Небесный тихоход или Экзамен по вождению

Анна Бехтерева
В начале 2000-х годов я жила в Киеве в районе со сказочным названием «Теремки» на съёмной квартире. Работала и училась заочно.

Я надумала пойти на курсы вождения, хотя машины у меня не было.

Я записалась на курсы вождения, выбрав те, которые поближе к месту проживания и подешевле.

При знакомстве курсантов с инструкторами, инструктор с украинской фамилией Пивень, который мне достался, привычно  сказал:

- Записывайте номер а машины.

Машина – это старенький белый «Москвич» типа «пирожок» (без «пирожка»-кузова) со знаком «У» на крыше.

Отсюда название рассказа – «Небесный тихоход». Выражение (название известного старого фильма), которое пришло в голову при виде этого автомобиля. В данном случае приземлённый «небесный тихоход».

Курсы были от Киевской сельхозакадемии, которую мой инструктор окончил лет 20 назад.

Поэтому то, что в качестве учебных автомобилей были «Москвичи»-«пирожки» было удачей, ведь могли бы быть трактора.

Итак, инструктор назвал номера машины – «98-76» и сказал, чтобы я подошла завтра к ней в 9.00. Она будет стоять около его дома, который был неподалёку от моей съёмной квартиры.

Как человек с математическими задатками я ответила ему, что можно номера не записывать, ведь «98-76» - это 4 цифры подряд по нисходящей от «9» до «6». Любой человек, способный запомнить своё имя и фамилию, может без труда запомнить и этот номер, не записывая его.

Для инструктора, 20 лет предлагавшего записывать номер машины своим ученикам, это стало настоящим открытием.

Почти все мои уроки вождения проходили с 9.00 до 10.00 утра в спальном районе столицы. Машин на дороге было мало.  Для того, чтобы совершить хотя бы маневр обгона, нужно было сначала найти, кого обогнать, что было затруднительно.

Никаких сложных перекрёстков по пути следования. «Тишь да гладь, да божья благодать».

Инструктор привычно приветствовал своих коллег-инструкторов в учебных машинах, которые попадались нам навстречу.  На водительских местах там гордо восседали такие же счастливчики-курсанты, как я.

Теорию на курсах преподавал мужчина средних лет, обаятельный разговорчивый еврей.  На нём была светлая куртка-ветровка, в точности как у меня.  Я думала, что она женская, а он – что она мужская.

Запомнилась его фраза: «Почему вы должны уступать трамваю, да потому, что в нём железа больше».

Как-то мой инструктор не смог прийти на урок и урок вёл чужой инструктор. Он держался обособленно среди коллег-инструкторов, так как единственный не договаривался относительно успешной сдачи экзамена в ГАИ и соответственно не принимал от курсантов благодарности, которая булькает.

За этот урок вождения, он, наверно, научил меня больше, чем мой инструктор за всё время обучения.

Кульминация.  Экзамен в ГАИ.

Курсы были в Киеве, а экзамен – в Киевской области, по месту прописки.

Для зачёта по правилам дорожного движения надо было правильно ответить на девять вопросов из десяти (на компьютере).

Я ответила верно на все 10 вопросов, причём потратила меньше половины отведённого на это времени.

Экзаменатор удивлённо посмотрел на меня, а может быть мне показалось.

Я превосходно справилась с теоретической частью экзамена, поэтому  реванш я взяла на экзамене по вождению.

Поскольку своей машины у меня не было, экзамен по вождению я сдавала на машине друга семьи Сергея.

Утром в день экзамена он подъехал к моему дому на своей иномарке и сразу же предоставил мне место водителя.

Надо сказать, что никогда раньше я не сидела за рулём его машины, и вообще за рулём иномарки, и вообще за рулём транспортного средства, кроме учебного «Москвича»-«пирожка».

А нет, вру – как-то учебный «пирожок» был неисправен, и урок вождения проходил на личном автомобиле инструктора, стареньких «Жигулях» в отличном состоянии.

Позже инструктор оборудовал его под учебную, но тогда он ещё не был оснащён дополнительными педалями сцепления и тормоза.

Остаётся удивляться самоуверенности инструктора, доверившего свой автомобиль и самого себя своему ученику при его подходе к урокам вождения.

«Безумству храбрых поём мы песню. Безумство храбрых – вот правда жизни» (М.Горький, «Песня о Соколе», в данном случае «о петухе», фамилия «Пивень» переводится с украинского языка на русский, как «петух»).

Итак едем с Сергеем на экзамен в ГАИ. По пути Сергей предложил мне потренироваться ездить задним ходом, чем я не преминула воспользоваться.

Так как ГАИ было за городом и дорога была просёлочная, Сергей быстро поймал трактор, который вытащил машину из кювета. Ни машина, ни мы при этом, к счастью, не пострадали и мы продолжили наш путь на экзамен.

Мораль – когда едете на экзамен по вождению, выезжайте заранее, мало ли что.

Первым заданием был заезд в гараж задним ходом. Нужно было не задеть условные стенки гаража.

Я включила заднюю передачу и нажала на педаль газа. Тому, что надо притормаживать сцеплением, меня, естественно никто не учил.

Я не задела «стенки» условного гаража. Потому что я вообще не попала в интервал между условными стенками гаража, а заехала в метрах полтора справа от правой стенки гаража. То есть если бы это были настоящие гаражи, я бы заехала в гараж – но не в свой, а в соседний.

Следующим заданием было заехать на эстакаду. При этом на подъёме остановиться, встать на ручной тормоз. Затем отключить ручной тормоз и продолжить подъём, при этом не скатившись вниз.

Я усиленно газовала. Того, что надо балансировать педалями газа и сцепления, я, конечно, тоже не знала.

Уж не помню, смеялись ли экзаменаторы. Может они и не такое видали на своём веку.

Экзамена по правилам дорожного движения в городе не было. Это, конечно, лишило мой рассказ ещё нескольких увлекательных эпизодов.

Примечание:
Данное произведение не является документальным. Все персонажи - вымышленные художественные образы. Любое совпадение фамилий, имён, названий случайно (шутка).