Белые вороны

Валерий Стрельцов 2
«Ах, эти белые вороны…
Быть ими просто и непросто...»
С. Таратута «Лирика. Эпизоды»
 
Наступила Перестройка  социалистической системы, а с ней провал и  коммерциализация духовной жизни страны. Это была очередная идеологическая диверсия по отношению ко всем народам СССР и в первую очередь, в отношении народов России. Попытка в очередной раз разрушить наши духовные основы, нашу культуру. Вся духовная элита страны потеряла ориентиры и утонула  в хаосе. Только бандиты плавали во всём этом как рыба в воде... Но С. Таратута - хороший пловец - каким-то образом удержался на поверхности и выплыл… В начале 90-х ему было около 35-ти лет - вершина жизни -  время расцвета всех душевных и физических сил человека. В 35 лет Фауст заключает  договор с Мефистофелем, потому что не знал, что ему делать дальше… 
Но Таратута не только спасался сам, продолжая упорно писать стихи и издавая их, он, понимая происходящее, помогал спасать  российскую культуру от нападок замаскированных врагов. За это ему и его покровителям того времени низкий поклон!  Это не пустые слова: знаю от одного из музыкальных редакторов радио «Маяк», работавшем  в то время на радиостанции, что существовал запрет на передачу в эфир русских народных и советских песен… Это только один из маленьких эпизодов той масштабной идеологической диверсионной акции.
Именно в это время за два десятилетия до 2010 года - года смерти отца-покровителя -  уже после распада СССР и развала «индустрии поэзии» выйдут основные сборники стихов поэта. Чудесным образом в это трудное время находились благотворители: банки, друзья, поклонники и даже государство, бросившее культуру на произвол судьбы,  помогали в издании этих книг.
Все эти чудеса и в этот период жизни поэта, и раньше, и в последующем не какое-то счастливое сложение обстоятельств - можно и так попытаться их объяснить - а результат правильной духовной ориентации самого поэта и творчества Сергея Львовича Таратуты. Именно в этом случае обстоятельства начинают складываться так как нужно и для самого человека и для его окружения, и ему все начинают помогать и способствовать, включая силы находящиеся в высших мирах за границами наших чувств.  Прошу считать это открытие лейтмотивом всего этого эссе-очерка. Подтверждений этому в его поэзии много, если захотите потрудиться душой, поищите-почитайте эти стихи. Их довольно много…

Но не только талант, «стремление к игре» и удача был опорами поэта в этот трудный период. Судьба была очень благосклонна к гению.  В самом конце второго тысячелетия -  как раз на границе  критического возраста (49 лет) -   в его жизни появился горячий поклонник его поэзии,  известный московский топ-менеджер Михаил Васильевич Кроликов, заместитель управляющего культурно-деловым правительства Москвы «Усадьба-Центр». Михаил и Сергей были ровесниками.  Любовь к поэзии привела его в 1998 году к Таратуте. В этот год в издательстве «Современный писатель» вышел очередной сборник стихотворений поэта. С него всё и  началось… Как-то он вычислил его в своей душе и разыскал через знакомого актера в ЦТСА.  В 2001 году начался бурный период их дружбы и поклонения топ-менеджера талантливому поэту. И, как вы видите, он не только восторгами поддерживал Поэта.
Любовь к поэзии возникла не вдруг: Михаил в детстве закончил музыкальную школу, хорошо играл на баяне и гитаре, обладал прекрасным баритоном, но стал строителем, закончив Инженерно-строительный институт. Так бывает, когда люди сами или под чьим-либо влиянием пытаются закопать свои таланты в землю... Таратута говорит о Михаиле, как о тонко чувствующем и честнейшей души человеке, называет его «белой вороной» и посвятил ему одно из самых своих проникновенных стихотворений:

Ах, эти белые вороны…
Быть ими просто и непросто:
Ни перспектив, ни обороны
И в десять лет, и в девяносто.

Они белей на сером фоне
Даже заснеженного быта,
И, как звезда на небосклоне,
Их цель конечная размыта.

Им не дано собраться в стаю:
И не хотят, и их немного.
Страницы-крылья их листая,
Ты ощущаешь близость Бога!

Сам Таратута тоже был и остается «белой вороной». Он и про себя здесь написал. Ни ему, ни Михаилу так и не удалось «собраться в стаю». Если бы это было не так, поэт и строитель едва ли бы смогли найти общий язык. Есть много фотографий, где они с Таратутой осматривают строительные объекты или сидят за красиво   сервированными столами… Похоже, это было славное время для обоих… Кроликов, как истинный меценат, был щедр и баловал друга. Михаил тоже был немножко поэтом, и в предисловии к книге, обращаясь к Таратуте, просто и чистосердечно написал:

В тебе есть стать, в тебе есть прыть.
Тобой горжусь, к тебе привязан.
Поэтом можешь ты не быть,
Но Таратутой  быть обязан.

