Легенда о Сон-траве

Игорь Апрельский
Эпиграф

Ночь. Луна. Не спит сова.
Расцветает сон-трава…
Ветерок за паутинки
Зыблет синие кувшинки –
Льется нежный перезвон,
Навевая сладкий сон.
Закрываются ресницы…
И кричит ночная птица.
В дрёме никнет голова –
Пахнет мёдом сон-трава.

Алиса Кукольник

Предисловие

Сон-трава, или Ветреница раскрытая (лат. Anamone p;tens), или Прострел раскрытый (Pulsat;lla p;tens) - многолетнее травянистое растение, вид рода Прострел (Pulsatilla) семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Ряд исследователей включают этот род в состав рода Ветреница (Anemone). Занесена в Красную книгу в Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Украины, Эстонии. Чаше всего сон-трава встречается на сухих склонах и в сосновых лесах. Растёт она практически на всей территории России - от южных районов до Сибири и Урала. За рубежом особенно много сон-травы в Европе, например в Скандинавии… Растёт она и в бывших республиках Союза - в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине…
Сон-трава. Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. И название сон пришло к ней из древности. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Внутри цветка температура +8 °C. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Говорят, у всех цветов есть мать, а вот у сон-травы – мачеха. Она-то и выгоняет цветок из земли, заставляя цвести раньше других.
Наши предки собирали сон-траву с различными обрядами и наговорами. Одни собирали, а другие – топтали со словами: «Шоб и на той год дождаты сону топтаты». Для того чтобы цветочек подтвердил свое название - сон-трава, и избавил от бессонницы, его следует собирать в конце мая, строго с 11.00 до 11.30. Спящему с сон-травой в изголовье ничего не грозит - ни дурной человек, ни напасть посерьезнее. На Руси сон-трава заменяла богатырям будильник - добры молодцы клали сон-траву под подушку и загадывали пробудиться в назначенное время. И просыпались вовремя…
Сон-траву собирают в мае при желто-голубом цветении, с разными обрядами и приговорами. Эта трава предсказывает людям во время сна добро и зло, а собранная с утренней росою, опущенная в холодную воду, вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. Сон-трава, положенная под изголовье, может показать человеку судьбу в его сновидениях. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем, беда - дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развевающимися по ветру космами седых волос. У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Именно эта злая мачехи и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки. «Ой, спи, дитя, будь сповиття, Поки мати з поля прийде, Та принесе три квiтоньки, Одна буде дрiмливая, Друга буде сонливая, Третя буде щасливая», - поют о сон-траве украинцы.
В русской поэзии сон-трава чаще всего упоминается как снотворное средство, видимо, из-за своего названия, или служит предвестником наступления весны и пробуждения природы, как, например, в стихотворении А. К. Толстого:
«С какою радостию чистой
Я вновь встречал в бору сыром
Кувшинчик синий и пушистый
С его мохнатым стебельком…»
У поэтов XX века, например, у А. В. Жигулина в стихотворении «Сон-трава» (1957):
«Усыпи меня, сон-трава,
На опушке в сухом бору.»
Часто встречается упоминание сон-травы в прозе. А. И. Куприн пишет в повести «Олеся»:
«Подымали свои лиловые головки крупные колокольчики «сна»-первого цветка Полесья. На насыпи синели крупные простые цветы, носящие поэтическое название «сна» («Чёрный туман»).
В «Повести о лесах» К. Г. Паустовского:
«Что за прелесть! … Лиловый сон! Меж её ладоней цвели на земле покрытые густым серебряным пухом колокольчики лилового сна.»
В современном фэнтези, как у М. Каддат в «Сказаниях о Хиль-де-Винтере», сон-трава олицетворяет тёмные силы магии и природы: …Сей зверь рисован был на гербах королевской семьи до того времени, когда герцоги Эритринские не взяли себе оный символ царской власти силою, а герб их - сон-трава, в народе именуемая ведьмино зелье. Цветок сей на родовом знамени не рисовал до них никто, и потому смысл его в геральдике не ведом. Иные говорят, что с сон-травой сравнивают замок их родовой Хиль-де-Винтер, якобы вырос он сам, аль влекомый какою нечистою силою, восстал из пучины морской.
Раньше сон-траву широко применяли в гомеопатии, тибетской, сибирской народной медицине. Ее соком растирались от ревматизма и ломоты в суставах. Во взваре купались от сыпи на коже. Поили отваром рожениц для облегчения родовых потуг и уменьшения боли. Якуты лечили сон-травой чесотку: зелень на три дня клали в теплую сметану, а потом ею мазали тело.
Название цветка с латинского слова «пуль зоре», что означает «приводить в движение» или звонить. И вправду, цветы прострела как светло-фиолетовые колокола, раскачиваются под порывами ветра. Кажется, если прислушаться, звенят они тихонько и напоминают мелодию про древнюю легенду об этом загадочном цветке.
