Ли с гор Спящего Дракона...

Алексей Гончаров2
Картина: "Лошадь и конюх".

Нет преданнее и надежней друга,
Пусть неказиста, скромная на вид.
Вынослива китайская лошадка,
За это, её ценит индивид...


Ли Гун-Линь (1049 - 1106), выдающийся китайский художник, времён династии Северной Сун, виртуоз в технике бай-мяо.

XI - XII века - время высокого расцвета китайской средневековой живописи.
Среди её мастеров самое почетное место занимали пейзажисты, пейзажный жанр
по праву считался самым главным и наиболее полно выражал идеалы времени.
Лишь одного художника, работавшего в других жанрах, ставили рядом с великими
пейзажистами. Это был Ли Гун-линь, известный так же под вторым своим именем
Ли Лун-мянь, т.е "Ли с гор Спящего Дракона", где он провёл последние годы
своей жизни.

Занимая высокий пост государственного чиновника, Ли Гун-линь выполнял отдельные заказы императорского двора, но в основном работал как свободный
художник. "Когда я пишу, - говорил он, - я делаю это так, как поэт пишет
стихи. Я следую лишь велению моего сердца". Один из самых одаренных и высоко-
образованных людей своего времени, он был не только живописцем, но и поэтом,
философом, учёным. Его друзьями были знаменитый поэт и художник Су Ши и фило-
соф  Хуан Тин-дзянь, пейзажист и теоретик живописи Ми Фэй.

Ли Гун-линь не имел узкой специализации, как большинство его современников.
Он писал пейзажи, портреты и жанровые сцены и картины на религиозные темы.
Выходец из богатой семьи, он с детства видел картины знаменитых художников
прошлого в коллекции своего отца, а впоследствии и сам стал собирать живопись,
каллиграфии, старинную бронзу и нефриты. Человек проницательного ума и большого таланта, он учился у старых мастеров "силе кисти", выразительности
тонкой, плавной линии, передающей не только контуры предметов, но движение,
живую жизнь людей, животных, природы. Если он не мог купить для своей коллек-
ции картину старого мастера, то копировал её сам, постигая тайну мастерства и
его воздействия, сделав приёмы и методы старой живописи приемлемыми для своего
собственного творчества.

В ранний период Ли Гун-линь был особенно увлечен изображением лошадей, подражая знаменитому художнику VIII века Хань Ганю. Сохранился горизонтальный свиток, приписываемый кисти Ли Гун-линя с изображением пяти лошадей с конюха-
ми (музей Гугун в Пекине). Манера и стиль художника полностью выявлены в этом его произведении. Он
пишет очень тонкой кистью и светлой тушью, лишь обозначая масть, расцветку
лошади лёгкими пятнами, он пользуется как главным средством выразительности
острой, уверенно проведенной линией, мастерски точно передающей очертания
тела лошади и лицо конюха, складки его одежды, лёгкое движение фигуры. Эта
техника живописи получила в китайской эстетике наименование бай-мяо, а Гун-линь считается её самым выдающимся виртуозом. Увлечение живописью лошадей
было так велико, что, как повествует легенда, один буддийский монах посоветовал ему прекратить это, чтобы в будущей жизни не стать лошадью.
Будто бы художник послушал его и стал писать пейзажи и изображения буддийских святых.

Уже при жизни художника картины его высоко ценились. Лосле его смерти, как отмечал биограф, их стало ещё труднее достать, и они так подорожали, что стало
появляться много подделок. В настоящее время сохранились произведения, лишь
с большей или меньшей долей вероятности связываемые с именем Ли Гун-линя. Они
дают возможность представить себе искусство одного из самых выдающихся и зна-
именитых мастеров живописи старого Китая.


                @