Привязанность его к поэту была настолько сильной, что по утрам, находясь на работе, он часто по телефону будил Сергея и просил почитать ему стихи… На одном из взлётов своей карьеры М.В. Кроликов был заместителем Елены Батуриной по каким-то строительным вопросам и сидел в огромном  кабинете, одной из стен которого был огромный аквариум с рыбами...
С помощью  и участием Михаила, его друзей и коллег в 2003 году был издан на меловой бумаге самый толстый и богато оформленный  из поэтических томов Таратуты «В чём мне в этой жизни повезло… Избранное». Презентация фолианта производилась в банкетном зале «Усадьбы-Центра».  Это было  хорошо  поставленное  и яркое действо. Потом также с его помощью в 2006 году был издан двухтомник стихов поэта «Летайте чаще над собою» и «Ах, эти белые вороны...» Заглавным стихотворением второго тома поставлено одноимённое стихотворение с посвящением Михаилу Кроликову. И фолиант и двухтомник стихов были выпущены в издательстве «Архитектура и строительство России» при финансовой поддержке 20-ти участников проекта, привлеченных М.В. Кроликовым. И сам он был спонсором издания книг друга, вышедших в это время.

После завершения второго брака и начала  нового  яркого периода в своей биографии Таратута живет  бурной жизнью. Популярность его растёт, поэта часто-очень часто приглашают-включают в культурные программы  туристических маршрутов на морских и речных судах -   в это время поэт проходит испытание славой. Министерство образования очень заинтересовалось поэтом и стало приглашать его - бывшего двоечника - на свои мероприятия. Богатые люди и даже бандиты - все хотели пообщаться со знаменитым поэтом. Поклонницы  постоянно были вокруг него. Эти женщины тоже были его опорами, кратковременными опорами. Они приходили-прилетали на его талант отовсюду: актрисы, журналистки, просто красивые дамы... Поэтический талант, богатство, слава, блеск очень привлекательны, а Таратута к тому же до сих пор обладает  прекрасной мужской статью. 

Суета сует… До него мудрейший из мудрейших царь Соломон перепробовал всё, что только возможно из богатств и плотских удовольствий. Все - даже неведомые и недоступные нам сегодня. И сказал в  библейской книге Екклесиаста: «Всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Екклесиаст 2:11). Соломон, описывая картину бесконечного круговорота вселенной и загадку человека на Земле, говорит, что накопление богатства, почести, чины, наслаждения, и даже праведный труд и рождение детей - все это уже было под солнцем и все это - суета. Он говорит, что человек всегда властвует над человеком, что всегда были  насилие и бесправие. К такому выводу приходят многие великие в итоге своей жизни.  Не суетой оказался только прозвучавший в веках писательский и философский талант Соломона.  Но кто такой Соломон для человека вкусившего успеха и славы, и жаждущего всё испытать и узнать самому?!

И вот однажды новые друзья Таратуты, адвокаты и живущий рядом с ними какой-то очень богатый человек приглашают его в Завидово на Волгу,  где были загородные дома этих друзей и .где располагается знаменитый храмовый комплекс Успения пресвятой богородицы  Друзья знают, что любят знаменитые поэты и делают всё, чтобы его достойно принять и угостить. В какой-то из дней и в какой-то момент ухаживания за знаменитостью его - никогда ничего на водившего, кроме велосипеда - сажают на мотоцикл Дукати, чтобы сделать эффектную фотографию. Этот мотоцикл имеет ещё и второе имя - Дьявол… О стоимости этого красавца не говорю. В состоянии эйфории поэт садится на Дьявола и нажимает какие-то кнопки… Дьявол взревел и вместе с Таратутой ринулся в сторону храма. Это было зрелище достойное таланта и камеры Феллини. Если бы не ангел-хранитель, восхождение по лестнице успеха и жизнь поэта на этом бы закончились.  Но он всегда был счастливчиком: мотоцикл врезался не в стену, а в огромную икону Успения Богородицы, стоявшую на въезде-входе в храм, нарисованную на каком-то картонном материале. Итог - разбитое в кровь лицо, порванные губы и поломанный  Дукати. Дьяволу, конечно, ничего не сделалось: он испарился.  Крови было много, все джинсы поэта были пропитаны этой жидкостью.  Благо рядом случайно  оказались врачи стоматологи. Праздник закончился этим Знаком и навсегда оставшимся шрамом на губе.  Выводы напрашиваются сами: такое посылается только с одной целью, чтобы наставить человека на путь истинный и ещё больше укрепить его в вере.  Поэт услышал этот сигнал...

