество примеров  поиска и  страсти. Ведь не случайно конквистадор русской поэзии  Николай Гумилёв подобно  Афанасию Никитину ходил за три моря, чтобы вволю надышаться воздухом свободы и  сыскать яркие минуты авантюрных впечатлений…

Мир постмодернизма не на столько разнообразен, чтобы не разглядеть его суть. Скорее всё на поверхности:некое отрицание и безусловное доказательство бессмысленности жизни. Певцы авангарда -  завсегдатаи сакральной темы,  образной  - без сахара, но с перцем - fin du siecle "конец света". Предвестники фатальных обобщений!

Размышляя о подобном искусстве, не грех заглянуть в словари, пролистать страницы славных дел литературной перестройки и гласности. Именно тогда  "новые штурманы будущей бури", выковали идеи концептуализма и понимание свободы слова (см. визуальная поэзия, сонорная поэзия, поэзия имиджа).
Примечательно, что в этом жанре многоуважаемая поэтесса нашла свою нишу и  стала востребованной для читателей.
Опять же если говорить о популярности,«то здесь вам не тут» и рецептов в обретении собственного "я" предостаточно: от неординарности  поступков до протекции денег. Особые случаи выкраиваются по индивидуальным лекалам. И как взойдет поэт на пьедестал славы – судить не нам! Игорь Северянин проснулся знаменитым после публичной порки «матёрым человечищем».В случае с Верой Полозковой эпатаж и творческая направленность слились в  едином значении.
 
Особняком звучат её сонорные выступления. Декламация при музыкальном сопровождении... В умелых постановках Веро4ки соединение слова и звука, своеобразная импровизация представляется удачным проектом.Популярности  актрисы можно позавидовать, ведь озвучивать собственные сочинения  изначально задача непростая, хлопотная.Зависит от многих факторов. Подать  интонацию текста без мастерства и природного шарма, невозможно.Всего этого у нашей героини в избытке.«На концерте царит совсем другая энергия, когда ты появляешься с группой перед зрителями, поскольку тексты и музыка дают очень сильный эффект. Музыка накладывается на существующие стихи , составленные в определенном порядке»,-рассуждает солистка со страниц гламурных журналов.
      
"Писать стихи не очень трудные дела", но донести  их  многообразие, не растеряв ни капели  вдохновения, дано не каждому. И чтобы не обидеть автора, и не возбудить академического самолюбия мэтра, оставим сравнительные критерии до лучших времен. Дадим, срок подрасти дарованию и перейти в режим непререкаемости.
 
Кто-то из пользователей социальных сетей подметил,что внешне  Полозкова, напоминает  актрису латвийского кино Мирдзе Мартинсоне в её лучшие  годы.
Какое-то сходство присутствует.Я думаю,обладай Иван Ургант более стойким  поэтическим воображением и обращаясь к Вере, неизменно должен был  подчеркнуть её индивидуальность безусловным:"Ты одна мне ростом вровень…"   И повод был при встрече двух актеров на  шоу "Вечерний Ургант". Кроме, популярных  программ стихи Веры Полозковой  звучат на "Дожде" и в этом есть закономерность творческого кредо автора.Трудность моего положения заключается в том, что я не поклонник  современной поэтической "зауми". И вот почему? Сложность её восприятия требует владения особыми  языковыми шифрами, знанием современного сленга, культура которого во многом позаимствована у сетевого администратора. Суждений много. Вот и болезнь современных "классиков" далеко не детская, перманентная - вечная тема российской глубинки...Вселенский плач в обертке "День литературы".
 
Была  попытка сравнить  манеру  исполнения  Полозковой  с  рэпом,  но то глубокое заблуждение. Рэп  монотонно "катит" звуки, как по стиральной доске, в симбиозе тональных ударов и невнятных слогов. Зачастую,кажется, что исполнители вряд ли владеют грамотой, а схожесть их самовыражения близка к ритуальным  представлениям  шаманов. Стихи же Полозковой глубинные, осмысленные.И что здесь тайна, а что  скрыто иллюзией восприятия судить читателю.

