Мои размышления о Законе. Часть 1

Любовь Зеленская
«Я, ПРЕМУДРОСТЬ, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания». (Прит.8:12)
          _______

Мы столько копий поломали
О ВОЛЮ БОЖЬЮ, о ЗАКОН!
Всё от того, что жить желали
Совсем не так, как хочет Он.

Кто сделал так, чтоб все считали,
Что на земле мы – для утех?
Иисус и Бог нас оправдали –
В нас нет греха. В Законе – грех!

Кто обманул нас так жестоко?
Кто праздность даровал в удел:
Не вырвав с корнем суть порока,
В «одежды белые» одел?

И почему всем правит «эго» -
Ненасытимое «давай!» -
Желанье роскоши и неги,
Чтоб для себя устроить «рай»?

Вопросов много возникает
У тех, кто хочет честным быть,
Кто сердцем ИСТИНЫ желает,
Чтоб Бога и людей ЛЮБИТЬ.

А мир стоит…  В нём утро, вечер
Идут своею чередой.
Всё чтит Творца, лишь в человечьих
Сердцах идёт незримый бой.

Взрослеть не хочется твореньям,
Чтоб за себя держать ответ.
Над ними власть через сомненья
Берёт мирской «авторитет».

Во всех вопросах – та же тема,
Дошедшая до наших дней,
А в ней ответ, как и в Эдеме:
«Мы – не при чём. Виновен змей!»

Давайте же оставим детство
Сейчас, а не когда-нибудь.
Нам ЖИЗНЬ обещана в наследство.
Давайте вникнем в ЖИЗНИ суть!
...
    
       Это было в далёком 1997-ом году. Уверовав в жертвенную смерть Иисуса Христа, и приняв Божье усыновление, я стала частью Его семьи и Его народа. Кроме того, живя на тот момент  в Украине, я получила новое «гражданство» - гражданство Божьего царства, где существуют свои государственные, общественные и нравственные законы. Они установлены Верховным Правителем этого Царства, т.е. Самим Богом, и моя задача – изучить их, чтобы войти в новое общество и ЖИТЬ не только здесь, на земле, но и в вечности. 
       Мир, в котором я живу физически, создан Богом и всё ещё курируется Им.  И вдруг, объявив меня  христианкой, мне дали  «установку», что на меня уже законы этого мира не распространяются.  О, если бы тогда я задала себе вопрос: почему я не летаю?!  Почему на меня всё ещё действует гравитация? Почему в нравственном аспекте у меня далеко не всё в порядке: я раздражаюсь, гневаюсь, иду на компромисс? Почему тот закон, который «автоматически был написан у меня в сердце»  в момент моего принятия жертвы Христа (как мне объявили и поздравили с этим)  не работает так же, «автоматически», в экстремальных ситуациях?
       Но прошло немало времени и жизненных уроков, прежде чем я освободилась от навязанной мне точки зрения и задала себе вопрос: почему не всё так просто и почему идёт такая острая полемика вокруг  ЗАКОНА? И хорошая мысль «В конце концов, мне Богом даны мозги, чтобы думать и просить у Него МУДРОСТИ, если мозгов не хватает» побудила меня к действию.  И я воспользовалась этими инструментами для самостоятельного исследования темы ЗАКОНА.
       Прежде всего, я обратилась к определению закона,  «загуглила» и получила вот такой ответ:               
«ЗАКОН - это
1. Связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. «Законы общественного развития» и «Законы природы».
2. Постановление государственной власти. «Конституция — основной закон государства»
3. Общеобязательное правило, то, что признаётся обязательным. «Законы нравственности».
    
      Интересное определение. Оно увязывает в единое целое человека, как личность, сообщество людей, как государство, и всё мироздание, как  природу.
      Но мне интересно, как верующему человеку, понять своё место в этом «едином целом» и свою ответственность перед Богом.
    
