Б13. Юрий Октябрёв. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
Эксперт оценивал анонимные произведения. Имена авторов внесены в обзор ведущим конкурса.

******

1. Лана Лучистая
Плыви

Сказал мне папа: «Ну, плыви…»
И на пруду качалась лодка,
Плескались в тине пескари,
Сомовья открывалась глотка.

Казалось, что ей – карапуз
Испуганный и недалёкий?
Проглотит, выдернув из уз
Семейных – тёплых и глубоких.

Тогда не знала про Кусто,
А Конюхов был помоложе.
Наверно, он из-за кустов
Шептал родителям: «Негоже

Дитю так мучиться с утра…
Вода – прекрасна и упряма!»
И повернулась боком Ра.
И протянула руку мама.

5 Попытка стихотворной иронии не совсем удалась. Подпортил впечатление Ра женского рода, да и Конюхов с Кусто находятся все же по разные стороны поверхности воды.

2. Алексей Козлов 6
Письмо киевскому другу

Та вода,
что хранила меня в материнской утробе,
Превратилась ли в дождь
или в черствую душу сугроба?
Где она?
B чьей-то бродит крови?
Может, служит в чернилах, что лягут стихами.
Может быть, растворяет цианистый калий.
Не вернусь. Не зови.

Я забывчив
и склонен иметь нетяжелую память -
С нею легче, слегка запрокинувшись, падать
В каждый сон,
как в безбольное "пусть",
Где лишь лица выносит мне памяти невод,
А не зубья оградок, калечащих небо.
Не зови. Не вернусь.

Пусть останется все,
как, однажды случившись, досталось.
Пусть я там никогда-никогда не состарюсь -
В глупой юности, в первой любви.
Ни в объятиях гнуть постаревшие руки,
Ни кровавить губу перед вечной разлукой
Не вернусь. Не зови.

Позади -
темноты нерожденья унылая нота,
Впереди -
тот же звук, бесконечный и бесповоротный.
Между ними - пристрастье к вину,
К табаку, револьверам и луку в салате.
Между ними зависла гримаса - legato.
Или все же улыбка?
Это как повернуть...

6 Понравилось. Только в названии «киевскому» можно с успехом заменить на любой другой топоним. Лучше просто оставить «письмо другу», потому что «киевскому» привносит некий политический подтекст, а когда его не обнаруживается в стихотворении, возникает легкое разочарование. Хотя если стихотворение написано до первого Майдана, то последнюю претензию снимаю. Остается одна: процесс превращения околоплодных вод в чернила показался чересчур ярким образом.

3. Ольга Бесснежная
Привкус грусти

Раскидистые ветви тяжелы
у вётел, задремавших вдоль обочин,
покрыты пылью листья и стволы.
Неряшлив и заметно скособочен
сарайчик, притулившийся в тени,
в густой крапиве скрылся палисадник –
остались дом и сад совсем одни.
Досадно.
Досадно, что ничем не заглушить
вишнёвый переспелый привкус грусти.
Саднящее на донышке души
притупится едва, но не отпустит –
не вычеркнуть из памяти легко
рисунок на резиновых сапожках,
надетых крепкой дедовой рукой,
больших немножко.
Щемящую тоску не одолеть,
как только не проси того, не требуй.
А вишни прикасаются к земле...
И к небу.

6 И это понравилось. Тема истоптана сотни раз, но отторжения от стиха не возникло. Значит, автору удалось какими-то словами коснуться моего сердца. Только вот превращение ветел в вишни не пришлось по вкусу и «больших немножко». Есть слово «великоватых», но оно непоэтично. Понимаю автора, но не сочувствую – судя по технике, сможет доработать до блеска.

4. Наталья Шалле
"Наверное, много..."

... что бы я оставила на память,
уезжая... улетая... уходя:
снег и предрождественскую замять,
пуантильность капелек дождя,
бублики, мешочек с чёрным чаем,
тёплый джемпер, шляпку и часы,
воркованье моря, крики чаек,
солнце на жемчужинке росы,
бабочку, подсолнух, землянику,
храброго портняжку братьев Гримм,
люрекс по воде бегущих бликов
и альбом старинный с маркетри,

веточку багульника, признанье,
"планер" чернокрылого стрижа,
бег навстречу, перехват дыханья
и в душе живущего ежа,
клёш... в горошек маминого платья,
нежность, утонувшую в любви,
счастья свет в плену твоих объятий,
тихое: "Господь, благослови...",
звёздный небосвод, попутный ветер,
самую прямую из дорог,
голос твой на ленточной кассете,
камешек морской Куриный Бог,
горсть песка, причудливость рапанок,
музыку прибоя, гребни волн,
к берегу идущий утром рано
крошечный, но мой надёжный чёлн,

облако танцующим фламинго,
храма расписные витражи,
поле маков, тонкую травинку
и слезу "Над пропастью во ржи",
встреч тепло, печали расставаний,
лёгкий стук в вагонное окно,
сотканное из воспоминаний
по лекалу жизни полотно,
... а ещё: ночные разговоры,
где слова таинственно тихи,
инея морозные узоры,
первый шаг ребёнка и стихи.

