Одно из чудес света

Феофан Горбунов
Одно из чудес света.

Посвящено туннелю под Ла – Маншем.

Первая часть.

Евротуннель Англо – французский.
Что под Ла – Маншем. Был тогда,
Причислен также к современным,
Чудам света. Стоил, того.

Сделано это не случайно,
Благодаря туннелю, там,
Из Лондона, там, до Парижа,
Добраться можно и за «миг»

(Примерно за 2 часа 15 минут!)

Ведь, в мегаполисе порою,
Больше там времени займёт,
Добраться с центра до окраин,
Иль к даче на машине, там.

Впервые же заговорили,
Чтобы дорогу ту создать,
Там под Ла – Маншем. В середине,
«18 – го»  века, там.

(В 1750 году начали обсуждать этот вопрос).

Это – фантастикой казалось,
И что, то – не осуществят.
Премию там установили,
За лучший созданный проект.

Самым удачным из проектов,
Признан - французский. Инженер,
То – Демаре его представил,
Потом другой признали там.

1802 год
Другой француз проект там сделал,
Альбер Матье – Фавье  тогда.
По нему – в конных экипажах,
Передвигаться все должны.

(А освещение предполагалось масляными фонарями.
Вентиляция – отдушины, в ведущие к поверхности моря.
Стоимость грандиозного строительства -1миллион фунтов
Стерлингов (66,4 мил. в 2005 году)

Наполеон Бонапарт там задумал,
Проект там этот воплотить,
При заключении лишь мира,
Меж теми странами двумя.

Проект остался на бумаге,
Решили англичане те -
«Туннель ослабит безопасность,
Как островной державы их».

1856 год
Вновь инженер тогда французский,
Томе де Гамонд, предложил –
Сблизить берега, там, Ла – Манша,
Железною дорогой всё ж.

(Соединить железнодорожным туннелем)

Во Франции эта идея,
Вызовет одобрение.
Но англичане колебались,
В парламенте «бои» прошли.

(Когда парламент Англии ознакомился с проектом,
Лорд Палмерстон воскликнул: «Что? Вы ещё смеете
просить денег на дело, цел которого – сократить
расстояние, как мы считаем, и без того слишком короткое!»

Советовался там де Гамонд,
С Барлоу, был который там,
Строителем тогда ведущим,
Первого в мире там метро.

(С Питером Уильямом Барлоу, который строил метро в Лондоне,
И который и стал единомышленником Гамонда).

1872 год
Барлоу и его сотрудник,
Джон Хокшо принялись тогда,
Собирать деньги на ту стройку.
Подземной перемычки той.

Парламенты тех стран обоих,
Примут постановленье там –
«Строить туннель!». Но о финансах,
Не беспокоились тогда.

1881 год
Начнут там делать изысканья,
Геологические все.
И в октябре того же года –
Начнут рытьё туннеля там.

(Две буровые машины «Инглиш  - Бомонт», одна с английского
Берега около Дувра, другая с французской стороны города
Сангатта, начали бурить).

1883год
Остановили эту стройку,
Великобританцы опять,
Решили, что всё ж по туннелю,
Французы вторгнутся там к ним.

К тому моменту уж прорыли,
2026 метров там,
Со стороны тогда английской,
И 1829 метров – с другой.

1922 год
И сразу ж после окончанья,
Там, Первой мировой войны,
Согласно новому проекту,
Британцы начали бурить.

(У британского Фолкстона, но прошли всего 128 метров,
И по политическим мотивам строительство вновь заморозили).

Вторая часть.

Десять лет там уже проходит,
Чтобы Британия уже,
Свой страх всё же там поборола,
Перед вторжением «врагов».

1955 год
Концессию возобновили,
Чтобы построить тот туннель.
Французы, с внуком концессионера,
Первого,  Леруа – Болье.


(Вскоре интерес к этой грандиозной стройке проявила
 и оставшаяся не у дел компания Суэцкого канала).

Та, капиталом обладала,
Свободным. И вложилась там,
В строительство того туннеля,
Исследовать начали там.

Но, всё в теории осталось,
Вмешались в дело это там,
Уж конкуренты там другие –
Представили те – контрпроект.

(«Королям автострад» не нравилось, что контроль
Будут вести железнодорожные магнаты, и они решили
Над Ла – Маншем построить гигантский мост! А значит
 понадобится и много металла, значит получил бы
поддержку и металлургических концернов).

