Имя на поэтической поверке. Эльдар Рязанов

Лев Баскин
 Песня из кинофильма: «Дайте жалобную книгу» 1964 года, - «Песенка корреспондентов» - написана на слова режиссёра этого фильма Эльдара Александровича Рязанова. Когда на творческих вечерах у известного кинорежиссёра  спрашивали, почему это вдруг он ударился в поэзию, а песен на его стихи к своим фильмам написано много, он, выстроив достаточно стройную теорию, сказал: 

«Заниматься не своим делом, добрая традиция нашей интеллигенции, недаром Евгений Евтушенко увлёкся кинорежиссурой, а Роберт Рождественский стал вести телепередачу «Документальный экран».

Что же касается Андрея Вознесенского, то он соорудил архитектурную часть памятника (автором был скульптор Зураб Церетели), посвящённого 200-летию присоединения Грузии к России.
Всем этим крупным поэтам, естественно, стало не до стихов. Они оказались заняты другими более важными делами, И в нашей поэзии образовался некий вакуум.

Кто-то должен был его заполнить. Этим «кем-то» оказался именно я. Если вдуматься, я попросту спасал отечественное стихосложение…»

     Песенка корреспондентов.

Обо всём, что было на планете,
ты читаешь в утренней газете.
И все новости с любого континента
шлём в газету мы, корреспонденты.

Наша должность гонит нас из дома
по маршрутам новым, незнакомым,
то гостиница, купе или каюта -
нет у нас домашнего уюта.

И куда бы ни занёс нас ветер,
до всего есть дело нам на свете.
Лишь любимые порой на нас в обиде,
что так долго нас они не видят.

Мы шагали по пескам пустыни,
дрейфовали на полярной льдине,
мы встречались с облаками на Эльбрусе,
жизнь такая, в общем, в нашем вкусе.

 Журналистская судьба такая -
находиться на переднем крае
и о том, что приключилось на планете,
 рассказать в сегодняшней газете.

Многие песни, на слова Эльдара Рязанова, на слуху российских людей:

 «У природы нет плохой погоды» из кинофильма «Служебный роман»-1977 год.
 
Песня «Живём мы что-то без азарта» из кинофильма «Вокзал для двоих»-1982 год.

 Песня: «Молитва» («Господи, ни охнуть, ни вздохнуть») из кинофильма «Небеса обетованные» - 1991 год.

 Романс Ларисы «Я словно бабочка к огню…» из кинофильма «Жестокий романс»-1984год.

 Песня из кинофильма «Забытая мелодия для флейты» - 1987 год, «Мы не пашем, не сеем, не строим…».

 Романс из кинофильма «Старые клячи» -2000 год, «Последняя любовь, как наваждение…» и песня «Мчатся годы-непогоды над моею головою…».

Большинство песен Эльдара Рязанова написано на музыку его друзей Андрея Петрова и Сергея Никитина.

Осенью 1986 года Эльдар Александрович попал в Боткинскую больницу. Заболел. И не только в прямом смысле, но и в переносном.

А именно, как бешеный, сочинял стихи. Каждый день. Иной раз и по два на дню. Вот одно из таких стихотворений, «боткинской» осени:

          Впервые.

Всё поплыло перед глазами,
и закружился потолок.
За стенку я держусь руками,
пол ускользает из-под ног.

И вот я болен, я в кровати…
Беспомощность не по нутру.
Стараюсь в ночь не засыпать я,
боюсь, что не проснусь к утру.

     Все мы знаем, что главная профессия, Эльдара Александровича кинорежиссёр.

 В кинематографе у него сложилась счастливая судьба, прямо со стартовой художественной картины: «Карнавальная ночь» -1956 года, которая имела колоссальный успех.

 В фильме прозвучали замечательные песни: «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении», композитора А.Лепина и поэта В.Коростылёва.

      Знаменитый Игорь Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей, бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.

 В последующие годы Эльдар Александрович поставил кинокартины известные всей стране: лирическую комедию «Девушка без адреса» - 1957 год, героическую комедию «Гусарская баллада» - 1962 год.

     Бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» - 1964 год, эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России», - 1973 год, «Человек ниоткуда» -1961 год.

 Одна из лучших картин Эльдара Александровича «Берегись автомобиля» - 1966 год, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли.

     Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Эльдара Рязанова: «Зигзаг удачи» - 1968 год, «Старики – разбойники» - 1972 год, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» - 1975 год, «Cлужебный  роман» - 1977 год, «Вокзал для двоих» - 1982 год.