5,5 Для того, чтобы проникнуться симпатией к лиргероине, автору хватило бы и трети из того, что она собирается оставить. О том, что героиня - яркий и колоритный индивидуум, я догадался уже на слове «пуантильность». Остальное ничего не добавило к этому впечатлению. У Шевчука в свое время это получилось короче и искреннее:
Крики чайки на белой стене
Окольцованы чёрной луной.
Нарисуй что-нибудь на окне
И шепни на прощанье рекой.

Это всё, что останется после меня,
Это всё, что возьму я с собой.

5. Юлия Чернышева 3
Моя осень

Вот и осень пришла, и меняется мир понемножку.
Вроде всё, как вчера, но иная небес благодать.
Мальчик-Август не зря сыпал звёздные крошки с ладошки -
Завтра стаи Жар-птиц с неба спустятся их собирать.

Я люблю эту осень. Она меня, кажется, тоже.
Щедро дарит покой - настоящий, не взятый взаймы.
Я смотрюсь в эту осень, как в зеркало - как мы похожи!
Обожжённые летом, стоим у порога зимы.

Эта осень, как я, так подвластна своим настроеньям,
Состоит из эмоций, и верит порывам души.
Переплакав дождём, ловит в лужах своё отраженье,
И, ему подмигнув, позабыть все обиды спешит.

Отдавая любовь, никогда не гадает, что будет.
Осень знает - делиться с другими не значит терять.
И, дрожа на ветру, всё равно улыбается людям,
Позабывшим про щедрый сентябрь в пустоте ноября.

Иней первых седин маскирует под золотом листьев.
А в глубинах души так полно недосказанных слов...
Оттого с ней вдвоём рассылаем мы по миру письма -
То охапками листьев, то строчками новых стихов.

Может, кто-то листочек положит в любимую книжку,
Чтоб когда-то потом пережить этот день ещё раз.
Может, кто-то прочтёт мои строки, поймёт и услышит,
И, когда мы уйдём, будет кто-нибудь помнить о нас...

5,5 Эта тропинка тоже исхожена вдоль и поперек. Чувствуется, что автор старательно избегает определенных осенних штампов, но при этом неминуемо попадает в другие. Споткнулся на фразе «так подвластна своим настроеньям». Настроение всегда одно, оно просто меняется. Последние две строки откровенно пафосны. Почему, прочтя строки конкретного автора, кто-то будет помнить о неких «нас»?

6. Вероника Трунова
Кораблик

Пущу кораблик по ручью, -
Пусть уплывает!
Навстречу робкому лучу,
От марта к маю,

И дальше, дольше - мимо гроз,
Сквозь листопады,
Скользнёт на льдом покрытый плёс
За грань возврата.

Замкнётся круг, и новый март
На свет родится,
Регате ручьеходной старт
Дадут синицы.

А я - до старости дитя -
Другой кораблик
Сложу, газетою хрустя,
И в путь отправлю.

5,5 Милое, ладное стихотворение на вечную тему бумажных корабликов. Ничего свежего и оригинального я в нем не обнаружил, кроме ручьеходной регаты, но этого мало. Неудобная фонетика и не менее неудобные инверсии не позволили оценить выше.

7. Соэль Карцев
комариное поле

1.
Привести в беспорядок дела,
удалиться, в чём мать родила:
пусть потом разбираются, что ли,
те, кто знают как лучше и как
с наших зевсом забытых итак
уходить в комариное поле,
где ни страха, ни зла до поры,
только злые снуют комары
и пищат. Для того чтоб напиться,
не хватает им крови, и мгла,
как лукавая чья-то молва,
затеняет их узкие лица.

Я бы плыл к незнакомым мирам,
возвещая, что мир комарам,
и кричал бы, на них непохожий,
о добре, о любви, о делах,
что остались, — от ног моих прах
отрясал бы, в невидимость вхожий.