Автор видит себя в роли экспериментатора,создающего современные литературно-художественные проекты.Всматриваясь в пытливые глаза слушателей, понимаешь, что поэзия для них почти  религия. Они слепо верят Вере. За каждой фразой обнажается смысл, движения по настроению. Читатель находит подсказку этому термину  в  стихотворении "Мастерство поддержания пауз" ... идеальное  продолжение диалога.
   
Олегу Нестерову.

кажется,мы выросли, мама, но не прекращаем длиться.
время сглаживает движения, но заостряет лица.
больше мы не порох и мёд, мы брусчатка, дерево и корица.
у красивых детей, чтоб ты знала, мама, — новые красивые дети.
мы их любим фотографировать в нужном свете.
жизнь умнее живущего, вот что ясно по истечении первой трети.
всё, чего я боялся в детстве, теперь нелепее толстяков с укулеле.
даже признаки будущего распада закономерны, на самом деле.
очень страшно не умереть молодым, мама,но как видишь, мы это преодолели.

я один себе джеки чан теперь и один себе санта-клаус.
всё мое занятие — структурировать мрак и хаос.
всё, чему я учусь, мама — мастерство поддержанья пауз.
я не нулевая отметка больше, не дерзкий птенчик, не молодая завязь.
молодая завязь глядит на меня, раззявясь.
у простых, как положено,я вызываю ненависть,сложных — зависть.
что касается женщин, мама, здесь всё от триера до кар-вая:
всякий раз,когда в дом ко мне заявляется броская,деловая, передовая,
мы рыдаем в обнимку голыми, содрогаясь и подвывая.
что до счастья, мама, — оно результат воздействия седатива или токсина.
для меня это чувство,с которым едешь в ночном такси на
пересечение сорок второй с десятой, от кабаташа и до таксима.
редко где еще твоя смертность и заменяемость обнажают себя так сильно.
иногда я кажусь себе полководцем в ссылке, иногда сорным семенем среди злака.
в мире правящей лицевой всё, что занимает меня — изнанка.
барабанщики бытия крутят палочки в воздухе надо мной,ожидая чьего-то знака.
нет, любовь твоя не могла бы спасти меня от чего-либо — не спасла ведь.
на мою долю выпало столько тонн красоты, что должно было так расплавить.
но теперь я сяду к тебе пустой и весь век ее стану славить.

Анализ текста предполагает не только охват нюансов  авторской позиции, но и аллюзию обращения через близкого человека в социуме реального и придуманного времени.Мы видим нагромождение смыслов,множество примеров,образно противоречивых и не всегда ясных: "время сглаживает движение, но заостряет лица". Подход  через "заостренность", переосмысление  душевного состояния на  противопоставлении-"не порох-мёд", а в прошедшем времени  закоренелость –  "брусчатка, дерево и корица". Дается периодизация этого переосмысления "жизнь умнее живущего, вот что ясно по истечении первой трети".

... Движение по настроению - это сущность лирического героя.

Всплывают  детские воспоминания "боязни", смутные образы о  нелепых толстяках, играющих на миниатюрных гитарах. Наверное, со стороны это выглядит нелепо, когда  взрослый музыкант-толстяк ассоциируется с  игрушечным инструментом. Или  вдруг представляется вымышленным героем "я один себе джеки чан теперь и один себе санта-клаус". Непонятный, но объяснимый с точки зрения стихотворной логики, симбиоз "герой-Дед Мороз". В роли любимого детьми новогоднего  чуда. Детские воспоминания  Веро4ки узнаваемы. Представление главного  зимнего праздника было  оккупировано  телевизионным  ящиком, ориентированным  к заморским аналогам сказки "Морозко".
 
