26. 09. 2019 Остров Кунашир Глава 1, Глава 2

Сольфатара

Просто Глава 1.

Свои стихотворные «складушки», никогда не создавала в «муках творчества». Что-то возникло в голове, как бы само, села записала (когда уже писать научилась),  именно потому  не называла их стихами, было своё название – стихолёты. Потом разобралась, так легче запомнить какие – либо события, а иногда заготовить «план – набросок». Например, когда попала на преддипломную практику - Курильские острова, точнее - остров Кунашир, в записной книжке «набросала» следующие строчки:
   Сольфатарные рулады, вспоминаю до сих пор, Менделеевские лады: «бульк» - вулканчик грязевой, «фью» - присвистнут фумаролы, «тирли–лирли» - ручеёк……
   Что за бред, подумает каждый, кому такие строчки «зацепятся за глаз». Это для любого бредятина, а для меня памятка.  Есть некоторые стихолетики, которые в тезисном порядке, намекают на будущее содержание.
  Сначала вместе с Алексеем, моим мужем, прибыли на Сахалин в САХКНИИ, попали под руководство главного «Вулкановолка» страны Е. К. Мархинина. Подождав, когда соберется десант геологического отряда на острова, и, дождавшись телеграммы с института Вулканологии об извержении самого северного вулкана Курил - Алаида, на острове Атласова, погрузились со всеми полевыми необходимостями в теплоход и отчалили мы в сторону острова Кунашир. Путешествие по морю было для меня незабвенно «волнующим» - мутило и тошнило со страшной постоянностью. Мой бедолага муж, не переставая удивляться (ведь полный штиль), прямо вместе со спальным мешком переносил мое туловище  то на палубу, то в каюту, пытаясь как-то облегчить страдания. Наконец дошли мы до желанного острова, выгрузились на плашкоут. Его подбрасывало вверх-вниз, как больного при «пляске святого Вита», а меня сразу перестало мутить. Плашкоут вскорости подгреб к причалу рыболовецкого завода Южно-Курильска. Поселились все в бывшей библиотеке. Кроме нас (пары студентов) и сотрудников САХКНИИ, с нами обосновался, аспирант ЛГУ герпетолог Лёва Боркин. Наутро начались «трудовые будни». Распределив обязанности в дежурстве по кухне между собой (нужно же что-то есть) мы разбежались в разные стороны, кто вверх на вулкан, кто вниз к лугам в погоне за квакшами, кто к пограничникам - за разрешением на работы. Я отправилась с Алешей в местную библиотеку, в надежде на какие-то материалы для диплома. Там ничего не нашлось - зато библиотека оказалась интересной, там были книги, увидеть которые, можно было разве что в научной библиотеке большого города. Алеша с начальником отряда (тучным, всегда пьяным и ворчливым) ушел на вулкан Менделеева. А я напросилась в луга с Левушкой – за квакшами.
   Никогда прежде не видела таких маленьких и красивых лягушек, они были изумрудных и голубых ярких окрасок, с голубыми же глазами. Они повисали, на листиках, ветках, травинках, а не скакали, как знакомые мне в моем детстве лягушки. И еще они не квакали, а пели. Это было многоголосие хорового пения – нежное и переливчатое  в полутонах и оттенках звуков. Лёвушка  собирал их в специальные банки, затем занимался их препарированием. И лучше было не смотреть, как он делал свою работу. Наверно это было нужно для изучения этих редких существ. Видимо люди не умеют по-иному что-то или кого-то изучить, кроме как разложить все на элементы.
   Итак - мы вместе с квакшами отправились к нашему месту сбора для того, чтобы решить обеденную дилемму. Входим в прихожую и застаем там Тамару (Зав. химической лабораторией САХКНИИ). Она многозначительно прикладывает палец к губам и показывает на замочную скважину. Дескать - посмотрите. Заглядываю и вижу: Максим Алексеевич - сотрудник Тамары, стоит над кипящей кастрюлей и… дует в каждую макаронину, а продув, опускает в воду. «Он так стоит уже 40 минут, давясь от смеха, говорит Тамара». Оказалось, что это она настояла на его поездке в поле, так как он умудрился прожить и проработать до самой пенсии, ни разу, не выехав на полевые работы. К тому же привык, что его обслуживают женщины (жена, мать, сестра…). Вот она (Тамара) и решила повоспитывать его на старости лет.