2.
Увеличить фасеточный вид,
а внутри — не зудит, не болит,
как на пляже в каком-нибудь суссе,
поводя комариным зрачком,
в комариные дали влеком,
наблюдать, как над полем несусь я.

Для души растаможка — пустяк:
как приспущенный в трауре стяг
позволяет отмерить живущим,
что до вечности пара шагов,
так и ей, выходя из оков,
не ломиться в геенны и кущи.

Не фантом, а набросок, эскиз —
комариное поле, и вниз
с эмпирея срываюсь в него я.
Ни угла, ни шатра, ни норы —
только злые снуют комары
и мешают постигнуть иное.

6,5 Понравилось. Не совсем понял авторское решение разделить произведение на нумерованные части, но это в итоге ничего не поменяло в оценке. Есть образ, есть мысль, стихотворение достигло цели, не вызвало отторжения. Оценить выше не позволили незнание суссе, фасеточный вид (вид не может складываться из отдельных одинаковых сегментов, это удел изображения) и разговорный, чужеродный для этого стиха жаргон (растаможка, ломиться).

8. Жиль де Брюн
Судная ночь

Архангел ждёт, труба в его руке
ещё гудит горячим медным зовом.
И трещина в небесном потолке
ползёт по направлению к реке
по воле свыше сказанного слова.

Но город спит, ему не до суда.
Здесь слишком многих прежде осудили.
И ненадёжных – именно сюда,
в жестокость подневольного труда,
в конвойный ужас «или с нами, или…»

А за рекой - громады кораблей,
левиафаны с мёртвыми глазами.
Забытые, их вечность всё больней.
Над ними тьма, и трещина по ней
ползёт, ползёт, и в раны заползает.

Труба зовёт: проснись, вставай, ответь!
Но город – обездушен, обезбожен.
И страшно на последний суд смотреть.
Архангел убирает божью медь.
И молча вынимает меч из ножен.

8 Вот здесь полное попадание в мои поэтические слабости. Произведение насыщено всем, что мне нравится у моих коллег по цеху: размер, звукопись, образность, законченность  мысли в каждом пятистишии. Все на высоте, спасибо автору. Думаю, что узнал, поскольку встречал произведение ранее, но на другом портале.

9. Лидия Ковалевская
Бывает всё поздно

Осенней ночью снилась Вам
неброшенной, счастливой,
но ветер злился, наспех рвал
каштановые листья,
швырял на зе;млю, -
холмик рос
под музыку Шопена...

Вскочили вдруг...
В Париже – пять,
на остров дышит полдень.
Звонить? Звонить!
Пошли гудки...

В ответ молчало эхо,
лишь мой портрет, рисунок Ваш,
чуть вздрогнул в чёрной рамке.

5 Не хочу прямо утверждать, что мне не нравятся белые стихи, но определенную досаду при встрече с ними ощущаю. Особенно когда не понимаю замысла автора. В данном случае стихотворение состоялось, оно явно имеет все признаки поэтического произведения, но я не смог настроиться на волну автора.

10. Михаил Эндин
Сумерки

Я не роботоподобен и не работоспособен
нынче вечером. В окно
лезут сумерки. Ограда у Таврического сада
еле видится. Темно.

Фонари ещё неявны. Я уже не строю планы
на вечерние часы.
На руке — часы ручные. Ходят стрелки заводные
мягкой поступью лисы.

Взять бы время на поруки. Я протягиваю руки —
тень бросается ко мне.
В полусумраке квартиры отражаются картины
чертовщиной на стене.

Мир почти фантасмагорен, может, пьян, а, может, болен,
может, просто недосуг
разобраться ночь ли, день ли...Фонари, ограда, тени
бродят времени вокруг.

6,5 Понравилось. Мягкая ирония, запоминающиеся образы (сумерки, лезущие в окно - отлично), озорная и умелая игра со словами. В первой строке автор, правда, слегка заигрался в желании наповал сразить читателя умением встраивать в ритм сложносоставные причастия – второе встроилось с перескоком ударения. Но это мелкая придирка с моей стороны. Я даже отмахнулся от «фантасмагорен», хотя правильная форма этого прилагательного «фантасмагоричный» - настолько приятное впечатление произвел стих. Но последняя строка буквально врезала «под дых». Автор, ну зачем, а? Зачем здесь эта корявая инверсия? Ну не лучше ли «бродят стрелками вокруг»? Уж не обессудьте, пришлось снизить оценку.

