Капитан Фракасс

Димитрий Кузнецов
Давно прочитанный роман
Отложен прочь в пустую нишу,
Развеян утренний туман,
Холодный ветер ломит крышу
Средневекового жилья,
Ошибки прошлого итожа:
Герой романа, как и я,
И одинок, и грустен тоже.
Есть, правда, истина в питье
Янтарной влаги кальвадоса,
Изящные стихи Готье
И образ той, русоволосой.
...Октябрь, дождливая Бретань,
Фургон бродячего театра.
Довольно, муза, перестань!
Возница, поверни обратно, –
Здесь нет её, как нет и там,
За пеленой иных столетий,
Где только – образы, как дети,
Как дети, верные мечтам.
 _____________
 * Иллюстрация: автор фото-картины
    Eugene Chateau-Renaud (France).
   
«Капитан Фракасс» (Le Capitaine Fracasse) – авантюрный роман
знаменитого  французского поэта и новеллиста Теофиля Готье.
Впервые опубликован в Париже в 1863 году с иллюстрациями Гюстава Доре.

Miss Ann@

Мария ГОЛИКОВА
г. Екатеринбург

ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ "КАПИТАН ФРАКАСС"

Теофиль Готье – французский поэт XIX века, начинавший как ученик и последователь Виктора Гюго, но впоследствии разошедшийся со своим учителем во взглядах на литературу. Гюго гораздо более публицистичен и реалистичен, а Готье – романтичен. Он прежде всего поэт и приверженец "искусства для искусства". А самое знаменитое прозаическое его произведение — роман "Капитан Фракасс".

Действие романа происходит во Франции в XVII веке. Это история молодого обедневшего дворянина барона де Сигоньяка. Он оставляет свой полуразрушенный замок и присоединяется к труппе бродячих комедиантов в поисках любви и счастья. Это увлекательный приключенческий роман, правда, не в сегодняшнем понимании, когда сюжет приключенческих книг мчится, как вихрь, и автор, словно телевизионный журналист, больше всего на свете боится, что читатель отвлечётся и "переключит канал".

Сюжет "Капитана Фракасса" выше всяких похвал, приключения интересные, они держат внимание. Но манера изложения совсем не та, к которой привык современный читатель. И это одно из главных достоинств книги.
Здесь много длинных, неторопливых описаний, безупречных с точки зрения стиля, создающих настроение, погружающих в атмосферу эпохи, множество деталей, кропотливо и поэтично воссоздающих XVII век. Чего стоит описание старого замка Сигоньяков, с которого начинается роман! А описание снежной бури! Если не торопить повествование, а настроиться на его скорость, то возникнет удивительное ощущение погружения в другое время, в другой мир.

"Капитан Фракасс" – идеальная книга для чтения долгими осенними вечерами, когда за окнами зябкая темнота, а дома тепло, и хочется чего-то созвучного тоскливой осенней погоде, но в то же время обнадёживающего и оптимистичного. Она оставляет удивительное ощущение причастности. Её читатель, совсем как в детстве, может сказать, что он тоже жил в этом замке, тоже странствовал по Франции с бродячим театром, тоже дышал этим воздухом... В ней соединяются детская любовь к сказкам, подростковая романтичность и взрослая надежда на счастливый конец.

"– Что–то запаздывает нынче наш молодой хозяин, – пробормотал Пьер, вглядываясь сквозь закопчённые желтоватые стёкла единственного кухонного окна в даль, где на краю неба под грядами тяжёлых дождевых туч угасала последняя полоска заката. – Что за охота бродить одному по ландам? Впрочем, по правде сказать, вряд ли где может быть тоскливее, чем здесь, в замке...". Теофиль Готье "Капитан Фракасс"

ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ
В ФИЛЬМЕ "КАПИТАН ФРАКАСС"
(фрагмент статьи)

Помните фильм «Капитан Фракасс»? Это неторопливая, созерцательная, наивная картина. В ней не хватает концентрации, не чувствуется режиссёрской определённости. То, что Теофиль Готье вложил в одноимённый роман, не до конца переведено с языка книги на язык кино, поэтому фильм не вызывает таких глубоких эмоций, как книга. Он для тех, кто любит читать и привык мысленно дорисовывать то, что недосказано. По жанру это приключения, хотя темп у фильма медленный, в нём преобладает не приключенческое, а философское настроение.

Но на главного героя, которого играет Меньшиков, непременно стоит обратить внимание. Это барон де Сигоньяк, обедневший дворянин. Влюбившись в актрису, он присоединяется к труппе бродячих актёров, а позже и сам становится актёром – при этом продолжая оставаться дворянином. Совмещает в себе несовместимое.

Меня в этом фильме поразила сцена спектакля. Сигоньяк играет роль капитана Фракасса. Фракасс – всеобщее посмешище, его осыпают градом издёвок и ударов, а в конце концов ему вообще надевают на голову гитару. Но какие глаза в этот момент у барона де Сигоньяка! Сколько эта сцена рассказывает о сути актёрской природы! Казалось бы, характерная роль, яркая, броская маска, смешная ситуация должна скрыть актёра от глаз публики – а она, напротив, обнажает его душу. Не просто приоткрывает, а раскрывает так, что у зрителей холодок бежит по телу. Для Олега Меньшикова эта роль символична: в нём, какую бы роль он ни играл, всегда ощущается дворянское достоинство, внутренний аристократизм.

А что это за качество – аристократизм? В чём его суть? Прежде всего – это умение ощущать невидимую иерархию вещей и находить в ней своё место. Умение отличать то, чему стоит служить и подчиняться, от того, что никогда не должно диктовать человеку свои условия. В конечном счёте, это привычка всегда задавать себе вопрос, что важнее – вопрос, которым всегда занимается искусство.

И – главное – где самая высокая точка этой иерархии? Судя по ролям Меньшикова, для него она – за рамками театра и кино, вообще за рамками искусства, а также за рамками всего того, что человек сам решает в своей жизни. Она несравнимо сильнее стремления устроиться, понравиться, добиться взаимности публики… В ролях Олега Меньшикова остро, как ни у кого другого, ощущается дыхание судьбы. Почти все его роли, так или иначе, – диалог с судьбой.

Сайт писателя Марии Голиковой:
http://www.maria-golikova.ru/avtor/index.htm