Горе от ума

Агата Кристи 4
*
В 8м классе на филфаке в Гимназии мы с нашей преподавательницей и классной руководительницей Ольгой Вячеславовной, кроме "Слова о полку Игореве", изучали ещё довольно странный набор произведений: "Ромео и Джульетту" Шекспира и "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле. Да, ещё "Божественную комедию" Данте, и его же сонеты; + "Горе от ума" Грибоедова. Рабле было довольно интересно читать; я прочла треть текста, чем и похвасталась что-то готовившей на кухне маме. "Да ну, это же скучный текст", сообщила мама; и мне сразу расхотелось дочитывать.

На меня очень сильно действовали читаемые мною книги, как по программе, так и внеклассные; в частности, заново в 9м классе в Лицее проходившееся нами "Горе от ума" Грибоедова. Я рисовала в тетрадях Софью с завышенной под грудь талией длинного платья... Нет, пожалуй, я рисовала её в тетрадях в 8м классе; в 9м классе новая классная рисунков в тетрадях бы не потерпела. Я узнавала в Софье себя; у меня, правда, не было ни Молчалина, ни Чацкого, но я так же всегда уходила от ответа, как вот Софья, которая не могла дать отставку Чацкому просто и ясно. В 9м классе я знала "Горе от ума" наизусть, и, моя посуду, без конца отрывалась от этого полезного занятия, мечась по кухне и декламируя произведение на разные голоса.

Как-то раз я - в тот раз я не мыла посуду, а просто так металась по тёмной "большой комнате", или "залу", зашторив окна и не включая света - я металась по комнате и декламировала цветевское "На Красном Коне":

— Какой ж это сон мой? — А сон таков:
Твой Ангел тебя не любит.

Гром первый по черепу — или лом
По черепу?! — Люди! Люди!
В сухую подушку вгрызаясь лбом,
Впервые сказать: Не любит!

Не любит! — Не надо мне женских кос!
Не любит! — Не надо мне красных бус!
Не любит! — Так я на коня вздымусь!
Не любит! — Вздымусь — до неба!

                Марина Цветаева

При словах "не надо мне красных бус!" я непроизвольно рванула свою золотую цепочку и сорвала её с шеи.

В старших классах новая классная, Наталья Юрьевна, повела нас на постановку "Горе от ума" в какой-то, не помню, театр. Постановка была кошмарная. Актёры бессмысленно лыбились в зал, потом Лиза, Софья и Молчалин взялись за руки хороводом, и начали водить этот хоровод вокруг каких-то стульев; при этом они продолжали лыбиться, как дебилы. После этого хоровода вокруг стульев я перестала воспринимать спектакль и очнулась только уже после спектакля на ночной тёмной улице, когда девочки и Наталья Юрьевна переговаривались, какие не начитанные зрители были в зале: после слов Чацкого "Карету мне, карету!" они, посчитав спектакль законченным, принялись, в разных концах зала, вставать с кресел и собираться. ("Горе от ума" кончается не приведённой мною репликой Чацкого, а длинной репликой Фамусова, заканчивающейся его бессильным возгласом: "Ах боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!")

Значительно позже, когда я уже вылетела из ВУЗа, я прочла не помню у кого интересную версию насчёт "Горя от ума". Там говорилось, что настоящий непонятый герой в произведении не Чацкий. Чацкий, как, не дословно, написал о нём Пушкин, "добрый малый, наслушавшийся умного человека Грибоедова". Настоящий герой произведения - полковник Скалозуб. Он своими дурацкими репликами типа "мы с нею вместе не служили" (говорится о какой-то, теперь не помню, княгине, что ли, о которой полковник Скалозуб с помощью этой шутки юмора сообщает, что он с ней не знаком) - так вот всеми своими текстами полковник Скалозуб просто издевается над не знающим настоящего дела светским обществом.

Хлёстова
(сидя)
Вы прежде были здесь... в полку... в том...
                в гренадерском?
Скалозуб
(басом)
В его высочества, хотите вы сказать,
     Ново-землянском мушкетерском.

Хлёстова
Не мастерица я полки-то различать.

Скалозуб
     А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички.

                "Горе от ума" Грибоедов

Грибоедов читал своё произведение боевым офицерам, воевавшим на Кавказе, и имел большой успех. Эти боевые офицеры не потерпели бы настоящего издевательства над боевым офицером полковником Скалозубом.

В старших классах в Лицее к нам на уроки иногда заходил директор, и он говорил однажды, что Софья, на самом деле, любит Чацкого. Чацкий сам виноват, вёл себя, как придурок: вдруг сорвался ехать за границу; какое-то время там за границей побыл; потом, опять вдруг, ему что-то вступило в голову, и он сломя голову помчался оттуда из-за границы опять в Москву к Софье; почему после всего этого Софья должна быть рада его видеть?

                25-09-2019