11. Змей Горыныч 3
Верочка

Верочка только проснется – веселый луч
Прыгает зайкой по спинке ее кровати.
В комнате воздух прохладен, а пол скрипуч.
Рядом на стуле висит голубое платье –
Няня поможет надеть, застегнуть, приладить…

Завтрак на кухне. «Там пенка! Снимай! Снимай!»
Верочка кашу встречает без одобренья –
Ложкой рисует в тарелке печальный смайл.
Няня воркует: «Давай положу варенье»…
«Много варенья! А после – гулять скорее!»

Шапка, пальтишко – и можно идти во двор.
Верочка смотрит, как дворник метет дорожку,
Как помечает собака косой забор,
Как из подвала сквозь дырку выходит кошка…
Няня на лавку зовет посидеть немножко.

Редко уходят они за квадрат двора.
Разве мороженку взять в магазине «Фермер».
Няня другим говорит, что у них игра,
Только игра по-английски – какой-то геймер.
Верочка ест и бумажку кладет в контейнер.

После обеда по правилам тихий час.
Няня «глядит сериалы» и что-то вяжет.
Верочка смотрит тайком через щелки глаз.
Вот еще спать! Но она никому не скажет.
Шарф прибывает, пока убывает пряжа…

Вечером Верочка ждет, и нет сил терпеть –
Крутит красивый каштан, что сегодня найден…
К ужину няня на стол собирает снедь.
Все потому, что приходит Большая Катя.
С Катей короткого вечера им не хватит.

Катя садится и книжку читает вслух,
А иногда открывает в альбоме фотки:
Там по лиману плывет тополиный пух,
Там Катя-девочка с женщиной вместе в лодке…
Только пора засыпать, и слова нечетки.

Катя вздыхает, в ногах подтыкает плед,
Гладит макушку и светлый рукав пижамы,
Ласково смотрит и в комнате гасит свет.
И говорит: «Доброй ночи», – у двери самой…
И почему-то еще добавляет: «Мама…»

7,5 Хорошее стихотворение, сильное, умело сделанное по всем законам драматургии. Милая детская зарисовка в рамках тщательно продуманного нарратива строка за строкой превращается в тревожное ожидание чего-то совсем не похожего на бытовую пастораль. А после изящной авторской подсказки (геймер - Альцгеймер) читатель уже понимает, что финал будет совсем не таким, каким ожидается. Снизил на полбалла за косой забор и снедь. Уверен, что автор и сам знает про эти зазубринки и все поймет правильно.

12. Светлана Разумова 2
Медовый Август

Раздвинув ливней плотную завесу,
Прошёл Июль, вовсю покуролесив.
За ним и Август - ярок, щедр и весел -
Сюрпризов чемодан несёт в руке.
Что в этот раз ты приготовил, друже?
Взамен запретных яблок можно груш мне? -
Вдруг стало так невыразимо нужно
Вкус счастья ощутить на языке!

И я, по-детски, также веря в чудо
В хроническом наиве беспробудном,
Надеясь, что меня ты не забудешь,
Особого подарка стану ждать:
Как элегантно, ты, в перчатках белых,
Достанешь из цилиндра непременно
То, что мою судьбу тотчас изменит -
Как выход солнца посреди дождя.

А впрочем, что ж, сложить безвольно руки?
Давай-ка вместе что-нибудь замутим,
Ослабим жизни грубые подпруги
И напоследок пошалим слегка!
(Но только, чтобы не было заметно)
Медовый Август - нежный выдох лета,
А после... Охладевших чувств рассветы
И Осени нависшей облака...

5 Ничего не могу с собой поделать, когда вижу заглавные буквы не в именах собственных. Градус восприятия стиха сразу понижается, и я уже подспудно начинаю выискивать в нем недочеты вплоть до мелких. Сейчас сознательно подавил в себе этот порыв, поскольку выше озвучил критерии и расширять их не буду. Но все же вакханалия знаков препинания, разностилевая лексика (друже и замутим совсем из другой оперы) и напрасное ожидание подарка (что именно достанет визави лиргероя из шляпы – осталось за рамками стиха) не позволили оценить выше.

13. Владимир Квашнин 2

А у нас и поныне в деревне
На двери не увидишь замка.
Заходи! - Не Есенин, так Ленин
Глаз прищурит из-под козырька.
Засмущавшийся кустик душицы
Белогрудье прикроет в окне
И Вселенской любовью с Божницы
Отогреет Господь в тишине.

