Friday 13, свадьба Ксюши и Костюши

Владимир Орныш-Полонский
 Навеяно стихотворением Ларисы Антоновской:

 Свадьба Собчак и Богомолова

Шутя и игриво, ни шатко, ни валко,
По стольному граду, по солнечным весям,
Друг друга решили познать в катафалке…
Такое бывает, бомонд  куролесит.

К чему Ламборджини, Бугатти не в моде,
Ни кукла невесты, ни мишка из плюша…
И хоть молодые живёхоньки, вроде,
Со смертью заигрывать пробует Ксюша.

А смерть, свой подарок найдя не на свалке,
 Сама обомлела, ну самую малость…
Пригрела живые тела в катафалке,
Не часто с ней, всё же, такое случалось.


Сюжет своей свадьбы Ксениия Собчак и  Константин Богомолов спланировали по одной из русских сказок Максима Горького и назначили её на «Чёртову пятницу» 13 сентября:

Долго жил Евстигней Закивакин в тихой скромности, в робкой зависти и вдруг неожиданно прославился.

А случилось это так: однажды после роскошной пирушки он истратил последние свои шесть гривен и, проснувшись наутро в тяжком похмелье, весьма удручённый, сел за свою привычную работу: сочинять объявления в стихах для "Анонимного бюро похоронных процессий".

Сел и, пролив обильный пот, убедительно написал:

Бьют тебя по шее или в лоб, -
Всё равно, ты ляжешь в тёмный гроб...
Честный человек ты иль прохвост, -
Всё-таки оттащат на погост...
Правду ли ты скажешь иль соврёшь, -
Это всё едино: ты умрёшь!..
И так далее в этом роде, аршина полтора.

Понёс работу в "бюро", а там не принимают:

- Извините, - говорят, - это никак нельзя напечатать: многие покойники могут обидеться и даже содрогнуться в гробах. Живых же увещевать к смерти не стоит, - они и сами собою, бог даст, помрут.
...

- Ещё похоронное бюро, а я и не знал! - обрадовался Евстигней.

Но оказалось, что это не бюро, а редакция нового беспартийного и прогрессивного журнала для юношества и самообразования. Закивакина ласково принял сам редактор-издатель Мокей Говорухин, сын знаменитого салотопа и мыловара Антипы Говорухина, парень жизнедеятельный, хотя и худосочный.

Посмотрел Мокей стишки, - одобрил:

- Ваши, - говорит, - вдохновения как раз то самое, ещё никем не сказанное слово новой поэзии, в поиски за которым я и снарядился, подобно аргонавту Герострату...

Конечно, всё это он врал по внушению странствующего критика Лазаря Сыворотки, который тоже всегда врал, чем и создал себе громкое имя. Смотрит Мокей на Евстигнея покупающими глазами и повторяет:

- Материальчик впору нам, но имейте в виду, что мы стихов даром не печатаем!

- Я и хочу, чтобы мне заплатили, - сознался Евстигнейка.

- Ва-ам? За стихи-то? Шутите! - смеётся Мокей. - Мы, сударь, только третьего дня вывеску повесили, а уж за это время стихов нам прислано семьдесят девять сажен! И всё именами подписаны!

Но Евстигней не уступает, и согласились на пятаке за строку.

- Только потому, что уж очень это у вас здорово пущено! – объяснил Мокей. - Надо бы псевдонимец вам избрать, а то Закивакин не вполне отлично. Вот ежели бы... например, - Смертяшкин, а? Стильно!

- Всё равно, - сказал Евстигней. - Мне - абы гонорар получить: есть очень хочется...

Он был парень простодушный.

И через некоторое время стихи были напечатаны на первой странице первой книги журнала, под заголовком:

"Голос вечной правды".

С того дня и постигла Евстигнейку слава: прочитали жители стихи его - обрадовались:

- Верно написал, материн сын! А мы живём, стараемся кое-как, то да сё, и незаметно нам было, что в жизни-то нашей никакого смысла, между прочим, нет! Молодец Смертяшкин!

