Цветовой анализ поэтических произведений

Валерий Силиньш
               
     Психолог Макс Люшер создал методику, где человеку предлагается из восьми цветных квадратиков сложить ряд, в котором на первом месте находится самый привлекательный для него цвет, на втором – чуть менее привлекательный и т.д. Анализ цветового ряда дает психологический портрет человека и его состояние в данный момент. Этот подход был применен  в предлагаемом исследовании. Известно, что каждому гласному звуку соответствует определенный цвет (явление синестезии).
     Мы проанализировали ряд произведений российских поэтов и выявили частоту употребления в этих произведениях гласных звуков.  Далее порядок предпочтения гласных звуков был преобразован в порядок предпочтения цветов (для каждого произведения). К полученным цветовым рядам был применен метод Люшера. Это позволило выявить возможное состояние души автора в момент создания произведения.
Ключевые слова: семантика цвета, цветовой анализ поэзии, особенности личности.

Теория
     Психика человека состоит из сферы сознания и сферы бессознательного. Сознание проявляет себя через слово, понятие. Языком бессознательного являются символы. Известный швейцарский ученый К.Юнг, посвятивший вместе со своими сотрудниками и учениками много времени изучению символов, отмечает, что  то, что мы называем символами, - это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу.  Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас.    Язык символов сложен для расшифровки, потому что включает в себя архетипальное, культурно – историческое и индивидуальное значения.  Разнообразны и способы репрезентации символов сознанию. Это может быть форма, пространство, движение, цвет, звук и т.д. Из этих способов репрезентации символического в психологической науке, пожалуй, наибольшее внимание привлечено к цвету. Существует целая отрасль психологического знания под названием «цветопсихология».
     В цветопсихологии каждому цвету  ставится в соответствие эмоционально -  чувственное переживание или особенность личности человека. Так, согласно Люшеру, одному из наиболее известных цветопсихологов, синий цвет символизирует спокойствие; зеленый – волю к действиям, упорство, настойчивость, но одновременно – сопротивление переменам; красный – стремление к достижениям, страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность. Желтый – это разрядка, нецеленаправленная активность, в которой выражен процесс, а не  результат (такой активностью является детская игра), и т.д. 
     Описанный выше цветовой символизм проявляется и в языке.  Мы употребляем такие выражения, как «желтый дом» (место, где живут люди, чья жизненная активность близка детской игре), «квартал красных фонарей», «рубить капусту» (т.е. делать деньги; недаром американские доллары и латвийские пятилатовики как самая ходовая денежная купюра – зеленого цвета).
     На основании цветового символизма в психологии создана концепция психологических типов. В этой концепции предполагается, что есть четыре типа поведения: зеленое, желтое, красное и синее. Каждому человеку присущи все четыре типа поведения. Но одно из них, как правило, доминирует. Поэтому различают желтый, красный, синий и зеленый типы личности ( по доминирующему цветовому поведению). Диссонанс в личности возникает,  если безусловно доминирует один цвет; гармония – если цветовые формы поведения дополняют друг друга.
     Таким образом, с помощью символики цвета можно охарактеризовать как психическое состояние человека, так и свойства его личности.    При этом цветовая окрашенность личности оказывается тесно связанной с его  «Я – концепцией». Эта цветовая окрашенность, впрочем, как и «Я – концепция», может меняться в течение жизни. 
     Описанная выше связь используется для анализа живописных произведений. Так, Р.Юиг отмечает,  что Рубенс, как человек чувствительный, использовал в своих работах в основном красный свет. Ватто, который умер молодым,  использовал в своих произведениях густую зелень.   
     Цветовое воздействие живописных полотен подобно воздействию музыкальных произведений на человека. И.Гете, величайший немецкий поэт и ученый, в своих работах отмечает, что картину мощного эффекта можно сравнить с музыкальным произведением в мажоре, а минорную музыкальную пьесу с полотном нежного эффекта. 
     О синестезии цвета и музыки пишут и другие исследователи. 
     Между звуками речи и цветом  также существует связь. Если опросить группу людей,  задав им один вопрос: С каким цветом ассоциируются гласные звуки русского языка? - то большинство звук а соотнесет с красным цветом, о - с желтым либо с белым, ы - с коричневым. Поэтому в стихах талантливого поэта может проявиться это соответствие между звуком и цветом. Если поэт пишет о небе, то он неосознанно подбирает гласные звуки таким образом, чтобы среди них доминировали звуки, которые окрашены в синий цвет. 
     Свой метод цвето-звукового анализа литературных текстов предлагают Семира и В.Веташ. В этом методе цвета соотносятся не только с гласными, но и с согласными звуками. Например, раскатистому звуку р соответствует темно-рубиновый цвет, который отражает могущество потенциала и напор агрессии. (Краткий р - кирпичного цвета). Темно-рубиновый цвет психологически связан с волевым напором, с уверенностью в себе, с угрозой разрушения преград, с богатырской силой, могуществом, мужеством, решительностью до грубости, яростью и твердостью.
                Грозный «Р» - раскаты грома,
                Дрожь небес и трепет гор –
                Разрубает цепи рока
                Мощный яростный топор.
                (Семира, Веташ, 2005).
    