В  древности сон-траву не только носили при себе для защиты от нечистой силы и сглаза, но и использовали для того, чтобы вызвать вещий сон. Девушки и юноши при помощи сон-травы пытались во сне увидеть своих суженых. Для этого срывали в ночь полнолуния голубой цветок сон-травы и клали его под подушку. Суженый или суженая должны были прийти во сне и попросить цветок сон-травы. Если спящий во сне отдавал цветок, то под венец предстояло идти вместе именно с тем, кто приснился. А если явившийся во сне не по нраву, то нужно было умудриться во сне не отдать цветок. В таком случае гадание следовало повторить через год.
Старинные травники советуют носить растение в ладанке при себе, тогда дьявол и близко не подойдёт. Недобрый человек не переступит порог дома, в котором есть прострел-трава. В древности при строительстве дома, чтобы в доме жили дружно, под угол подкладывали прострел-траву.
Для того чтобы сон-трава стала оберегом, её собирают рано утром, когда растение держит на себе бусинки росы.
С сон-травой связано много поверий, легенд и сказаний.
1.Один из известных мифов рассказывает о дочери одного из воителей старины. Жил один правитель мощной державы, который кроме своих варварских нашествий был известен и своими колдовскими способностями помогавшими ему в боях. Единственной его отрадой была его дочь. И когда правитель очередной раз отправлялся в поход он оставил своего лучшего воеводу для охраны своей дочери. Узнав, что правитель отправился в поход враги решили погубить его дочь. Воеводе, который охранял дочь, подлили снотворного снадобья и после того, как он его выпил, воевода не смог предотвратить кражу дочери хозяина. Когда вернулся правитель и узнал, что его дочь пропала в гневе превратил своего лучшего воеводу в горсть цветов Прострела (Сон-травы), разбросал их по границам своих владений и указал ожидать появления его дочери. С тех пор, каждую весну, появляется цветок Прострела (Сон-травы) просыпаясь от зимней спячки в надежде увидеть дочь своего хозяина, что бы вернуться домой.
2.Легенда говорит, что когда-то у него были широкие, большие листья, такие большие, что за ними прятался сатана, изгнанный из рая. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал сатану из укрытия. А листья сон-травы с тех пор так и остались простреленными, вот почему они рассечены на множество тонких долек. С той поры у него узкие листья, а нечистая сила обходит прострел стороной. Старинный травник наставлял: «От тех, кто носит эту траву при себе, дьявол бежит. В доме ее держать, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будешь».
3. Увидел как-то мужик, что медведь откопал неведомый корень и, лизнув его, завалился спать в свою берлогу. Любопытный и неосторожный мужик решил последовать примеру: «Вдруг травка лечебная?» Сделал так, да и повалился под корягу, сраженный сном. Проснулся от того, что солнце бок благо припекает, протер глаза да домой отправился. Вышел к деревне – а уж там народ вовсю землю пашет, а между делом, перстами в него тычет, охает да ахает. В родной избе – вой и причитания. Как же, по хозяину уж свечку поминальную ставили. На радости собрали стол, гостей зазвали по случаю возвращения мужика целым и невредимым. За столом-то и поведал мужику знахарь, что не все то, что хорошо для медведя, подходит для человека – лизнул-то мужик не кабы что, а самую что ни на есть сон-траву.
4. В русском литературном памятнике «Печерский патерик» можно найти историю о том, что во время всенощной по храму бродит бес-воин и бросает в ленивых монахов сон-траву. В кого попадает – тот сразу начинает носом клевать. По другой легенде монахи, напротив, натирались соком сон-травы, чтобы стать неуязвимыми для слуг Сатаны. Однако, сегодня известно, что сок сон-травы способен вызвать сильнейшее раздражение кожи и неприятнейшие ощущения. Другое дело – натереть наконечники стрел или копий, тогда они становились отличным подспорьем в борьбе с нечистью. В старинном травнике находим запись о том, что от тех, кто носит при себе сон-траву, Дьявол бежит.
5. У всех славянских народов сохраняются поэтические предания о сонном царстве, стоящие в самой тесной связи с верованием в сон-траву. Сельские жители убеждены, что сон-трава обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее. В вещих снах счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем; беда – дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развевающимися по ветру космами седых волос.
6. Сказка о спящем или окаменелом царстве выражает одну идею: зимний сон природы и ее весеннее пробуждение. Известен один поэтический малорусский народный рассказ о сон-траве и его злой мачехе – рассказ, сходный с древнегреческим гомерическим сказанием о Деметре. У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Именно эта злая мачеха и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки.
7. Старуха-Зима, как известно, идет на разные ухищрения, чтобы не дать красавице-Весне вступить в свои права. Действует обычно с верными помощниками - Стужей и Ветром. Вот как-то давно решила Зима вступить в очередной бой с Весной, напустила лютую Стужу на землю. Все цветы испугались и поникли, и только сон-трава гордо выпрямила стебелек и раскрыла свой фиолетовый пушистый цветок. Солнце заметило «сигнал» и согрело землю теплом, открыв тем самым дорогу Весне.