     Определённую черту в творчестве Эльдара Рязанова, подвели фильмы «Гараж» - 1979 год, и «О бедном гусаре замолвите слово» - 1980 год.

     В 1980 – 1990-е годы Эльдар Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде,
Он снял фильм «Жестокий романс» -1984 год, «Забытая мелодия для флейты» - 1987 год, «Дорогая Елена Сергеевна» - 1988 год.

 «Небеса обетованные» - 1991 год, «Предсказание» - 1993 год, «Привет, дуралеи!» - 1997 год.

 «Старые клячи» и «Тихие омуты» - оба 2000 год, «Ключ от спальни» - 2003 год, «Андерсен. Жизнь без любви» - 2006 год.

     Надо сказать, что кинофильм «Ирония судьбы, или - С лёгким паром!» открыла для миллионов людей мир русской поэзии.

 Напомню, что в фильме прозвучали песни Микаэля Таравердиева на стихи восьми поэтов: М.Цветаевой, Б.Пастернака, А.Кочеткова, В.Киршона, М.Львовского, А.Аронова, Б.Ахмадулиной и Е.Евтушенко.

     Кажется, что «Ирония судьбы, или-С лёгким паром!» - 1975 года, сделала профессиональным поэтом и своего режиссёра.
 В этом году исполняется 44 года, как Эльдар Рязанов снял свой самый поэтичный фильм.

     Именно после съёмок этого фильма Эльдар Рязанов стал писать стихи. Писал для себя, первое время ни кому не показывая, а если и показывал, то выдавал их за переводы английского поэта Вильямса Блейка.

     В 1977 году в «Служебном романе» с успехом прозвучала песня Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды…».

А в журнале «Октябрь» № 10 за 1983 год, вышла в свет первая поэтическая подборка режиссёра: восемь стихотворений и короткая эпиграмма.

Стихи Эльдара Рязанова – это тоже его фильмы, только запечатлённые не на плёнке, а в слове.

     Каждая строчка – как заветный продуманный кадр. Поэзия Рязанова, так же как его кинематограф, дарит людям утешение и надежды.

В нелёгкие 90-ые годы в истории страны, Эльдар Александрович, переживал за будущее России и написал стихотворение, в котором чувствуется душевная боль и тревога, из- за негативных событий тех лет:

     ***

Жить бы мне
в такой стране,
чтобы ей гордится!..
Только мне
в большом говне
довелось родиться.

Не помог
России Бог,
царь или республика.
Наш народ
ворует, пьёт,
гадит из-за рублика.

Обмануть,
предать, надуть,
обокрасть – как славно-то!
Страшен путь
во мрак и жуть,
Родина державная.

Сколько лет
всё нет и нет
жизни человеческой.
Мчат года.
Всегда беда
над тобой, Отечество.
1994 год.

     В 2013 году в издательстве «ЭКСМО» Москва – в серии «Золотая серия поэзии» - вышла книга стихов Эльдара Рязанова: «Любовь – весенняя страна» - на 350 страниц. Мне посчастливилось приобрести книгу, в книжном магазине «Плюшкин» г.Спасск – Дальний. Из этой книги я выбирал стихи, для данного эссе.

     Эльдар Александрович Рязанов, родился 18 ноября 1927 года, в г.Самара.

 Советский и российский кинорежиссёр, актёр, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер, народный артист СССР – 1984 год, государственная премия СССР – 1977 год, за фильм «Ирония судьбы, или  С лёгким паром», орден Трудового Красного Знамени – 1977 год, в год его 50-летия, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых – 1979 год, за фильм «Служебный роман»,

Кавалер ордена Почётного легиона Франции – 1998 год.
Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание».

     Эльдар Рязанов родился, в семье работников советского торгпредства в Тегеране – Иран.

 Семья была межнациональная отец – Александр Семёнович Рязанов – русский, мать – Софья Михайловна Рязанова (в девичестве – Шустерман), еврейка, родом из Самары.

     Отец, уроженец Нижегородской губернии, родом из крестьян, учился в реальном училище. В 16 лет стал большевиком, а в 19 комиссаром дивизии. В 1921 году отец был заведующим сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба ВВС Республики.

     В 1922году, Александра Семёновича Рязанова послали разведчиком в Китай, потом перевели в Тегеран, Персию (Иран), сотрудником, в советское торгпредство, вместе с женой.

     Вскоре семья переехала в Москву, где отец работал начальником винного главка, стал пить по-чёрному, пьяным бить мать.

     В 1930-х семья распалась, и будущий кинорежиссёр воспитывался одной матерью с 3-х лет.