     Описанные методы на основе синестезии звука и цвета позволяют создать определенное эмоциональное состояние у читателя и относятся к психолингвистике. Но здесь возникает вопрос: можно ли на основе цвето – звукового анализа поэтических произведений сделать вывод о личностных особенностях автора и его психологическом состоянии в момент написания поэтического произведения? Иными словами, можно ли средствами цветопсихологии решать задачи не только лингвистической психологии, но и психологии личности?

Метод
     Для ответа на этот вопрос нами был проведен эксперимент. Эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе группа экспертов определяла наличие связи между определенным цветом и гласными буквами русского алфавита. В качестве  экспертов выступали 40 студентов – психологов Даугавпилсского университета и 20 учеников старших классов Экспериментальной средней школы г.Даугавпилса. Результаты приведены в таблице 1.





               
                Таблица 1.
Связь звуковых и цветовых ощущений

Звук/Цвет Крас-ный Си-ний Зеленый Жел-тый Коричневый Фиоле-товый Чер-ный Се-рый
А 21 2 8 11 5 11 5 3
О 5 13 13 24 13 11 11 5
У 7 8 7 6 8 13 7 5
Э 10 6 12 3 14 10 4 8
И 12 4 15 7 12 12 21 10
Ы 3 22 7 5 13 12 7 9


     Оценивая цветовую окраску гласных звуков, эксперты могли соотносить звуки одновременно с несколькими цветами  либо не давать определенного ответа (Я не знаю, с каким цветом соотносится звук, поэтому ничего отмечать не буду).
     Результаты показывают, что у большинства опрошенных красный цвет ассоциируется со звуком (а); синий – со звуком (ы); зеленый – со звуком (и); желтый ассоциируется со звуком (о); коричневый – со звуком (э); фиолетовый – со звуком (у); черный, как и серый – со звуком (и).Поскольку звук (и) ассоциируется одновременно с зеленым, черным и синим цветом, в дальнейшем была использована только одна ассоциация – с черным цветом как получившим наибольший балл в оценках экспертов.
     На втором этапе эксперимента анализировались поэтические произведения разных авторов. Анализ производился по методу Люшера. В каждом поэтическом произведении определялась частота употребления гласных звуков а, о, у, э, ы, и. После этого звуки заменялись цветами. Таким образом, получался цветовой ряд, где на первом месте находился наиболее употребляемый цветовой аналог гласного звука, на втором – цветовой аналог, частота употребления которого была меньше, чем у первого, но больше, чем у оставшихся, и т.д. Полученный цветовой ряд анализировался по методу Люшера, результаты сравнивались с фактами биографии автора поэтического произведения.
     Швейцарский ученый Макс Люшер создал тест, стимульный материал которого  состоит из восьми цветных карточек. Он использовал 4 основных цвета: красно-оранжевый, синий, зеленый и желтый; 3 дополнительный: коричневый, серый и черный;  1 цвет, который занимает промежуточное положение между основными и дополнительными: фиолетовый. Испытуемому предлагается составить из этих цветных карточек ряд, на первом месте которого находился бы цвет, который в настоящее время кажется ему наиболее привлекательным. Затем из оставшихся выбрать наиболее привлекательный  и поместить на второе место. Эта процедура повторяется до тех пор, пока все восемь цветов не образуют цветовой ряд.
     Каждому цвету соответствует определенный номер. Синий обозначается №1, зеленый - №2, красный - №3, желтый - №4, фиолетовый - №5, коричневый - №6, черный - №7, серый - №0. Полученный ряд записывается в цифровом виде. Так, ряд  5 1 4 3 2 0 6 7  свидетельствует о том, что на первом месте в цветовом ряду расположен фиолетовый цвет, на втором – синий, на третьем – желтый и т.д.
     После этого цветовой ряд, записанный числами, готовится к анализу. Для этого выделяют четыре функциональные группы: явно предпочитаемые цвета (обозначаются знаком +); чуть менее предпочитаемые цвета (обозначаются знаком  х ); цвета, которые в данный момент являются безразличными (обозначаются =); отвергаемые цвета (обозначаются -).
     Приведенный выше ряд после выделения функциональных групп приобретает такой вид: +5 +1 х4 х3 =2 =0 -6 -7.
     Далее используются таблицы интерпретации, составленные М. Люшером Так, группа +5 +1, согласно таблицам интерпретации, означает, что человек жаждет установить отношения, построенные на нежности и взаимной симпатии. Желает достичь идеализированной гармонии. Испытывает настоятельную потребность в любви. Остро восприимчив к эстетической стороне жизни.
     С помощью интерпретатора расшифровываются и другие функциональные группы. Так, значение группы отвергаемых цветов  -6 -7 следующее: нормальное  стремление к независимости, желание стать хозяином своей судьбы.
     По мнению создателя методики М. Люшера, этот цветовой тест способен определять личностные особенности человека и его психическое состояние в данный момент. 
      