Лирический герой не оригинальничает и в своем всесилии, он не много, не мало  "структурирует мрак и хаос". Одновременно, постигая "мастерство поддержания пауз". "Мастерство настроения"  позаимствовано у Вонг Кар-Вая.  Образ гонконгского кинорежиссера «открытого всем ветрам, стоящего на пограничной позиции различных культур» близок Вере Полозковой.  Философией реальности  может стать  сюжет, основанный на странном сне или на подлинном цвете. Стать давностью "Пока не высохнут слезы". Мастер настроения  импровизирует, "лепит" образы из подручного "сырья" порой не задумываясь о композиции, лексике и построении оборотов речи. Они возникают  мгновенно,  спонтанно,  с невиданной скоростью импульса воображения. Стих, создающий постоянную  иллюзию движения и паузы "стоп-краны" не могут сдержать напора слов. Они объяснимы вне стилистики, отчасти шероховатостью жизни, но откровенные и близкие восприятию.  Это то, что Полозкова  видит в  Вонг Кар-Вае.
Сила  воображения рождает невероятные образы, которые насыщают внутренний мир автора. Он, как будто теряется в хаосе движения, но предпочитает  оставлять в  человеке  искренность и сострадание к людям.

Поэт самокритичен и называет современников жертвами рекламы, живущими в прострации телесериалов, где вечные менты с вечными бандитами давно поменялись местами. В этом отражаются закономерности и признаки будущего распада общества. И страх, всё тот же комплекс неполноценности, как и в прошлом "легко ли быть молодым". Преодоление – вот, что видится автору, путь познания себя в современном мире, где перемешалось всё, спуталось и только  интуиция – предсказывает начало конца.
Неслучайны аллюзии и попытки сохранить аутентичность, не копировать выдающихся  учителей (Маяковского- Бродского  ), но и не игнорировать"познавательного" значения. Связь поколений – никто не отменял.

//Я хочу быть немного Бродским-// Ни единого слова зря.//

И воспитательное значение такого посыла символично. Иосиф  Бродский  утверждал, что набирался уму-разуму у Маяковского и, съехав в эмиграцию, ворота Родины марать дегтем не стал, хотя многие на Западе ждали от него именно этого. У замечательного поэта и гражданская позиция достойна  уважения! Нобелевский комитет неслучайно склонялся в сторону Андрея Вознесенского. Но к этому времени автор сборника стихов «Ров» успел отметиться Государственной премией СССР.
Коль скоро мы заговорили о Нобелевской премии  Иосифа  Бродского,  то дадим право высказаться  мэтру литературы, профессору  Вадиму Кожинову,  который  крайне негативно оценивал  поэтические заслуги бывшего «тунеядца». Он  приводил целый список талантливых русских поэтов, достойных  этой премии. Но достойные оказались в тот час не в том месте.Фортуна, удача, успех - вещи переменчивые. Наверное, потому поэт Евгений  Курдаков, саркастически писал по поводу поэтического первенства  Иосифа Бродского.  Нам ли судить об этом.    Бродский –  поэтическая величина, в самодостаточности которой вряд ли кто усомнится. И никакая ирония, даже талантливо написанная, не может  переубедить в этом:
 
//Вормотанья и хрипы ровесника, сверстника шепот, //То ли плохо ему, то ль последний исчерпан припас,// То ли просто не впрок предыдущих  изгнанников опыт,// Что и в дальней дали не смыкали по родине глаз?//

//В причитаньях, роптаньях  давно не родным озабочен// И родное, не мстя, оставляет ему на пока// Инвентарь маргинала: силлабику  вечных обочин,//Да  на мелкие нужды -потрепанный хлам языка,//

//Утки - обериутки свистят между строчек по-хармски// В примечаньях к прогнозам погоды с прогнозом себя//С переводом на русско-кургузский, на быстроизданский// По ходатайству тех, кого вмиг подвернула судьба.//

//Эти мобиле-нобели, вечная шилость-на-мылость // На чужом затишке, где в заслугу любой из грешков,//Где бы можно пропасть, если в прошлом бы их не сучилось.//Этих милых грешков из стишков, из душков и слушков.//

//Под аттической солью беспамятства мнятся искусы,// Только соль отдаленья, по сути ,глуха и слепа://Растабары, бодяги, бобы, вавилоны, турусы ,//Кренделя, вензеля и  мыслете немыслимых  па…//

Возвращаясь к Вере Полозковой, заметим, что пишет она о многом, примирительно  к молодому поколению. Круг её почитателей неограничен статусными девицами , продвинутыми менеджерами, ютящихся в высотках вертикально интегрированных  компаний,он безусловно шире и претендует на массовую аудиторию. Молодежь принимает поэта такого неординарного масштаба с легкостью и задором...
 