Легенда есть одна, лесная.
Послушай, друг, в стране чудес
Однажды девушка младая,
С утра пошла в весенний лес.

Идёт и песню напевает,
Цветы пахучие в букет
рукой умелою слагает.
Взгляд светел, теплотой согрет.
 
Всё дальше, вглубь ведёт тропинка,
Всё лучшие вокруг цветы.
Их полная уже корзинка,
Букет готов, но лишь кусты

ВысОки, сосны стали выше,
Обрыв глубокий со скалой,
И как-то сразу стало тише,
Качает девушка главой.

От мыслей взгляд стал безутешен,
Застыла молча: «Эх, не сдюжь!
Наверно точно это Леший
Меня завлёк в лесную глушь!»

Назад глядит – забор колючий,
Что не проехать, не пройти.
И тишина…лишь солнца лучик
Скользнул с верхушек золотист.

По телу дрожь, стук сердца ярок,
Испуг её совсем объял…
Вдруг из ствола сосёнки старой,
Пред нею молодец предстал.

Ей, улыбаясь, он с хитринкой:
«Не бойся, девица, прочь хмарь!
В лесу здесь каждая травинка
Мне служит, я для леса царь!»
Здесь тишина, здесь топь глухая,
А ночь всегда темным - темна.
Знай, зла тебе я не желаю,
Но стать моею ты должна!»

«Нет! Никогда! Прочь, пень убогий!
Ты ж, лесовик!», - она в ответ.
И тут же бросилась к дороге,
Да только той дороги нет…

Глядит, где молодец пригожий,
Стоит пред ней костлявый дед:
С корявой страшной дикой рожей,
Не приведи, Господь, в обед.

Тут Лесовик в одно мгновенье,
Руками девушку схватил.
Но чувств испуг и отвращенье,
Девице дали много сил.

Она его перехватила,
и об сосну, раздался треск.
Как будто ветка надломилась,
И дух лесной в траву пал, бес.

Он начал корчится от боли,
Шептать проклятья, слать ей страх.
А девушка бежать, нет воли,
Как будто сети на ногах.

Тут Лесовик опять поднялся,
С горбинкой пальцем погрозил.
Он на неё пустил усталость,
И этим дух её сломил…

Она упала, подкосилась,
И забылася в дивном сне.
Потом и вовсе превратилась,
И тучкой белой в новизне

Взлетела в небо голубое
И таяла в рассветных снах.
Потом пролилась вниз покоя,
Упав на землю на глазах.

На месте том земли, где пала
Взошёл, подставив солнцу бок.
Цветок волшебный, небывалый,
СОН – фиолетовый цветок.

В нём листья свежи – ядовиты,
В них отвращенье, горькота.
К Лесовику, что деву в свиток
Скрутил в цветок-траву тогда.

Красив с утра, подставив чашку,
Впитав в себя тепло и свет.
Он к добрым людям нараспашку, 
Готов себя дарить в ответ.

Подсказывает – листья в сушку,
Девичье сердце в них живёт.
Клади те листья под подушку,
И добрый сон к тебе придёт!

В цветке весеннем суеверий,
Немало тайн хранит сосуд.
Не зря его легенде веря,
Все люди СОН-ТРАВОЙ зовут.