А за Ляпушкой Север морошку
Нежит в мягких ладонях болот.
В белых росах черемухи брошку
Примеряет ольха у ворот.
У колодца воробушек стайку
Поит небом рассвет из бадьи
И, прокравшись тайком под фуфайку,
Прижимается зорька к груди.
Тянет речка туман полотенцем,
Мёд подносят в ладошках шмели,
Гладишь мелких...и собственным сердцем
Слышишь токи Югорской земли.

И живёшь, ни о чём не жалея
В мире с Миром, с собою в ладу
Рубим баньки в деревне с Матвеем,
Ставим верши по первому льду.
Летом мне сенокосы забавой,
А пока росы с травами спят,
Намилуешься в речке с купавой
И зарю исцелуешь до пят.

И, казалось, на что тут молиться? -
Гнус, безлюдье, снежище по грудь...
А окликнет с болот журавлица,
Выйдет зорька к реке сполоснуть
Полушалок на кромке осоки
У мостка в предрассветной тиши
И слетаются новые строки
На завалинку русской души.

5 И здесь, как и в предыдущем, заглавные внутри строки. Автор, ну божница-то – это всего лишь полочка для иконы, зачем же ей имя присваивать. Не понял, что такое белогрудье – судя по тому, что оно в окне, это не название населенного пункта. А мелкие, кого гладит ЛГ – кто они?  Третье восьмистишие, на мой взгляд, можно вообще убрать, оно не дает движения повествованию, зато очень снижает градус его восприятия появлением некоего Матвея и деформацией глаголов во множественное число. Стихотворение есть, а вот позитивного ощущения от него не случилось. 

14. Айк Лалунц
Керменчик

Слушай, поехали в Керменчик,
На поднебесные эти кручи,
Где между зарослей алычи
Рвётся на свет ручеёк трескучий.
Где по утрам на цветах роса
Слаще стократ родников студёных,
И улыбаются небеса
Счастью отчаянно-окрылённых.

Если подняться ещё чуток,
Вверх по откосу вбежав бесстрашно,
То завершается "марш-бросок"
Прямо у старой-престарой башни,
Где, от подножья чуть-чуть левей,
Россыпью нежной цветки ясколки –
Словно белеют среди камней
Снежника крохотные осколки.

Спустится солнце за горизонт,
Месяц повиснет хрустальным стругом,
Шёлковый тёмный небесный зонт
Снова раскинется над округой.
И посреди каменистых груд,
Где тишина – разновидность мессы,
Мы разглядим, как в ночи цветут
Звёзд бархатистые эдельвейсы.

Там удивительно, как всегда,
В этом прекраснейшем из урочищ.
...Здесь же неистово мчат года,
С горочки катятся, между прочим…
Эх, услыхать бы в какой-то миг,
Как ты шепнёшь мне, мой ясный лучик:
- Слушай, поехали в Керменчик,
На поднебесные эти кручи.

6 Хорошее стихотворение, прозрачное, легкое, с бегучим ритмом и тщательно проработанными рифмами. Но оно из того разряда, который я называю «для посвященных». То есть, для тех, кто бывал в Керменчике и воочию мог видеть то, о чем говорится поэтическим языком (повторюсь – хорошим языком). Для остальных, включая меня, это просто красивая пейзажная зарисовка, в которой географическая привязка не играет никакой роли, потому что главное здесь – ощущения и воспоминания.

15. Наринэ Карапетян
Приморское танго

Эта ночь, надкушенная слива,
мякотью неоновой сочится.
Поступью предпраздничной милонги
затевает ритм бандонеон.
Пьяный от скрипичного надрыва,
контрабас испустит вздох недолгий,
бой гитарный пению солиста –
вдо-гон.

От партнерши прячет взгляд портеньо,
чтобы ненароком не обидеть,
но легла уже дорога в завтра
по ложбинке вдоль ее спины.
Яд любовный в лабиринт артерий
проникает за четыре такта,
чтоб заполнить девичью обитель
и сны.

Шхуной, украшением предместий
галс меняет от прикосновенья
девушка – из-под волны волана
плещутся легко форели ног...

Погибать - с ним врозь, спасаться – вместе
на доске паркетной океана,
отпуская прошлое мгновенно
на дно.

6 И оценка, и пояснения здесь полностью идентичны предыдущему стихотворению, только здесь роль топонима играют испанские слова, характерные для конкретного географического объекта. Ну и конечно танго – какой же Буэнос-Айрес без него. Однако образы шхуны, украшающей предместья, и девушки, меняющей галсы, для меня не послужили украшением стиха.

16. Эдмар
Блюз лунного дождика

Лето моё вчерашнее,
Облачком осенив,
Сдало меня пустяшного -
Завтрашней осени.

