Женщина, дарующая волшебство

Джи Ричерр
 «Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений», - мудро говорил Махатма Ганди. Я много раз слышала это высказывание и столько же раз задумывалась над тем, насколько оно правдиво. Действительно ли человек (в особенности подросток) не нуждается ни в чьих советах? Да, юношеский максимализм зачастую упорно ограждает индивида от нравоучений, которые «нудны и бесполезны». Однако всё ли в этом мире возможно постичь самостоятельно, испробовав на себе? Неужели человек ни на одном этапе своей жизни не ощущает острой необходимости в истинном гуру, направляющем и питающем пробуждение личности?
   Жизненный опыт не способен сам по себе дать цельное, неискаженное представление о мире. Жизненный опыт – это скорее демонстрация навыков и проверка принципов на прочность. Только вкупе с другими важными частицами он составляет многогранную модель Вселенной в воображении личности. Причем эта Вселенная является зеркальным отражением внутренней Вселенной. Давно известно, что краски внутри тебя проступают на полотне перед твоими глазами. Если в твоей Вселенной мерцают звезды, танцуют зеленые человечки, то и жизнь «снаружи» насыщена и ярка. Если в тебе с шумом проносятся кометы, взрываются метеориты, то внутренние катаклизмы постепенно перерастают во внешние. И если твоя маленькая Вселенная умерла – мир вокруг тебя тоже мертв. 
    Однако ни одна Вселенная не может существовать без светила, неповторимой ярчайшей звезды, имя которой - Солнце. Солнце излучает свет, согревает теплом и разгоняет мрак. Солнце несет радость и позволяет ясно видеть окружающее. Колоссальный по мощности поток излучения определяет условия в космическом пространстве и на планетах – это с точки зрения астрофизики. А во внутренней Вселенной подростка таким светилом является учитель.
    Идеальный образ наставника описан в прекрасном, поистине неземном романе Ренсома Риггза «Дом странных детей», где Солнце для юного поколения – это никто иная как мисс Сапсан. Алма ЛеФэй Сапсан  принадлежит к древнему и драгоценному для человечества роду имбрин. Имбрины – «матриархи» странного мира,  умеющие превращаться в птиц и манипулировать временем. Мисс Сапсан выглядит строгой интеллигентной женщиной с зелеными глазами и темными волосами, всегда собранными в аккуратный пучок. Ее возраст, физический или фактический, никогда не указывается. Она носит викторианскую траурную одежду в память о Викторе Брантли, одном из подопечных, который трагически погиб.      
    Временные петли, созданные имбриной, защищают странных детей. Мисс Сапсан наколдовала такую петлю и открыла в ней школу-убежище для ребят, обладающих фантастическими способностями. Именно таких, как они, называют «странными». Например, Клэр Денсмор – девочка с дополнительным ртом на затылке. А Горация Сомнассона посещают пророческие видения и сны. На первый взгляд  тихая и молчаливая девушка, Фиона Фраунфельд,  может ускорять рост растений. Все они и еще некоторые дети, ставшие изгоями в реальном мире, обрели счастье благодаря мисс Сапсан. При этом она помогала каждому развивать его редкий дар, контролировать магическую силу. Она учила детей тому, что магия должна приносить пользу, а не служить оружием и предметом устрашения. Алма Сапсан помогла детям воспринимать волшебство правильно, ценить, уважать врожденные таланты и не считать их позором или проклятием. «Может, они тебя и любят, но они никогда тебя не поймут», - говорила наставница Джейкобу, мальчику из обычной семьи, но обладающему уникальными способностями. И женщина была права: родители Джейкоба, люди из «реального» мира, действительно не могли понять ребенка и тем более принять его таким. Но в глазах мисс Сапсан, как и в глазах истинного учителя, все «странные» дети были равны и были одинаково прекрасны. Она подарила им тепло, заботу, обеспечила безопасность. Она взяла детей под свою защиту не только потому, что сама так же является частью волшебного мира. Просто Алма всем сердцем полюбила тех, кого обычные люди приняли за монстров. Имбрина стала для них настоящей матерью. Ради своих подопечных она пожертвовала собственной свободой, добровольно сдалась в плен злобным пустотам, которые хотели уничтожить всех странных детей. Это ли не истинный подвиг? Это ли не героизм? Вовсе не обязательно быть величественным воином в шрамах,  с огромным мечом и с развивающимся плащом за спиной, чтобы называться героем. Материнское сердце – вот неиссякаемый источник вечного подвига. Лишь материнской любви присуще истинное величие.  И на примере мисс Сапсан видно, что наставник - только тот, в чьем сердце живет любовь. Не та снисходительная любовь мастера к умелому подмастерью. Не та гордая любовь бога к жрецу, когда бог просто позволяет себя любить и почитать (в таком случае это даже любовью назвать нельзя). А та любовь, которая своим пламенем согревает учеников независимо от их количества, независимо от перемен в сумасшедшем мире, независимо от собственных трагедий и сломанной судьбы. Это пламя сжигает на пути все, что может навредить подопечным. И это пламя очищает их мысли от дурного, а души от страданий. Учитель (как и мисс Сапсан в романе Риггза) дарит не только волшебство знаний и открытий, но и волшебство своего искренне любящего сердца. 
       Предназначение учителя священно, ведь на самом деле его миссия подобна миссии скульптора. Наставник, как и творец статуй, должен превратить материал в историю, в неотъемлемую часть человеческого мира, а в будущем, может, и в целый запускающий этот                мир механизм. Более того, задача учителя – отыскать скрытый талант, этот необработанный камень, и выпустить наружу, показать всему миру уже отшлифованным и доведенным до совершенства. Поразительно точно говорил гений Микеланджело: «Я видел ангела в куске мрамора и резал камень, пока не освободил его».