Солдат, забытый на посту. Статья

Николай Андреевич Пархоменко
(памяти Петра Ивановича Вдовина)

Встречи…
В наш век стремительной гонки вероятность встречи двух незнакомых людей становится всё меньше. Если в небольших поселениях эта вероятность достаточно высока, то в мегаполисах она практически близка к нулю. Мы превращаемся в одинокую толпу. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, если бы не одно маленькое но: человеку нужно общение, желательно с собеседником, близким по духу, а встретить его в «одинокой толпе» практически невозможно. Но нас спасает Его Величество Случай, который и организует случайные неслучайные встречи.
С Петром Ивановичем Вдовиным Его Величество Случай свёл меня на поэтической встрече со студентами Новосибирского Государственного педагогического университета, проводимой в составе поэтического клуба «Белая сирень». Крепкое рукопожатие высокого незрячего человека, его уверенное представление оставили первое впечатление: волевой мужик с чисто русским характером. Потом, после более длительного общения, оформилось моё восприятие Петра Ивановича: солдат, забытый на посту, и честно выполняющий свой долг, не оставляющий доверенный пост всю жизнь.
Общение…
Общение – соприкосновение душ, не преследующее никаких выгод. Это самое плодотворное и естественное упражнение ума. Оно зарождается из стремления что-то познать, чему-то научиться. В общении важно наличие противоречий. Если их нет, общение со временем обедняется. Противоречие – это учёба, возможность посмотреть на свои мировоззрения со стороны. Принимать или не принимать точку зрения собеседника – наше право, но выслушать её и высказать своё мнение – в этом и состоит учеба, познание жизни.
Общение с Петром Ивановичем в условиях встреч в рамках поэтического клуба «Белая сирень» со временем переросло в постоянное длительное общение по телефону. Это были обсуждения только что написанных стихотворений, вопросов современного состояния России и различных повседневных проблем. Мнение о стихотворении высказывалось честно, без оглядки на автора, но с одним условием: автор имеет право последнего слова. Он выслушивает мнение, каким бы оно ни было, но может и не учитывать его. Тематика стихотворений у Петра Ивановича была довольно широкой: стихи для детей, пейзажная лирика, любовная лирика, другие тематики, и, конечно же, стихи о современных проблемах России, в которых чувствовалась неприкрытая боль за всё то, что творится с Россией. Запали в душу стихи о березках с вырезанными именами ушедших на фронт и погибших юноши и девушки, вьетнамская баллада, стихотворение о Гагарине, цикл стихотворений о матери.
Беседы проходили не всегда спокойно и гладко. Иногда возникали нешуточные споры по некоторым вопросам, в том числе по форме написания стихотворения и его достоинств и недостатков, по вопросам состояния России в настоящее время. В оценке со-стояния России у нас практически не было расхождений, и споры происходили в основном по поводу того, что делать дальше. Пётр Иванович был человеком военным, оставшимся верным присяге, данной Победному Красному Знамени и Великой Отчизне, Советскому Союзу. В этом мы были единомышленниками. Расхождения наши были в деталях, важных, но не определяющих. Из этих обсуждений и сформировалось моё восприятие Петра Ивановича: человек, ответственный за Россию и перед Россией не смотря ни на какие изменения, вопреки насаждаемым нам взглядам, солдат, забытый на посту, и верно выполняющий свой долг всю жизнь. Может быть, благодаря таким людям, хранящим в потаённых уголках души верность России, она и выживает в любых ситуациях.
Расставание…
Всему в природе определён предел. Пётр Иванович ушел от нас по дороге, по которой никто не вернулся. Наше общение закончилось. Одно из послед-них стихотворений Пётр Иванович за-кончил строчкой: «В строю считайте и меня». Пётр Иванович ушел, но остались его стихи. Этими стихами он остаётся в строю тех, чья душа болит за судьбу России вне зависимости от политических пристрастий: если такая боль есть в человеке, то всё остальное уходит на второй план. Его жизнь – пример беззаветного служения Отчизне как за штурвалом истребителя, так и с пером в руке.
Вечная ему память.
12.11.12