Каково быть в Присутствии Бога

Сергий Пономарь
      Я постараюсь здесь рассказать об одном случае и сокровенном опыте духовного переживания, бывшего однажды в моей жизни и оставившего памятный след в моей душе, благодаря которому мне дано было некоторое понимание своего духовного состояния.

      Это было в июне 2001 года, в то время мне пришлось уже третий год подвизаться с одним священником, который получил направление из епархии организовать приход в одном селе,  можно сказать, на пустом месте, при этом я жил в подвале помещения списанного здания, которое мы получили от администрации села и переоборудовали его под церковь.

      В тот день батюшка повез меня на своем грузовом УАЗике в соседнее село, находящееся от нашего в 25 км, к проживающему там  Анатолию, который у себя в деревне оборудовал одно из зданий под храм имени святителя Николая (в дальнейшем этот человек был рукоположен во священники и служил в том же храме). Цель этой поездки заключалась в том, чтобы с помощью мастера «на все руки» Анатолия покрыть оцинкованными листами железа каркасы небольших куполов, которые были сделаны мною для нашей церкви. Мне было поручено поучаствовать в этом, ознакомиться со всем техпроцессом и вернуться вечером обратно.

      С батюшкой мы выгрузили каркасы куполов, и он уехал. А я остался работать под руководством Анатолия и как-то полностью предал себя в руки Божии, ни о чем не беспокоясь. Поработали мы с ним до вечера, потом пошли к нему в дом поужинать.
      Общаясь в домашней обстановке, мы с ним славно трапезничали, и  вдруг он спрашивает меня, а как я собираюсь добираться обратно.
      – Да пойду, - говорю, - на трассу, на автобусную остановку, какой-нибудь проходящий междугородний автобус подбросит.
      Анатолий посмотрел на часы и сказал, что последний здесь проходящий автобус ушел полчаса назад… Предложение остаться до утра я отклонил, потому что утром мне обязательно нужно было быть на месте в своем храме. (А мобильных телефонов тогда еще ни у кого не было, чтобы можно было как-то связаться со своим священником и его предупредить.)
      – Ну, ничего, пойду по трассе пешком, а там Господь поможет, - сказал я, одновременно прикидывая умом, сколько времени мне потребуется преодолеть 25 км до моего села. А время уже 11-й час вечера, солнце село, но еще было светло в вечерних сумерках.
      Быстренько собрался, вещей у меня с собой никаких нет, и мы вышли на улицу. Анатолий проводил меня до автобусной остановки на трассе, к которой село примыкает своим краем, и благословил на дорогу крестным знамением…

      …И зашагал я по обочине дороги в свой путь, при этом спокойно, в полголоса, не спеша, стараясь вникнуть вниманием в каждое слово, – торопиться было некуда, – стал произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго…». А чтобы окружающий пейзаж, проезжающие машины и всё прочее не отвлекали мое внимание, накинул глубоко на голову капюшон легкой штормовки, в которую был одет, и смотрел только перед собой, склонив голову, а иногда даже прикрывая глаза.

      Сознание мое было полностью поглощено каждым словом этой простой молитвы, никакая посторонняя мысль в это время не могла даже сравниться с открывшейся вдруг глубиной тех произносимых мной слов, их смыслом и значением.
      И тут в моем сознании наступило удивительное ощущение и понимание присутствия здесь... Самого Христа(!), с пронизывающим насквозь всего меня  Своим Божественным Взглядом. Я в действительности чувствовал Наличие Живого Бога, Который смотрит на меня, слушает меня, и видит меня всего, – всю мою жизнь, все мои поступки, все мои мысли и все мои сердечные чувства…
      И в этот момент весь я оказался в благоговейном предстоянии, стараясь держаться за каждое слово молитвы…  В этом невидимом Божественном Присутствии мне  стало очевидно и пронзительно ясно, что даже ни одна моя мысль, ни одно мое слово, ни одно мое действие не достойно Чистейшего Христа, – каждая моя собственная мысль, каждое мое собственное слово и действие уже несло в себе, так или иначе, поврежденность своей греховной самостью, – я всем своим существом ощущал, что НЕТ ВО МНЕ НИЧЕГО достойного Бога!.. Да молчит всякая плоть… – в Присутствии Его!..