Результаты и их обсуждение
     В этой части мы проанализируем поэтические произведения разных авторов, написанных ими в различные периоды жизни, и сравним результаты анализа с фактами биографии. Прежде всего обратимся к творчеству Ф.Тютчева (1803-1873). Рассмотрим три его стихотворения, написанные в юности, зрелости и в последние годы жизни.

К.Н. (1824)
Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет невинных чувств твоих
Не мог, увы! Умилостивить их-
Он служит им укорою безмолвной.

Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут как приговоры,
Твоей любви младенческого взора,
Он страшен им, как память детских лет.

Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.

Таков в горе духов блаженных свет,
Лишь в небесах сияет он, небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.

     Подсчитаем частоту встречаемости гласных в произведении и переведем их в цвета.

                Таблица 2.
Частота встречаемости гласных в стихотворении К.Н.

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 48 25 16 25 43 12
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиоле-товый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + х = х + -

   
  Произведем анализ полученных результатов по методу Люшера.
     +3 -1  -неудовлетворенность в связи с переживанием утраты или разлада в сфере глубокой привязанности;
     +7       -протестная реакция на сложившуюся ситуацию, субъективная оценка обстоятельств, противодействие внешнему давлению, средовым воздействиям, протест против судьбы;
     х4х6    -неустойчивость, неуверенность в себе, боязливость, тревожные опасения неопределенности существующих трудностей;
     =5        -стремление не обнаружить свою сентиментальность и обидчивость, сосредоточенность на своих проблемах.
     Из биографии известно, что в молодости Ф.Тютчев был чрезвычайно влюбчив. Отсюда – и разочарования, и тревога.

Бессонница (1829)
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времена стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам помнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!


               







                Таблица 3.
Частота встречаемости гласных в стихотворении Бессонница

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 86 20 8 21 57 12
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиоле-товый №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = - = х -

     +3-5  -стремление рассудочно взвесить все обстоятельства;
     х7      -конфликт, неудовлетворенность ситуацией;
     =6=4 –выраженная разборчивость и избирательность в межличностных контактах;
     -1      -стремление справиться с угнетенностью, овладеть собой, сохраняя активность; потребность в теплых межличностных отношениях; озабоченность, беспокойная неудовлетворенность; выход из конфликта через активность.
     В это время Ф.Тютчев начинает службу в Германии, ему необходимо адаптироваться к новой культурной ситуации, к другому языку.

Бессонница (Ночной момент) (1873)
Ночной порой в пустыне городской
Есть час один, проникнутый тоской,
Когда на целый город ночь сошла
И всюду водворилась мгла,
Все тихо и молчит; и вот луна взошла,
И вот при блеске лунной сизой ночи
Лишь несколько церквей, потерянных вдали,
Блеск золоченых глав, унылый, тусклый зов
Пустынно бьет в недремлющие очи,
И сердце в нас подкидышем бывает
И так же плачется и так же изнывает,
О жизни и любви отчаянно взывает.
Но тщетно плачется и молится оно:
Все вкруг него и пусто и темно!
Час и другой все длится жалкий стон,
Но наконец, слабея, утихает он.