Глава 2. БАНЬКА

Прожив в Южно-Курильске более недели, периодически «плюхаясь» в холодной океанической воде и проводив в «дальний поход» мужа, я тихо и тоскливо бродила по берегу океана.  Под ногами стелились буро-зеленые, длинные пряди ламинарии (морской капусты). На черном вулканическом песке, белели панцири морского гребешка. Изредка проползали мелкие крабики. Больно впивались в стопы морские ежи. Как-то вечером, навстречу моему «дефиле», вышла девушка: черноволосая, востроглазая, бедовая. «О чем блуждаешь?» - спросила, и в ее глазах призывно запрыгали чертики. «В баню хочу», ляпнула я, имея в виду - «А ну ее в баню!».  «В баню?  Будет тебе завтра баня!» Мы оказались почти ровесницами (она на пару годков старше), дипломница Томского Университета, гидрогеолог, тоже на преддипломной, зовут Нелли. Обменявшись впечатлениями, разошлись по домам. Наутро, в окно постучали, за окном Нелли, «выходи, в баню пойдем». Напялив на себя мокрый купальник (кто тут их баню знает), выскочила с мылом и полотенцем на улицу. Пошли в сторону вулкана, по берегу океана, шли долго километров 5-7, но идти было легко. Вставало солнце, довольно крупные рыбки, тыкались мордочками в босые ноги, небольшие чайки парили над водой – охотясь на тех самых рыбок - завтракали. Вода, отливая розовым блеском поднимающегося солнечного блина, нагоняла плотоядные желания: жареных блинов, рыбы или на худой конец вареной картошки с собственноручно уже выращенной редиской. Вспомнилось как стоя на причале рядом с Алешей, практически на голый крючок ловилась крупная навага, это «не рыба» комментировали местные жители. «Не рыба» была гораздо крупнее самой крупной селедки. «Конечно - говорили мы между собой - у них рыба – только лосось» Неля остановилась и сказала, чтобы я вышла из воды и одела кроссовки. Нужно было подниматься вверх, «к ваннам», как выразилась она. Недоверчиво взглянув и встретившись с ее хитрым глазом, я надела мои видавшие лучшие времена кроссовки.  Идти стало тяжело, мокрая, острая, застывшая лава самых причудливых форм, норовила сделать подножку. Наконец мы остановились. «Раздевайся» - заявила Нелька и сама, сбросив шорты, опустилась в выбоину в магме, образующей гладкую, чашеобразную «лоханку». Я опустилась в такую же рядом. Блаженство обняло и стало покалывать тело.  Мы оказались на литоральной полосе, с одной стороны вода горячего источника, бьющая со дна «лохани» или со склона вулкана, с другой - разбавляющая вода океана. Мы пришли как раз вовремя, начался прилив и соленая вода, волнами начала добавляться в наши «ванны». «Давай банься, скоро вода поднимется и погранцы придут» Что мы делаем не так и почему поставят за «баню» в угол я поняла не сразу. Оказывается весь вулкан Менделеева, поделен между разными пограничными отрядами. У Нелли было разрешение на двоих, но на посещение верхних «цивильных» источников. Появились пограничники, посмотрели сверху, как мы засуетились и старший из них сказал: «не спешите, но смотрите, чтобы нам вас не пришлось спасать» и пошли дальше. «Ух, ты!» - пропыхтела Нелли – «Пронесло!» - и недоверчиво на меня покосилась – «Ты, что ли, блатная?».
 Распаренные и чистые мы побрели домой.