И стали его на вечера приглашать, на свадьбы, на похороны да на поминки, а стихи его во всех модных журналах печатаются по полтине строка, и уже на литературных вечерах полногрудые дамы, очаровательно улыбаясь, читают "поэзы Смертяшкина":

Нас ежедневно жизнь разит,
Нам отовсюду смерть грозит!
Со всяких точек зрения
Мы только жертвы тления!
- Браво-о! Спасибо-о! - кричат жители.

"А ведь, пожалуй, я и в самом деле поэт?" - задумался Евстигнейка и начал – понемножку - зазнаваться: завёл чёрно-пёстрые носки и галстухи, брюки надел тоже чёрные с белой полоской поперёк и стал говорить томно, разводя глазами в разные стороны:

- Ах, как это пошло-жизненно!

Заупокойную литургию прочитал и употребляет в речи мрачные слова: паки, дондеже, всуе...

Ходят вокруг него разные критики, истощая Евстигнейкин гонорарий, и внушают ему:

- Углубляйся, Евстигней, а мы поддержим!

И действительно, когда вышла книжка: "Некрологи желаний, поэзы Евстигнея Смертяшкина", то критики весьма благосклонно отметили глубокую могильность настроений автора.

Евстигнейка же на радостях решил жениться: пошёл к знакомой модерн-девице Нимфодоре Заваляшкиной и сказал ей:
- О, безобразна, бесславна, не имущая вида!

Она долго ожидала этого и, упав на грудь его, воркует, разлагаясь от счастия:

- Я согласна идти к смерти рука об руку с тобою!

- Обречённая уничтожению! - воскликнул Евстигней.

Нимфодора же, смертельно раненная страстью, отзывается:

- Мой бесследно исчезающий!

Но тотчас, вполне возвратясь к жизни, предложила:

- Мы обязательно должны устроить стильный быт!

Смертяшкин уже ко многому привык и сразу понял.

- Я, - говорит, - конечно, недосягаемо выше всех предрассудков, но, если хочешь, давай обвенчаемся в кладбищенской церкви!

- Хочу ли? О, да! И пусть все шафера тотчас после свадьбы застрелятся!

- Все, пожалуй, не пойдут на это, а Кукин может,- он уже семь раз стрелялся.

- И чтобы священник был старенький, знаешь, такой... наканунный смерти.

Так, стильно мечтая, они сидели до той поры, пока из холодной могилы пространства, где погребены мириады погасших солнц и в мёртвой пляске кружатся замороженные планеты, - пока в этой пустыне бездонного кладбища усопших миров не появился скорбный лик луны, угрюмо осветив землю, пожирающую всё живое... Ах, это жуткое сияние умершей луны, подобное свечению гнилушек, всегда напоминает чутким сердцам, что смысл бытия - тление, тление...

Смертяшкин настолько воодушевился, что даже без особого труда стихи сочинил и прошептал их чёрным шёпотом в ухо будущему скелету возлюбленной:

Чу, смерть стучит рукою честной
По крышке гроба, точно в бубен!..
Я слышу зов её так ясно
Сквозь пошлый хаос скучных буден.

Жизнь спорит с нею, - лживым кличем
Зовёт людей к своим обманам;
Но мы с тобой не увеличим
Числа рабов, пленённых ею!

Нас не подкупишь ложью сладкой,
Ведь знаем мы с тобою оба,
Жизнь - только миг, больной и краткий,
А смысл её - под крышкой гроба!
- Как мёртво! - восхищалась Нимфодора. - Как тупо-могильно!

Она все эти штуки превосходно понимала.

На сороковой день после этого они венчались у Николы на Тычке, в старенькой церкви, тесно окружённой самодовольными могилами переполненного кладбища. Ради стиля свидетелями брака подписались два могильщика, шаферами были заведомые кандидаты в самоубийцы; в подруги невеста выбрала трёх истеричек, из которых одна уже вкушала уксусную эссенцию, другие готовились к этому и одна дала честное слово покончить с собой на девятый день после свадьбы.