                Таблица 4.
Частота встречаемости гласных в стихотворении Бессонница (Ночной момент)

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 62 22 15 20 44 14
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиоле-товый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = - = х -

     +3-1   -неудовлетворенность в связи с переживанием утраты или разлада в сфере глубокой привязанности;
     х7       -конфликт, неудовлетворенность ситуацией;
     =4=6  -выраженная избирательность в сфере межличностных отношений, особенно в сфере близких отношений, иррациональность притязаний;
     -5        -напряженность, связанная с тенденцией к сдерживанию эмоциональных проявлений; выраженная избирательность в межличностных контактах, тонкость вкуса диктует необходимость повышенного самоконтроля.
     Сравнивая два стихотворения со схожим названием, отметим, что в первом случае автор видит выход из кризисной ситуации. Во втором, написанным зрелым  мужчиной и сложившейся личностью – выхода эмоциям нет.
     Сейчас обратимся к творчеству поэта С.Есенина (1895-1925).

*** (до 11 июля 1923)
Эта улица мне  знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий.
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил  я деревенскую синь.

Не искал я ни слов, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат миры в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.

Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?

Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.

Ах, и я эти страны знаю,
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родному краю
Мне б хотелось теперь повернуть.


Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе – полевая солома,
Мир тебе – деревянный дом!

                Таблица 5.
Частота встречаемости гласных в стихотворении *** (до 11 июля 1923)

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 120 41 31 25 87 26
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиоле-товый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = = - х -
 
     +3-6    -спонтанная самореализация, доставляющая удовлетворение;
     =4=5   -убежденность в реалистичности своих надежд, потребность в одобрении, поддержке;
     х7         -конфликт, неудовлетворенность ситуацией;
     -1          -стремление овладеть собой, сохраняя активность; потребность в теплых отношениях, привязанности.
     Начинается наиболее плодотворный период творчества поэта. Завязываются близкие отношения с танцовщицей Айседорой Дункан. Но эти отношения, похоже, связаны с мотивом самореализации и не соответствуют глубинным желаниям поэта.

*** (1925)
До свиданья, друг мой, до свидания.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

                Таблица 6.
Частота встречаемости гласных в стихотворении *** (1925)

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 27 6 8 7 25 4
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиоле-товый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + - х = + -

     +3-1   -неудовлетворенность в связи с переживанием утраты или разлада в сфере глубокой привязанности;
     +7-4    -чувство бесперспективности, ощущение утраты, страх, дискомфорт;
     х5        -трудности в адаптации, потребность в понимании со стороны окружающих, потребность в социальной нише; нестабильность в решении проблем;
     =6        -потребность в комфорте.
    Расторгнуты отношения с Айседорой Дункан. Поэт подвергнут  гонениям за свои последние произведения. Перед ним встает жесткая альтернатива, выраженная в двух последних строфах стихотворения. Какую альтернативу он выбрал – мы знаем.
     Далее мы проанализируем произведения трех современных поэтов России: А.Ахматовой, В.Высоцкого и И.Бродского. Для анализа у каждого поэта выберем по одному произведению из тех,  которые стали этапными в их творчестве. Начнем с А.Ахматовой(1889-1996).

*** (1959)
Что нам разлука? – Лихая забава,
Беды скучают без нас.
Спьяну ли ввалится в горницу слава,
Бьет ли тринадцатый час?
Или забыты, забиты, за…кто там
Так научился стучать?
Вот и идти мне обратно к воротам
Новое горе встречать.

                Таблица 7.
Частота встречаемости гласных в стихотворении *** (1959)

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 33 8 7 4 15 5
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиолето-
вый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = = - х -

     +3-6   -спонтанная самореализация, доставляющая удовлетворение и повышающая собственную ценность в глазах других;
     х7        -конфликт или неудовлетворенность ситуацией;
     =4=5   -убежденность в реалистичности своих надежд, потребность в одобрении и поддержке; обидчивость и сосредоточенность на своих проблемах;
     -1         -стремление справиться с угнетенностью, овладеть собой, сохраняя активность.
     Личностную ситуацию Анны Ахматовой, пожалуй, наиболее точно характеризует Аманда Хайт: Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать сырье своей жизни в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью происходящего с ней.
     Сейчас обратимся к творчеству В.Высоцкого (1938-1980). Проанализируем одно из его ранних произведений.

Я не люблю (1969).
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.



Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне, и неспроста.
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.


Я не люблю манежи и арены –
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю!