Ей на себя пожалуюсь,
Выиграв боль вничью.
Осень, не плачь пожалуйста,
Лунною полночью!

Падают звёзды под ноги,
Просто без повода.
Стань, одна, путеводною!
Тронул рукой - вода.

Мокрое солнце полюблю,
Буду художником...
В шорохе струн не молкнет блюз
Лунного дождика...

6,5 Красивое стихотворение, вальсовый ритм и, благодаря умелой руке автора, замечательные дактилические разноударные рифмы, да еще местами и составные. По себе знаю, как интересно, но тяжело с ними работать, если задаться целью. По-моему, как раз такой целью и стало стихотворение для автора. В одном месте посоветовал бы поменять двустишия местами, точнее, рифмы местами. Дело в том, что в последнем четверостишии автор увлекся конструированием разноударных и сдвинул их в нечетные строки, в то время как до этого момента они были в четных. Глаз и слух в трех четверостишиях привыкают к этой схеме, и, наткнувшись в первой строке четвертого на «полюблю», по инерции пытаются поставить правильное дактилическое ударение пОлюблю. Лучше в этом случае, если автору так важен переброс составных, поставить первой строку «В шорохе струн не молкнет блюз».

17. Владимир Демидов Пп
Смена декораций

Ветра в атаку с севера летят,
и лето затаилось в обороне.
Гроза гремит, но поздно бить в набат –
В окопах август безнадёжно тонет.

А я всего лишь наблюдатель. Мне
не помешать осеннему прорыву.
Но в доме и на небе всё темней,
а молнии на тёмном – так красиво!

И пьяные шатания берёз,
и яблоки бильярдными шарами,
и необычность августовских гроз,
холодного заката яркий пламень –

мне нравятся, но хочется тепла,
что нынешнее лето пожалело.
Молочность запотевшего стекла
пространство декорирует умело.

А осень близко: несколько шагов –
и август прекратит обороняться.
Узоры пёстрых павловских платков –
очередная смена декораций.

7 На осеннее-предосеннюю тему  это лучшее стихотворение в подборке. Яркая образность здесь не кажется вычурной, потому что дозирована чувством меры умелого автора. Образы зримы и воспринимаются без вопросов. Чуть подпортил впечатление пламень заката (по сути штамп) и соседство берез с яблоками, но в целом стихотворение отличное.

18. Вера Сергеевна Бутко
За столом

Колядовала вьюга под окном,
Стучала в стекла веткою каштана,
А мы с тобой сидели за столом
И обсуждали Ги де Мопассана.
В который раз наполнило фужер
Домашнее вино из голубицы.
Другие гости разошлись уже,
А мы все не могли наговориться.
Я раскраснелась. Я была пьяна.
Мы спорили о скептицизме Юма,
А мир вокруг кружился - от вина,
От умных слов, от твоего парфюма...
Шальная мысль: "А почему бы нет?"
И как ответ - кольцо на безымянном...

Меж нами стол и вековой запрет
И Библии, и Торы, и Корана.

5 Наверное, тоже попытка иронической поэзии. Но во мне отклика не нашла. Начиная с обсуждения Мопассана (общепринято в повседневной речи опускать его имя и артикль де) стихотворение стало напоминать игровую сценку капустника.

19. Нью-Эвелин
Ещё не осень

Ещё не осень, но совсем осенне.
День августа тягуч, как поздний мёд.
И обречённо сев на подмаренник,
В ловушке цепкой бабочка замрёт.
Сроднятся крылья с листьями, а солнце
Их высушит однажды дочерна,
И если что из летнего спасётся,
То отданные ветру семена.
Вьюнок облепит яблоню меж яблок,
Как серпантин рождественскую ель,
И всё вокруг затихнет и озябнет,
И сморщится за несколько недель.
Трагичная эстетика распада
Порой и зарождения сильней,
Подзагустевший воздух, словно ладан
И держит время в сонной пелене,
Чтоб отпустить и, став прозрачным снова,
Замедлиться на крайней высоте.
Ещё не осень, но листва готова
Лететь.

5 Еще раз повторюсь по поводу осеннее-предосенней темы: чтобы удивить читателя каким-то новым образом, нужно очень постараться, но не перестараться. Уходя от одних штампов, неминуемо приходишь к другим. Или создаются такие диковинные образы, что читатель их не может отождествить. Здесь мне увиделось и то, и другое.