      В этом состоянии я держался за слова молитвы, как за спасательный круг в море всей моей обнаженной греховности, – это единственное, что я мог еще произносить, надеясь  лишь на милость Божию. И слова этой МОЛИТВЫ вытесняли и покрывали всякую мою мысль и всякое воспоминание прошедшей моей жизни, вдруг ставшими такими грешнейшими в этом Божественном Откровении ведения, –  что в сердце моем было лишь состояние полнейшего сокрушения о своем недостоинстве перед Христом, особенное понимание, что я – ничто пред Богом, перед Его Любовью… Как Он всех нас терпит!..
      И в тоже время, – всё это молитвенное предстояние, ощущение на себе и своей душе взгляда Любящего Божества с сокрушением  сердца,  – было одновременно ещё и каким-то «бальзамом» для моей израненной и больной грехами души. Захотелось так близко быть со Христом всегда, не терять это живое чувство общения с Ним, потому что тогда уже не о чем беспокоиться в своей жизни, – если Бог так близко и  рядом с тобой, и Он видит тебя со всеми твоими проблемами и «потрохами», то Он всегда тебе поможет и спасет тебя по Великой  Любви Своей ...

      ...Я шел, молился и ничего старался не замечать вокруг себя, а только духовно чувствовать себя под Взором Всеведущего Бога…
       Не заметил, как прошло больше часа моего пути, шел уже первый час ночи,  усталость стала понемногу одолевать, притупилось внимание, ослабла молитва, и из всех чувств осталось только понимание и знание, что Бог меня видит всего.
      Стали приходить разные мысли: «А сколько ты еще сможешь пройти? Ведь целый день был «на ногах»!» «И что ты будешь делать, когда вдруг не станет уже сил идти?» Но сразу на них себе отвечал: «Бог видит меня, и пока Он дает мне силы, буду идти, а когда моих сил не хватит, – Он мне поможет!»

      И вот всё иду, уже потихоньку читаю молитву, все свои усилия стараюсь мобилизовать на преодоления усталости… Вдруг чувствую, что меня уже покачнуло немного в одну сторону, потом – в другую…
      – Да, – думаю, – сил уже маловато остается, но ничего, Господь всё видит…

      Когда через несколько минут на ночной трассе возле меня остановилась легковушка, я даже нисколько не удивился, а сразу подумал: «Ну вот, наверное, Бог уже помогает…»
      Открывается правая передняя дверца машины, и девушка спрашивает:
      – А Вы не подскажете, как нам проехать в село (и называет то, в котором я живу)?
      – А вы езжайте всё прямо по дороге и прямо, и доедете, – отвечаю ей, приостановившись.
      – А Вы не скажете, как нам проехать там по такому адресу: (называет адрес).
      Я ей стараюсь объяснить, где нужно будет свернуть, потом проехать немного прямо, потом опять свернуть… Но она меня прерывает:
      – А Вы не могли бы с нами проехать и показать?
      – Конечно могу! – обрадовался я, и больше всего тому, что надежда моя на Бога оправдалась и Он послал мне эту подмогу.

      ...Трое молодых людей в машине во время пути оживленно беседовали о чем-то своем, а я ехал, благодарил Бога и с благоговением думал, что вот эти простые обычные люди и сами даже не подозревают, как они незаметно для себя становятся исполнителями воли и действием милующей Руки Божией в этой жизни...
      Господи, слава Тебе!

      Если бы люди увидели Бога, –
      Они бы оставили всё на Земле.
      Им было б не важно – «Какая погода?»,
      Им было б не важно – «Что будет в стране?».
      И было б не важно, во что им одеться,
      Что есть и что пить – в наступившей зиме,
      А только бы… – Взглядом Его им согреться,
      И быть не отвергнутыми – на Суде...