  Литературный опыт сопоставления "Недогумилев" заслуживает особого внимания.Тональность стихотворения сохранена,близка к классическому восприятию,но является  самостоятельным  произведением Верочки.
 
Погляди: моя реальность в петлях держится так хлипко –
Рухнет.Обхвачу колени, как поджатое шасси.
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка.*
Не проси об этом счастье, ради Бога, не проси.
Дышишь мерно, пишешь мирно, все пройдет, а ты боялась,
Скоро снова будет утро,птичка вон уже поет;
А внутри скулит и воет обессилевшая ярость,
Коготком срывая мясо, словно маленький койот;
Словно мы и вовсе снились, не сбылись, не состоялись –
Ты усталый дальнобойщик, задремавший за рулем;
Словно в черепной коробке бдит угрюмый постоялец:
Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем.
Слушай, нам же приходилось вместе хохотать до колик,
Ты же был, тебя предъявят, если спросит контролер?
Я тебя таскаю в венах, как похмельный тебяголик,
Все еще таскаю в венах. Осторожней, мой соколик.
У меня к тебе, как видишь, истерический фольклор.
Из внушительного списка саркастических отмазок.
И увещеваний – больше не канает ничего.
Я грызу сухие губы, словно Митя Карамазов,
От участливых вопросов приходя в неистовство.
Ведь дыра же между ребер – ни задраить, ни заштопать.
Ласки ваши бьют навылет, молодцы-богатыри.
Тушь подмешивает в слезы злую угольную копоть.
Если так черно снаружи – представляешь, что внутри.

В  оценке  стихотворения  присутствует недопонимание слушателей. Некая обида за кумира, автора "Волшебной скрипки". Конечно,"тот, кто взял её однажды в повелительные руки, у того исчез навеки безмятежный свет очей". Вариант Полозковой  схож, хотя  несёт  иную  нагрузку. Это размышления о хлипкой реальности лирического героя, в сознании которого возникают проблемы  приземленного характера. "Недогумилев" - аллюзия на тему пребывания  персонажа в непонятке отношений с тем  кого "таскаю в венах, как похмельный тебяголик…" Последовательно в ассоциативном ряду «усталый дальнобойщик», «угрюмый постоялец», а то и вовсе мальчик, которому прочат корону короля!
Это не более, чем «истерический фольклор». Надлом  души  и состояние, когда «ласки ваши бьют навылет»! Стихи Полозковой  проверены временем и уже сейчас понятна их искренность. Девические переживания неразделенной любви, душевных сомнений, не что иное, как поиск счастья. В этом состоянии инфантильности много нагромождений из слез и разочарований, что хочется  пожелать литературному герою благополучного выхода из лабиринта одиночества.
Заключительная метафора "сердце словно медвежонка, за собою  волоча" - это образ плюшевой игрушки некогда самой дорогой для героини, брошенной, и навсегда утерянной  финальным аккордом расставания… Игра в игрушки и мальчик – "взоры - два луча" достойны, быть предметом одушевлённым, предъявленным  устному опросу - "ты же был, тебя предъявят, если спросит контролер?"
Рефрен по-своему оригинален и естественно заключен в формуле - "доломаешь-обескровишь".

Мальчик, дальше, здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ.
Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча.
Ты уйдешь,когда наешься. Доломаешь. Обескровишь.
Сердце,словно медвежонка,
За собою
Волоча.

Конечно,без аналогии не обойтись…
"Волшебная скрипка" Николая Гумилёва- шедевр поэзии Серебряного века. "Скрипка" обращена к взыскательному слушателю. Лирическое наставление  зрелого поэта юному собрату. Рассуждения о божественности Слова! Поэт – предтеча будущего, не может  не видеть оборотной стороны медали,"изнанку времени", которую чувствует умудренный жизнью художник.
В образе скрипки -  поэтическое дарование,смертельное заклятие,высшее блаженство. Лирический герой рассказывает юному собрату о том, что поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, ибо муки творчества, они, как "бешеные волки в кровожадном исступленьи"  постоянно преследуют автора. Расчёт на  читательское одобрение маловероятен, художник должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу. Поэта не пугает ничто. Он пойдёт своей дорогой и погибнет "славной смертью, страшной смертью скрипача".
Полозкова, препарируя текст, стремится к полноте в использовании  образа  "мальчика", не готового к ответственному решению. При всей оригинальности стиха и соразмерности  ритма, вариант Верочки не дотягивает  эмоционально, а  в смысле  неопределенности сюжета  использует "скрипку"», скорее , как фон для оригинального прочтения.
 