20. Илина Гумер
Крик

             Дай в последнем крике выреветь
             горечь обиженных жалоб...
                В. Маяковский

Иногда как возьмёт, как накатит,
Что, кажется, сейчас на куски разорвёт.
И без толку уговаривать себя – мол, хватит!
И без толку сжимать "куриною жопкой" рот –
Вот он, крик! Как рвотою попёрло –
Попробуй удержи, попробуй не пусти! –
Он продирается сквозь онемелое горло,
Как ребёнок продирается сквозь родовые пути!..
И пусть бы уж небо надо мной раскололось,
Тем паче, что оно и не было никогда "за", –
Один раз ещё твой услышать голос,
Один раз увидеть цвета неба осеннего глаза!

5,5 Писать «под Маяковского» очень сложно. Для этого нужно и на мир смотреть его глазами, причем, на современный.  Здесь автор несколько перестарался в экспрессии. Ну и «сквозь родовые пути» не показалось правдоподобным образом. Но настроение передано с достаточной силой, нерв чувствуется.

21. Ирина Полюшко
Вкус черешни

Что я могу зачерпнуть из прежнего?
Лишь ощущение — всё черешнево!
Сладкое время упруго брызнуло.
Спелой черешни отведай сызнова!

Вкус поцелуя, любви проталинки,
Музыка, руки на тонкой талии,
Первый загар, как смущенье, розовый.
Что рифмовали — не станет прозою.

Томик стихов шелестит страничками.
В небе то скобками, то кавычками
Ловят стрижи чудо-синь безгрешную.
Как настроение? Всё черешнево!

5,5 В этом стихотворении отличная звукопись, хороший ритм, ощущается умелая рука автора. Но мне показалось, что оно просто «накручено» вокруг осевого слова «черешнево», как сладкая вата вокруг палочки. Сначала появилось «черешнево», а потом виток за витком пристроился текст. Но это только мое мнение – думаю, поклонников у стихотворения будет предостаточно.

22. То Дасе
К зеркалу

                Viva la vida!

- О, мы опять с тобой наедине -
мой господин, тюремщик, соглядатай!
Мой вдохновитель, критик непредвзятый.
Моё проклятье. Мой завзятый друг.
Oh, diablos!
В необъявленной войне
меж мною и недугом,
мой недуг
одерживает верх. И ты свидетель
того, как растворяются в тебе
мои любови, упования и...дети.

Мой визави,
твоё лицо местами
покрылось трещинками.
Помутнело,
впитав моё изломанное тело -
всё, без остатка.
Чистые холсты
с рожденья были вскормлены сосцами
моей груди,
но приняли черты
твоей жестокой правды.
Отраженье
моё в тебе наполнено слезами
и во сто крат честнее, без сомненья,

чем я кажусь восторженной толпе
моих поклонников.
О, Фрида, Фрида...
Закрой глаза, чтоб никогда не видеть
кровавых искорёженных перил,
торчащих из тебя - там, где в тебе
могла возникнуть жизнь.
Мне padre говорил:
"Ты не погибла, доченька! Плати же
червонной краской - дань слепой судьбе,
а "черной сажей" дух твой будет выжжен."

Espejo, ты не куплено пока.
И не порхают бабочками стены.
Не громоздятся, оккупировав простенок
меж мною и свободой, сотни "Я" -
нимало не улыбчивых.
Легка,
лучиста, невесомью соткана
жизнь шестилетней девочки.
Диего
автобус пишет в лоне потолка.
Тот, на котором я к нему поеду.

* * *
Viva la vida! Да здравствует жизнь!, исп.

Espejo(эспэ'хо) - зеркало, исп.

Картина: Viva la vida!, Фрида Кало, 05.07.1954

Диего Ривера расписывал фресками потолки Препаратории, школы, где училась 15-летняя Фрида и где она впервые его увидела.

7 Автора узнал, поскольку совсем недавно видел это стихотворение на БЛК. Оно мне понравилось еще там, хотя в шорт-лист не вошло ввиду жестких рамок по количеству. Здесь есть конкретный исторический герой, точнее, героиня, но вот в чем загвоздка: это стихотворение для внимательного и любознательного читателя. Такой читатель погуглит Фриду, Диего, автобус и выйдет в конце концов на Фриду Кало. Остальные читатели решат, что речь о булгаковской Фриде и, пожав плечами, пройдут мимо. К чему это я? Просто в данном случае объект внимания автора не стал символом эпохи, о котором помнят спустя столетия. Да, конечно, трагическая судьба, яркая индивидуальность -  но в Гугле об этом написано полнее и доходчивее, а возвращаться потом к стихотворению захотят немногие. Это не вина автора, он все сделал верно. Это участь подобных стихотворений, являющихся трамплинами для прыжка в  Интернет.