Усматриваю в этом эпизоде в Завидово и в празднике жизни, кружившем в это время   Поэта, сокровенный смысл, уроки жизни… В этот период Михаил Кроликов сильно поддерживал и оберегал поэта… О результатах этой поддержки  уже было сказано. Кроликов говорил-мечтал уже в то время об издании полного собраний сочинений поэта - трёхтомника его поэзии, но до этого, к сожалению, дело не дошло - что-то помешало им продолжить столь плодотворное сотрудничество… Важная деталь отношений поэта и топ-менеджера: его душевно принял в своем доме отец поэта, после чего Михаил  стал говорить о нём -  «Наш папа»… Посылает нам Господь помощь, когда мы в ней нуждаемся.  Помог он пережить поэту смутные времена. Ангелы- хранители не напрямую действуют, а через, казалось бы случайные встречи, через реальных людей.

Однако люди, получающие свыше такие сигналы и начинающие выполнять волю Божию иногда начинают   вести себя странным образом - начинают путать Божий дар с яичницей… Совершая духовное деяние -  в нашем случае, помогая поэту с изданием его стихов - хотят сразу получить за это вознаграждение, хотят, чтобы все об этом сразу же узнали, чтобы это было отмечено в издании не только естественной благодарностью автора и издателей, но, как участники проекта, настаивают на размещении своих фотографий  в томике стихов, хотят, чтобы в знак благодарности им были посвящены некоторые стихи сборника.
Понятное человеческое тщеславие и обычная человеческая слабость, которая сразу же переводит духовный акт в разряд товарно-денежных отношений и перечеркивает его духовную сущность… Такое явление можно наблюдать, листая книги, вышедшие в начале 2000-х годов. Изданные книги со стихами, благодарностями, посвящениями, конечно,  остаются, и ложатся на полки библиотек и читателей, но появляется  какой-то неприятный едкий осадок, который постепенно разрушает добрые отношения людей участвовавших в проекте…
Так часто бывает и в обычной жизни, когда близкие или дальние люди требуют или очень сильно ждут благодарности за содеянное. Как следствие, начинается эрозия человеческих отношений Духовные законы неумолимы, но как трудно им следовать… За подарки нельзя требовать или ждать вознаграждения.  Но попробуйте не ждать…
«Собраться в стаю» Михаилу не удалось, а быть «белой вороной» в строительстве очень сложно и даже опасно, но он выжил… Сейчас Михаил Васильевич Кроликов - главный инженер Московского драматического театра «Бенефис», Почетный строитель РФ, член КПРФ, муж, отец, дедушка.  Недавно вслед за Сергеем Таратутой отпраздновал свой шестидесятилетний юбилей. На фотографии одного собрания-совещания видел его в зале, поющим с друзьями-соратниками под гитару…

В 2010 году вскоре после смерти Таратуты-старшего с финансовой поддержкой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Фндеральной целевой программы «Культура России» c предисловием Андрея Дементьева выходит очередной сборник стихов «Лирика». Финансовая помощь пришла после ряда выступлений С. Таратуты на культурных мероприятиях Государственной Думы - редкий случай государственной поддержки таланта.  Из-за проблем с финансированием выход сборника задержался на несколько месяцев, и Сергею не удалось порадовать этой книгой отца, дать папе подержать её в руках.  Это издание  поэт посвятил памяти  Льва Соломоновича Таратуты.  На первой специально выделенной странице томика автор поместил заглавное стихотворение всей свой благодарной поэзии;

Жизнь разделилась на этапы.
Кто - колосится, кто -  жнивьё,
Свидетельство о смерти папы
И о рождении своё
Несу во внутреннем кармане
В ещё неведомый собес.
И непонятен мне и странен
Союз собеса и небес.
А год две тысячи десятый
Идет тем временем к концу,
Горячий дымный и проклятый,
Он помереть «помог» отцу!
И этот клин не выбить клином.
И небо залито свинцом.
Итог: я был надёжным сыном,
А он великим был отцом!

После смерти Льва Соломоновича в 2016 году вышел только  один  сборник избранной поэзии С. Таратуты «Эпизоды». Ещё не вечер, но с потерей папы прошел разлом в жизни поэта, эпоха детства закончилось, началась эпоха зрелости,   и надо было искать новые точки опоры…
Самой главной в этой эпохе, после благотворного участия в судьбе Сергея Таратуты Михаила Кроликова, конечно, осталась поэзия, всё более зрелые и проникновенные стихи стали выходить из-под его пера, и русский язык…   Но поэт уже выходил за границы среднего возраста помимо духовных опор нужны были  и другие. Ангел-хранитель не выпускал поэта из поля своего зрения... О творческих достижениях этого периода говорить пока рано, но архив поэта наполняется всё новыми и новыми неопубликованными стихами.