                Таблица 8.
Частота встречаемости гласных в стихотворении Я не люблю

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 126 23 53 31 84 16
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиолето-
вый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = х = х -

     +3-1   -неудовлетворенность, разлад, стремление забыться в напряженной деятельности;
     х5х7   -категоричность, субъективизм суждений в оценке ситуаций, настойчивость в нереальных требованиях;
     =6=4   -разборчивость и избирательность в межличностных контактах, завышенные требования к объекту.
     В.Высоцкий уже написал письмо в ЦК КПСС по поводу критики его песен в центральной прессе. Уже произошел разрыв с женой. Совсем недолго осталось до того момента, когда В.Высоцкий разгромит свою квартиру и официально оформит брак с Мариной Влади. Несмотря на буйный нрав Владимира, она все же согласится выйти за него.
     Сейчас обратимся к творчеству Иосифа Бродского (1940-1996).

Стансы Е.В., А.Д.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцвевших линий
на асфальт упаду.

И душа неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в Петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
до свиданья, дружок!

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

                Таблица 9.
Частота встречаемости гласных в стихотворении Стансы Е.В., А.Д.

Звук а о у э и ы
Количественная
характеристика 63 16 19 7 38 13
Цвет Красный, №3 Желтый, №4 Фиолето-
вый, №5 Коричне-
вый, №6 Черный, №7 Синий, №1
Знак + = х - + =

     +3     -активность позиции, высокая мотивация достижения,  стремление к доминированию, целенаправленность действий, спонтанность и раскрепощенность поведения,  высокая самооценка, потребность в самореализации;
     х5       -своеобразие самореализации, индивидуальный стиль решения проблем, трудности адаптации, связанные с индивидуалистичностью, нешаблонностью подхода к решению проблем, потребность в понимании со стороны окружающих;
     +7       -протестная реакция на сложившуюся ситуацию, отстаивание собственной точки зрения,
     =4=1    -избирательность в межличностных контактах, особенно близких; диссонанс между идеалом и реальностью приносит разочарование;
     -6          -потребность в комфорте.
     Здесь – без комментариев.

     В заключение отметим, что связи между личностными особенностями автора поэтического произведения, его психологическим состоянием в момент написания произведения и звуко-цветовым рядом текста современная наука не объясняет. Но, как мы видим, они существуют. И эти факты раздвигают горизонты развития научного знания. 
    
     В работе использованы результаты исследования учащихся Даугавпилсской  Экспериментальной школы Натальи Станкевич и Карины Багеевой. Исследование выполнено под руководством автора статьи.


  Юнг К. Человек и его символы. Санкт-Петербург, Б.С.К, 1996. – 16 с.

  Люшер М.  Цвет вашего характера. Москва, ВечехПерсейхАст, 1996.

  Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию.  Минск, Харвест, 1999.

  Яньшин П.  Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Москва, МГУ, 2001.

  Юиг Р.  Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. Психология цвета. Москва, Киев, Рефл-бук, Ваклер, 1996.    

  Гете И. К учению о цвете. Избранные сочинения по естествознанию. Москва, Изд – во АН СССР,1957.

  Например, Кандинский В., Эйзенштейн С.

  .Журавлев А. Какого цвета звук А? Знание – сила №2, 1972. – 28 – 29 с

  Семира, Веташ В. Астрология имени, цвета и звука. Ростов, Феникс, 2005.

  Люшер М.  Цвет вашего характера. Москва, ВечехПерсейхАст, 1996.





             Литература

Гете И. К учению о цвете. Избранные сочинения по естествознанию. Москва, Изд – во АН СССР, 1957.
Журавлев А.  Какого цвета звук А? Знание – сила. №2, 1972.
Кандинский В. О духовном в искусстве. Психология цвета. Москва, Киев, Рефл-бук, Ваклер,1996.
 Как слово наше отзовется. Избранная лирика.  Москва, Правда, 1986.   
Люшер М.  Цвет вашего характера. Москва, ВечехПерсейхАст, 1996.
Люшер М. (1999) Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию.  Минск, Харвест, 1999.
Семира, Веташ В.(2005) Астрология имени, цвета и звука. Ростов, Феникс, 2005.
Эйзенштейн С. (1996) Цвет в кино. Психология цвета. Москва, Киев, Рефл-бук, Ваклер, 1996.
Юиг Р.(1996) Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. Психология цвета. Москва, Киев, Рефл-бук, Ваклер, 1996.    
Юнг К. (1996) Человек и его символы. Санкт-Петербург, Б.С.К., 1996.
Яньшин П. (2001) Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Москва, МГУ, 2001.