23. Речная Нимфа
Солдатики

Лейтенант, подскажите, который час?
Неужели война до сих пор идёт?
Я не плачу – песчинка попала в глаз.
Гороскоп обещал нам хороший год,
урожайный, щедрый. Но только вой
в каждом доме, где вместо помолвки - гроб.
Стойкий юный солдатик – он был живой,
был рождён, чтоб любить, а не в землю чтоб.

Лейтенант, объясните, за что мой сын
должен быть в чьей-то дальней стране убит?
Не смотрите теперь на свои часы,
память многое стерпит, и Бог простит,
но не я – слишком страшно смотреть в глаза
тех ягнят, что проглотит убойный цех.
Стрелки судеб нельзя открутить назад,
помолитесь теперь за себя и всех,
кто за гонор державы ловил свинец,
умирал на руках медсестёр, крича,
кто вставал к расстрельной глухой стене,
кто свой долг и погибель не различал.

Лейтенант, подскажите, который век
плачут матери возле могил детей?
В мире столько несхожих идей и вер,
но в напрасной войне и в чужой беде
не получится счастья стране добыть -
ни сегодня, ни завтра, ни к январю.
Будут слёзы, и снова - гробы, гробы.
Вы простите, я страшное говорю.

Кто родился и рос здесь - давно привык
не желать даже пяди чужой земли.

Дай вам Бог,
чтобы к маме вернулись вы.
И своих солдатиков
сберегли.

5,5 Стихотворение безусловно хорошее,  горе и боль матери переданы безошибочно. Но мне, кадровому военному, такая тема кажется провокационной еще со времен «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты». Ею очень легко цеплять сердобольных матушек, но на самом деле… Мне довелось лично общаться с матерью солдата, который из любопытства начал ковырять ножом безоболочный заряд, хотя его предупреждали. Доказать что-либо было невозможно. Горе всегда слепо,  но это не слишком приятная для меня поэтическая тема.

24. Лина Маго
Как извечно на Руси

Вот я приеду. Посещу. Увижу.
Запечатлею. Должное воздам.
Скажу друзьям, мол, видела парижи
С их эйфелями, этот Нотр-Дам,
Где стынут томным мрамором пилястры,
Бесстыдно выставляя наготу.

Мне кружевное дерево балясин
Стократ милее греческих скульптур.

Всего сто лет... Не барские усадьбы —
С крестьянским незатейливым нутром,
Что сложены всем миром к чьей-то свадьбе,
Хозяином украшены хитро.

Какое колдовство переплетений
Резьбы не по заказу — для души,
И время, что впитали эти стены,
Их красоту разрушить не спешит,

Но постепенно — трещины морщинок,
Ссутулилось высокое крыльцо...
Спиваются хозяева-мужчины,
А жёны, неприветливы лицом,

Не сядут на балконе выпить чаю —
Отвыкли самоварничать с утра,
И ставни, на одной петле качаясь,
Призывно улыбаются ветрам

Сквозь слёзы сожаленья и обиды,
Стыда и молчаливого "спаси!".
В безденежье судьба их незавидна.
А деньги... Как извечно на Руси.

5,5 Вроде все правильно, а какое-то сомнение в искренности закрадывается. В мраморе и камне тоже полно достоинств по сравнению с деревом,  но здесь смысл отдан в угоду патриотизму. А оторванная ставня – это не символ безденежья, а лености или беспомощности мужика-хозяина.

25. Диана Беребицкая
Девальвация

И куда же ты денешь,
Истрепавшее рот,
Дореформенных денег
Суррогат-серебро?
Не возьмут ни в уплату,
Ни взаймы, ни в залог.
Можно слово оплакать:
Вышел срок.

Тычешь чёртовой тыщей
Бесконечных причин.
Не трудись – не отыщешь,
Замолчи.
Нет решения, кроме
Сургуча – на уста.
Ты упрям и нескромен,
Ты достал.

В поздних поисках сути –
Не суметь, не найти! –
Душу высказал всуе
И затих.
И пригубил, бессильно
Опускаясь на дно,
Золотое: «Спасибо,
Зачтено».

5 Система образов в данном случае для меня не сработала как надо. Переводить вербальное общение на язык золотовалютных запасов трудно и хлопотно, а главное – нужно ли?  Может, проще написать прямо и без символов: не ищи оправданий, время ушло. Иначе стихотворение выглядит только красивой поделкой.