Фёдор I Иоаннович

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

Встав на место грозного отца
С кротостью отшельника–монаха,
Не желал он царского венца,
Непосильной шапки Мономаха.

Но, живя в плену монарших лет,
Покорил он Русь незлобным нравом,
Сберегая тихий Божий Свет
Перед Смутным временем кровавым.
 ____________________________
 * Иллюстрация:
    памятник царю Фёдору I Иоанновичу "Блаженному" (1557 – 1598)
    работы Народного художника России Андрея Ковальчука, стоящий
    на Воскресенской набережной в городе Царевококшайске (Йошкар-Оле).
    Монумент является первым и пока единственным в России и в мире
    памятником тому Государю, сделанным в полный рост.

Федор I Иоаннович (1557 – 1598) – Царь всея Руси и Великий Князь Московский, третий сын Иоанна IV и Царицы Анастасии Романовны Захарьиной–Юрьевой. Фактически последний представитель московских Рюриковичей по мужской линии.

После рождения Фёдора, в городе Переславле–Залесском, в Федоровском монастыре, Иоаннн IV распорядился построить церковь. Этот храм действует и сегодня, являясь главным собором монастыря.

19 ноября 1581 года ушёл из жизни старший сын Иоанна Грозного. По наиболее вероятной версии – от раны, нанесенной ему отцом. После этого Фёдор стал наследником престола. Многие современники (в том числе и сам Иоанн Грозный) считали, что он не способен руководить государством, ибо не отличается хорошим здоровьем и умом. Однако со смертью Ивана IV 18 марта 1584 года Фёдор все же стал Царём и Великим Князем всея Руси, а в мае 1584 года состоялось Его венчание на царство в Успенском соборе Московского кремля.

До сих пор Фёдор Иоаннович считается Государем слабым и безвольным, блаженным молитвенником, едва ли ни юродивым на троне. Увы, мы любим и почитаем тиранов, правящих огнём и мечом, более властителей, не отметивших свой век войнами и казнями. Между тем, для России конца XVI столетия годы правления этого кроткого монарха, сына свирепого безумца Иоанна Грозного, были подлинным благом. В тот период были построены башни и стены Белого города, а известный литейщик Андрей Чохов отлил Царь–пушку.

Знаменательным событием стало учреждение патриаршества в России в 1589 году, первым патриархом стал Иов, с титулом «Святейший Патриарх царствующего града Москвы и всего Российского царствия».

В 1585 году окончились многолетние "черемисские войны" и отдан приказ об основании укрепленных военных поселений, одним из которых стал Царёв город на Кокшаге – будущий Царевококшайск (нынешняя Йошкар-Ола). При Иоанне Фёдоровиче завершилась Русско–Шведская война 1590 – 1595 годов, по результатам которой России было возвращено побережье Балтийского моря (Ивангород и другие города). Основаны города: Воронеж, Царицын, Саратов, Старый Оскол, крепость Сургут, начато строительство большого тракта в Сибирь.

Строились города, замирялись восстания, победно и с выгодой для России оканчивались войны, учреждено Патриаршество... Неужели этого мало для того, чтобы с благодарностью помнить такого Государя?

Исключительно важно свидетельство исторического памятника — «Пискарёвского летописца». В нём о Царе Фёдоре Иоанновиче сказано столько доброго, сколько не досталось никому из наших Государей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина Царя воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли Государь Царь и Великий Князь Федор Иоаннович…»

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси».

В годы своего правления Фёдор Иоаннович имел ближайшим другом и помощником боярина Бориса Фёдоровича Годунова, который, в сущности, принял всю полноту власти и в дальнейшем стал преемником Государя на троне. Важным фактором возвышения Годунова стало то, что женой Царя была его родная сестра Ирина Фёдоровна. Единственным ребёнком Фёдора Иоанновича была дочь Феодосия, которая умерла в младенчестве.

В конце 1597 года Фёдор Иоаннович смертельно заболел и 7 (17) января 1598 года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Царю Фёдору Иоанновичу, т.к. мать Государя Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина; на этом родстве основывались права Романовых на престол.