 Затем, в 1934 году, она вышла замуж за инженера-строителя, научного сотрудника проектного института, Льва Михайловича Коппа, вдовца с ребёнком.

 С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну.

     Отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали, и дали восемь лет, исправительно-трудовых лагерей, как «врагу народа» .

Рязанов - старший бежал из лагеря, после его поимки ему добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17-ть.

     В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы.

     В начале ,1960-х отец нашёл сына по его фильмам, но близкого контакта не получилось: пришёл совершенно чужой, сломанный жизнью человек – вспоминал Эльдар Александрович.

Дал ему денег, которые имел при себе, и он исчез на 4-ре года, не имея права жить в Москве. Жену и дочку он не нашёл.

 Получив реабилитацию, отец приехал в столицу, прожил несколько месяцев и скончался. Эльдар Рязанов присутствовал на похоронах.

     Эльдар Рязанов с детства любил читать взахлёб, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях.

Во время войны семья год провела в эвакуации, под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу.

Эльдар Александрович рассказывал:

«Моё тогдашнее бытиё не представляло интереса – так я считал в то, военное, время.

   Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой чёрного хлеба по карточкам, трудный быт эвакуации, прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке, охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку, умение готовить обед, почти что из ничего, наука нянчить младшего брата – всё это было буднями, прозой.

А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далёких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я».

     После окончания десятилетки экстерном в Москве, в 1944 году, он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.

     Стихи Эльдар Рязанов стал писать с шестнадцати лет.

 Ему удалось отдать стихи, на просмотр самому знаменитому, на то, военное время, поэту, автору «Жди меня» - Константину Михайловичу Симонову.

 Через неделю. Константин Симонов, отдал толстую тетрадку со стихами, пришедшему за ней Эльдару Рязанову, со словами: «Будьте самостоятельны, перестаньте подражать другим поэтам».

     Как вспоминал Эльдар Рязанов, Константин Симонов высказал новую для меня в то время мысль, что стихи должны быть неповторимы и выражать личность автора, не забыв всучить обратно, мою бесценную рукопись.

     Слова Константина Симонова, как напутствие, Эльдар Александрович запомнил на всю жизнь.

     В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК. Среди педагогов были Григорий Козинцев и Сергей Эйзенштейн, которые выделяли юного Рязанова, и он оправдал их надежды.

     Иван Пырьев, руководитель киностудии «Мосфильм» буквально заставил Эльдара Рязанова взяться за кинокомедию «Карнавальная ночь» 1956 год, которую завалил предыдущий режиссёр, не сумев снять фильм.

 С тех пор, каждый выход нового фильма Эльдара Рязанова, стал большим событием в культурной жизни страны.

За свою творческую жизнь Эльдар Александрович снял 29-ть фильмов, написал более 20 -ти сценариев.

В 1979 -1985 годах работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама».
Кроме того, им было создано более 200 авторских телевизионных программ.

Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях).

 «Парижские тайны Эльдара Рязанова» ) в рамках которого вышли интервью Рязанова с Жаном Маре, Бриджит Бардо, Пьером Ришаром, Романом Полански и Патрисией Каас).

В 2002 году Эльдар Александрович Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

 Эльдар Александрович был в браке 3-и раза.

     Первая супруга – Зоя Петровна Фомина(1924 -1999), училась вместе с ним и тоже работала режиссёром документального кино, прожил с ней 20 лет. В 1980-ом году она стала лауреатом Ленинской премии. В этом браке, в 1951 году, родилась дочь Ольга. Она окончила МГУ и работала филологом и киноведом. Внук – Дмитрий Трояновский, 1987 год, тележурналист, писатель.

 Из семьи ушёл сам, к другой женщине.

Вторая супруга – Нина Владимировна Скуйбина (1930 – 1994)– редактор на « Мосфильме.

Третья супруга – Эмма Валериановна Абайдуллина (1941)– журналистка, киноредактор и актриса.
 
В 2012 году в честь празднования 85-летия Эльдара Рязанова, в Самаре на привокзальной площади был открыт памятник Юрию Деточкину, герою фильма «Берегись автомобиля», в исполнении Иннокентия Смоктуновского.

В 2010 и 2011 годах, Эльдар Александрович перенёс операции на сердце и с тех пор его не раз госпитализировали.

Режиссёр неоднократно попадал в больницу то с нарушением мозгового кровообращения, то с воспалением лёгких.

Жизнь Эльдара Александровича Рязанова, мастера российского кинематографа,
оборвалась 30 ноября 2015 года.

 Причиной смерти назвали сердечную недостаточность.