А когда вышли на паперть, шафер, прыщеватый парень, изучавший на себе действие сальварсана (препарат для лечения сифилиса, на основе мышьяка – Ред.), открыв дверь кареты, мрачно сказал:

- Вот катафалк!

Новобрачная, в белом платье с чёрными лентами и под чёрной фатой, умирала от восторга, а Смертяшкин, влажными глазами оглядывая публику, спрашивал шафера:

- Репортёры есть?

- И фотограф...

- Не шевелись, Нимфочка...

Репортёры, из уважения к поэту, оделись факельщиками, а фотограф - палачом, жители же, - им всё равно, на что смотреть, было бы забавно! - жители одобряли:

- Quel chic! (какой шик – Ред.)

И даже какой-то вечно голодающий мужичок согласился с ними:

- Charmant! (очаровательно – Ред.)

- Да-а, - говорил Смертяшкин новобрачной за ужином в ресторане против кладбища, - мы прекрасно похоронили нашу юность! Вот именно это и называется победой над жизнью!
Я и ты - одна душа и тело!
Мы с тобой теперь навеки слиты.
Это смерть так мудро повелела,
Мы - её рабы и сателлиты.
Смертяшкин ещё раз попробовал одолеть её стихами:

Что такое наше "я",
Смертная моя?
Нет его иль есть оно, -
Это всё равно!
Будь активна, будь инертна, -
Всё равно, - ты не бессмертна!
- Нет, уж это надобно оставить для других, - кротко сказала она.

После длинного ряда таких и подобных столкновений у Смертяшкина случайно родилось дитя - девочка, и Нимфодора повелела:

- Люльку закажи в форме гробика!

- Не слишком ли это, Нимфочка?

- Нет уж, пожалуйста! Стиль надо сохранять строго, если ты не хочешь, чтобы критики и публика упрекнули тебя в раздвоении и неискренности...

Она оказалась очень хозяйственной дамой: сама солила огурцы, тщательно собирала все рецензии о стихах мужа и, уничтожая неодобрительные, - похвальные издавала отдельными томиками за счёт поклонников поэта.

С хорошей пищи стала она женщиной дородной, глаза её всегда туманились мечтой, возбуждая в людях мужского пола страстное желание подчиниться року. Завела домашнего критика, жилистого мужчину, рыжего цвета, сажала его рядом с собою, и, вонзая туманный взгляд прямо в сердце ему, читала нарочито гнусаво стихи мужа, убеждённо спрашивая:

- Глубоко? Сильно?

Тот первое время только мычал, а потом стал ежемесячно писать пламенные статьи о Смертяшкине, который "с непостижимой углублённостью проник в бездонность той чёрной тайны, которую мы, жалкие, зовём Смертью, а он - полюбил чистой любовью прозрачного ребёнка. Его янтарная душа не отемнилась познанием ужаса бесцельности бытия, но претворила этот ужас в тихую радость, в сладостный призыв к уничтожению той непрерывной пошлости, которую мы, слепые души, именуем Жизнью".

При благосклонной помощи рыжего, - по убеждениям он был мистик и эстет, по фамилии – Прохарчук, по профессии - парикмахер, - Нимфодора довела Евстигнейку до публичного чтения стихов: выйдет он на эстраду, развернёт коленки направо-налево, смотрит на жителей белыми овечьими глазами и, покачивая угловатой головою, на которой росли разные разности мочального цвета, безучастно вещает:

В жизни мы - как будто на вокзале,
Пред отъездом в тёмный мир загробный...
Чем вы меньше чемоданов взяли,
Тем для вас и легче и удобней!

Будем жить бессмысленно и просто!
Будь пустым, тогда и будешь чистым.
Краток путь от люльки до погоста!
Служит Смерть для жизни машинистом!..
- Браво-о! - кричат вполне удовлетворённые жители - Спасибо-о!

И говорят друг другу:

- Ловко, шельма, доказывает, даром, что этакий обсосанный!..

...