Должен со всей уверенностью сказать,что есть высоты, которые нынешним никогда не взять.

Конечно, не может,не  импонирует позиция Веры Полозковой  независимого  самостоятельного мастера. Она исключает мнение "злобных и жадных дядечек", пытавшихся раскрутить её, доказывая свою творческую самостоятельность.
 
Поэтическое вдохновение настигает Веро4ку неожиданно: на отдыхе, в путешествиях , гастрольных поездках. В суете городов,  в неурядице быта.  Стихи зарисовки,путевые заметки, дарованные  случаем обширны. Особый  путеводитель.
 
Вот и Индия в прицеле лирического героя, даже не страна, а целая планета волшебства и магии…
Человек на пляже, образ мистификатора, владеющего искусством удивлять,  заставляющий "дышать" летающую тарелку. Она загадочно звучит, мистически «при свете факела". Колоритная картина морского побережья становится местом - "моя Индия". Она проложена дорогой до Арамболя и "открывается без ключа", оставаясь  в памяти строкою.

Человек на пляже играет при свете факела,
и летающая тарелка между его колен
начинает дышать, звуча.
И дреды его танцуют в такт его пальцам, и все огню подставляют лица,
так его музыка горяча.
А еще перекресток, — машины, коровы, байки, — и рядом крест и алтарь,
и там, в алтаре, свеча.
И как Костя чудесно жмурится, хохоча.
И дорога до Арамболя чуть выше дужки его очков,
и волос, что ветер свивает кольцами, и плеча.
Моя Индия открывается без ключа.
Кто беднее не допускающих перемен,
состоящих из дат, мест жительства и имён?
Всякий раб медицинской, кредитной, визитной карты,
всякий пронумерован и заклеймён.
Всякий заживет, только если выплатит ипотеку,
а ты, — если ты умён, —
Уже понял, что кроме тех, что сейчас, у тебя не было и не будет
лучших времён.
Завтра в это время я буду стоять на сцене,
во многих тысячах километров отсюда,
где теперь медленная среда:
Спят собаки между шезлонгами в два ряда,
мертвого краба вылизывает вода,
А там будет мама, Рыжая,
Дзе, наверно, придет туда,
Я взойду и скажу им, как я боялась вернуться, да,
Обнаружить через неделю, как выцветают в тебе индийские сари, дети,
рассветы, шуточки, города,
как ни остается от них ни камушка, ни следа, —
Только ведь моя Индия из меня не денется никуда.
Моя Индия не закончится никогда.

Мнение читателя - верный ценитель,камертон общественного вкуса точнее любого академического параграфа. Читатель у нас на редкость хорошо слышит. Его не может ни вдохновлять образность, неадекватность мышления, меткость фраз, афористичность. Многие строки Веры Полозковой необходимо последовательно забивать в систему поиска,как географический  ребус или  психологический кроссворд. Автор постоянно перемещается во времени и пространстве. Много путешествует и сюжеты посещаемых мест воплощаются в стихотворную форму.

Вера Полозкова своеобразно высказывается о современном политическом строе РФ, называя «тоскливой тиранией», и то верно -  отсутствие масштабности в реализации  проектов, кроме попадания "в пятёрку" развитых экономических государств, всё ближе подталкивают Россию на задворки мировой цивилизации...
 
Вера Полозкова "страдает" особой афористичностью. Меткая образность стиха,   стилистическая  замысловатость - это  целая палитра настроения.

Состоявшийся талант Веры Полозковой  дерзкий и гармонично развивающийся, вызывает неадекватную реакцию. Особая позиция автора подобна феномену название которому  не придумано. Попытка сохранения равновесия - точное определение Максима Ершова -"канатоходец Вера Полозкова"!

Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой.



Рига,2018 год.