Прощание с режиссёром прошло в Центральном Доме литераторов, в тот же день похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
В октябре 2017 года в Самаре, на родине кинорежиссёра в доме, где он родился и провёл один год в эвакуации, были открыты музей и памятник.
 
Также в честь Эльдара Рязанова назвали улицу.

К третьей годовщине смерти, памятник Эльдару Рязанову был установлен на его могиле, на Новодевичьем кладбище, 1-го ноября 2018 года.

Бюст режиссёра (словно сидящего задом наперёд на стуле) возвышается на белом постаменте. Памятник выполнен по широко узнаваемому фото Эльдара Александровича.

Дата жизни Эльдара Рязанова выполнена в виде цифр на «хлопушке», которая используется при съёмке фильма для подачи сигнала  запуска кинокамеры – оператору.

Памятник открыт в преддверии двух важных дат. 91-летие  со дня рождения – 18 ноября и третьей годовщине со дня смерти 30 ноября.

Это первый памятник Эльдару Рязанову в Москве.

P.S.

В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку  стихов и песен Эльдара Рязанова.

 На конверте пластинки известный артист Леонид Филатов написал такие строки, с которыми нельзя не согласиться:

«Стихи Эльдара Рязанова – а их теперь уже много! – долгое время существовали как бы на обочине главной магистрали его творчества – режиссуры.

Поначалу он даже пытался подписывать их псевдонимами. То ли стеснялся своей разносторонности: извините мол, что я такой – и швец, и жнец, и в дуду игрец! – то ли проявлял, таким образом, обычную для людей с чувством юмора склонность к игре и мистификации.

Так или иначе, но песни на стихи Эльдара Рязанова теперь знает вся страна.

И в этих стихах он, Эльдар Рязанов, тоже выражен сполна:  и мягкий, и добрый, и ранимый, и простодушный, и философичный, всякий, всякий, всякий…

Словом, такой, каким мы, его современники, знаем и любим».

Из поэтического наследия Эльдара Рязанова.

       ***

Всё тороплюсь, спешу, лечу я…
Всегда я в беге нахожусь,
нехваткой времени врачуя
во мне таящуюся грусть.

И всё ж не вижу в этом смысла –
Жить, время вечно торопя…
Куда бы я ни торопился,
я убегаю от себя.

Ищу я новые занятья,
гоню карьером свою жизнь,
хочу её совсем загнать я…
Да от себя не убежишь!

       Романс из кинофильма
                «Небеса обетованные».

        «Молитва».

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоём,
как нам одолеть большую зиму.
Одолеть её необходимо,
чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живём!

Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят.
Господи, как я метели рад!

Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметёт остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу!

     «Жалоба полукровки».

Во мне бурлит смешение кровей…
Признаюсь, по отцу я чисто русский.
По матери, простите, я – еврей!
А быть жидом в стране родимой грустно.

Разорван в клочья бедный организм,
в какой борьбе живёт моя природа!
Во мне слились в объятье сионизм
навек с Союзом русского народа.

То хочется мне что-то разгромить,
то я боюсь, как бы не быть мне битым.
Внутри меня семит с антисемитом,
которых я не в силах помирить.

       «Больница».

И я, бывало, приезжал с визитом
В обитель скорби, боли и беды
И привозил обильные корзины
Цветов и книжек, фруктов и еды.

Как будто мне хотелось откупиться
за то, что я и крепок и здоров.
Там у больных приниженные лица,
начальственны фигуры докторов.

В застиранных халатах и пижамах
смиренный и безропотный народ,
в палатах по восьми они лежали,
как экспонаты горя и невзгод.

Повсюду стоны, храп, объедки, пакость,
тяжёлый смрад давно немытых тел.
Бодры родные – только б не заплакать…
Вот тихо дух соседа отлетел…

А из уборных било в нос зловонье,
больные в коридорах, скуден стол.
Торопится надменное здоровье,
как бы исполнив милосердья долг…

Со вздохом облегченья убегая,
я вновь включился в свой круговорот,
убогих и недужных забывая.
Но вдруг случился резкий поворот.

Я заболел. Теперь живу в больнице.
И мысль, что не умру, похоронил.
Легко среди увечных растворился,
себя к их касте присоединил.

Теперь люблю хромых, глухих, незрячих,
инфекционных, раковых – любых!
Люблю я всех – ходячих и лежачих,
отчаянную армию больных.

Терпением и кротостью лучатся
из глубины печальные глаза.
Так помогите! Люди! Сёстры! Братцы!
Никто не слышит эти голоса…

Больница. Сентябрь 1986 год.