Сторонники тех двух проектов,
Пока «бодания» вели,
Строительство того туннеля,
Вновь отложили там тогда.

1973 год
После того, как был одобрен,
Проект «Великой стройки» той,
Против него протест начали,
«Экологи» уже теперь.

(Природоохранные организации)

Пока там распри бушевали,
Консорциум этих двух стран,
Проект этот там утвердили,
С выкладками новыми там.

На глубине  40 – а метров,
Под дном пролива проложить,
В песчаниках прочных и древних,
Туннелей  параллельных – два!

Диаметром - 7,3 метра,
Что обеспечивало б там,
Бесперебойного движенья,
Скоростных поездов уже.

(Высокоскоростных поездов в ту и другую сторону).

А между ними проложить там,
Технический третий туннель,
Служебный, с выходами прямо,
К этим туннелям основным.

(Через каждые 375 метров. Длина туннеля составляла 51 километр,
В том числе 39 километров – под  водой!)

От транспорта автомобилей,
Решили отказаться там,
Копились  выхлопные б газы,
В проблему выросло бы, то.

(А долгая езда бы водителей потребовала бы напряжения
Психических и физических сил. Поэтому автомобили
Решили перевозить на многорамповых железнодорожных
Платформах).

15 декабря 1987 года
Наконец – то начали стройку,
В международном конкурсе.
На право рельсы изготовить,
«Скрестят шпаги» 2000 фирм.

Отдали с Франции, заказы,
Советскому заводу там,
Гарантию тот обеспечил,
На качество и сроки там.

(И правда, тысячи и тысячи тонн рельсов
приходили на берега Луары всегда точно в срок).

С двух берегов туннель бурили,
Для точной состыковки тех,
Строящихся частей туннеля,
Использовались лазеры.

(Лазерная система позиционирования).

1 декабря 1990 года
Благодаря этой системе,
Встретились обе стороны,
В точке, намеченной проектом,
Погрешность в сантиметрах лишь.

(35, 8 см. по горизонтали, и 5, 8 см. по вертикали. Такая
точность при таких расстояниях – просто феноменальная!)

А до момента той стыковки,
450 там,
Водителей 120 – ти там шахтных,
Локомотивов – грунт везли.

(Круглосуточно вывозили породу из забоев. За время
Стройки было вывезено 8 миллионов кубометров породы,
Что может составить кут с гранями -200 метров. Более чем
в 3 раза больше объёма пирамиды Хеопса).

Этим грунтом распорядились,
По - разному, страны те, там
С песком, французы,  грунт смешали,
С водой, и в море всё размыв.

А англичане ж тем намыли,
Там на британском берегу,
Искусственный мыс там – Шекспира,
Площадью 90 акров, там.

(Акр – 0,36 кв. километров. Потом на нём они разбили парк).

6 мая 1994 года
Евротуннель этот открыли!
Лидерами тех государств.
Елизаветой (2) – королевой,
С французским президентом там.

(Франсуа Миттераном)

За 7 лет туннель проложили,
13 тысяч было там,
Рабочих там и инженеров,
Которые строили тот.

(Перед пуском поездов, туда запустили 118 молодых туристов,
Которые там пели, плясали, и совали нос где и не следует)

А ныне ездят по туннелю,
4 вида поездов.
Высокоскоростные. Эти,
Возят там пассажиров всех.

(Фирмы - «TGV Евростар». На открытой местности скорость их
 Под 300км/час, в туннеле под 160км/час). Во – вторых грузопассажирские
Челночные поезда «Евротуннель Шатл» перевозящие легковые
Автомобили, автобусы и фургоны от Сангатта и Фолкстоном
На платформах. Погрузка – выгрузка всего 8 минут. В - третьих
Это поезда с открытыми вагонами для грузовых машин. Водители
Едут в другом вагоне. В – четвёртых, обычные грузовые поезда
 на электротяге для различных грузов).

На всю эту тогда постройку,
Было затрачено тогда,
Свыше 10 миллиардов.
Фунтов стерлингов тогда всех.

(Проектная стоимость была превышена на 80%. Срок
Окупаемости туннеля может превышать 1000 лет.
Он третий  по длине среди ж/д туннелей мира)

Туннель сей превосходит,
По протяжённости всех там,
То – под водой. И самым длинным,
Международным там ещё ж.

Самой высокой там оценки,
Ценится безопасность там.
За 20 лет с лишним лишь было,
Пожаров -7. Но, все без жертв.