Один болгарский храм

Агата Кристи 4
Когда-то Болгария была под турецким игом, от которого Болгарии помогла в конце концов освободиться Россия. Осталось от того периода турецкого ига в Болгарии множество полувкопанных в землю православных храмов: турки во время ига издали закон, что ни один православный храм на оккупированной ими территории не должен быть выше турецкого всадника на коне.

 Я не люблю церквей, где зодчий
Слышнее Бога говорит,
Где гений в споре с волей Отчей
В ней не затерян, с ней не слит.

Где человечий дух тщеславный
Как бы возносится над ней,—
Мне византийский купол плавный
Колючей готики родней.

                С.Я.Парнок

Во время одной из экскурсий в Болгарии я побывала в интересном древнем православном храме. Во время другой экскурсии я побывала в жилом доме того времени, с восстановленным внутри этого дома интерьером. Сравнив эти два свои впечатления, православный храм и интерьер жилого дома, я поняла истовое православие древних болгар. Жилой дом был громадный, с высоко вверх уходящим потолком, и абсолютно тёмный. Я понимаю, что это был дом бедноты, но я так и не восприняла, почему в этом доме нельзя было вырубить нормальных окон. Микроскопические окошки ютились где-то под потолком и света давали ровно столько, чтобы видеть, куда идёшь. Полдома занимала ненормально громадная прялка; кроме прялки, был ещё дощатый стол и что-то вроде нар у стены. всё это было грубо и надёжно сбитое, страхолюдное. Я думаю, заключённые в наше время живут в лучших условиях.

В храмах же было светло, уютно, намолено; всё было расписано ликами и сюжетами из Писания, всё посеребрено и позолочено; раздавалась прекрасная музыка, под которую пелись псалмы и молитвы; после интерьера их обыденного жилища храм должен был представляться людям началом Небесного Царствия.

 Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба
Свет, и служба идет.

Лбы молящихся, ризы
И старух шушуны
Свечек пламенем снизу
Слабо озарены.

           Борис Пастернак               

Тот интересный древний болгарский храм, по которому нас водили в качестве части экскурсии по очередным достопримечательностям, был поделён на два помещения-зала. В одном зале молились мужчины, в другом женщины. Мужской зал был значительно интереснее женского: в нём были изображены на стенах и иконах лики Христа, его страдания, его воскресение и вознесение. Имелось в виду, что каждый молящийся имеет в себе Образ Божий, и потому он как бы малый Христос, Сын. У святых отцов есть соображение, что Образ Божий дан человеку от рождения; а подобие Богу требуется от верующего стяжать своею праведной жизнью. Так вот все эти настенные росписи и иконы и предлагали верующим стяжать подобие Богу: со Христом преобразиться, со Христом страдать, со Христом воскреснуть, со Христом вознестись. Я однажды просматривала древнеегипетскую Книгу Мёртвых - свод сакральных текстов, читавшихся в Древнем Египте над умершим. Так там тоже так и было сказано: каждый умерший мужчина - младший брат Озириса, младший, малый Озирис; этот младший Озирис после смерти должен преодолеть все западни ("мытарства" в православии) на пути в страну Старшего Озириса, чтобы в этой загробной стране со Старшим Озирисом соединиться. Я полагаю, все эти представления и многие части культа были заимствованы Древним Христианством именно из Древнего Египта. Так что вот, какое интересное духовное путешествие предлагалось в том болгарском храме молящимся мужчинам. Зал же для молящихся женщин был попроще, и в основном в этом зале для женщин преобладали изображения Страшного Суда. Всё, что требовалось от женщины - это бояться некоей Высшей Власти и просить о спасении. Мне стало обидно за женщин, и я расстроилась.

Не помню в каком зале было удивительное настенное изображение: дерево с сидящим на этом дереве человеком (мужчиной). У корней это дерево с двух разных сторон подгрызали две мыши, одна белая, а другая чёрная. Экскурсовод специально остановила наше внимание на этом изображении и пояснила, что дерево символизирует человеческую жизнь, чёрная мышь символизирует ночь, а белая - день. Как мыши с двух сторон подгрызают дерево, так ночи и дни, сменяясь, всё время уменьшают время человеческой жизни. Наконец мыши перегрызают дерево окончательно, дерево падает, и человек умирает.

                02-10-2019