      Отправной точкой для меня в определении Закона стал ответ Иисуса, когда один законник спросил у Него:
« Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:36-40).
И ещё «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»  (Матф.7:12). 
       Другими словами, Сам Иисус сказал, что «весь закон и пророки» - это расшифровка или расширенное толкование  двух заповедей:  «Шма Исраэль»  (Втор.6:4,5) и заповеди об отношении к ближнему (Лев.19:18). 
       А Декалог? -  Ведь Иисус не упразднил Декалога, об этом свидетельствует Его диалог с одним из начальствующих: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и матерь твою?  Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.  Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мар.10:19-21). Иисус не посмеялся «невежеству» законника, а «полюбил» исполнителя заповедей и пригласил его идти учиться дальше в ШКОЛЕ ХРИСТА.
         После этого и я стала детально изучать десять заповедей. И вот моё мнение относительно Декалога: две скрижали - это расширенное толкование двух заповедей, названных Иисусом ключевыми. И не случайно они были помещены по Божьему повелению во Святое Святых и в ковчег. Это был прообраз того, что потом Бог открыл через Иеремию: «...вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33). 
       А вот свиток Торы был помещён рядом с ковчегом. Об этом говорится во Втор.31:24-26 - « Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там БУДЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ПРОТИВ ТЕБЯ» Почему? Что такое Тора? Если верить Давиду (Пс.118:1) и Стронгу, то это закон, учение и наставление (S#8451). Таким образом, Тора – это учение, это расширенное толкование Декалога и двух базовых заповедей, подчёркнутых Иисусом в Матф.22:36-40.
       Ещё одна важная деталь: условия Завета были написаны на каменных скрижалях, а Тора была записана на шкурах животных.  Почему? С этим тоже нужно было разобраться.
       Первое, что захотелось отметить, это то, что на скрижалях Бог начертал Сам, Своим перстом, а на шкурах животных - помазанный Богом ПОСРЕДНИК, в человеческом обличьи. И горе тому, кто рискнёт стать на место ИСТИННОГО УЧИТЕЛЯ. Моисей был помазан Богом на это служение. Миссия Торы заключалась в том, чтобы привести человека к «скрижалям сердца». Моисей через Тору вёл человека ко Христу. Это первая часть БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ, о которой говорит Ап. Иоанн -
Иоан.1:16,17: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо ЗАКОН ДАН ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
      Об этом же говорит и Ап. Павел Титу: «Ибо явилась благодать Божия, СПАСИТЕЛЬНАЯ для всех человеков, НАУЧАЮЩАЯ нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11,12). 
      Моисей излагал Божью Конституцию на примере житейских ситуаций того времени. А Иисус в Нагорной проповеди показал ДУХОВНЫЙ аспект тех же законов, той же Конституции, по которой выстраивается ЖИЗНЬ в Божьем Царстве.
       У нас нет сейчас шатров, волов, полей и пастбищ, как были тогда у Божьего народа, но есть другие источники существования и есть человеческие сообщества, в которых мы должны находиться. Вот Бог и даёт свои наставления: как нам вписаться и в христианское сообщество (Божий народ) и в социум (язычники). Поэтому всё, что Бог сказал через Моисея и пророков, по моему мнению, остаётся актуальным ПО СУТИ, но не по форме, и в наше время. Потому Павел и называет это прообразами. Вот эту СУТЬ нам и нужно познавать, давая место Истинному ПОСРЕДНИКУ - Христу!  Моисей – это «детоводитель» ко Христу. Тора помогает разобраться с "ветхой человеческой природой", резонирующей с этим миром, который "лежит во зле", а Христос помогает записать суть Божьих уроков на скрижалях сердца, чтобы подготовить нас к жизни в Царстве Божьем уже здесь, на земле, как и потом, на НЕБЕ.
       Следующий момент такой. В Ветхом завете есть четыре слова, которые являются, по сути, синонимами Божьей воли:
Тора (#8451 - учение),
мишпатим (#4941 – законы суда),
хукким (#2708 – уставы) – это постановления, смысл которых непонятен, но которые нужно исполнять, как устав о рыжей телице, 
и мицвот (#4687 - повеления) - это заповеди, повеления и наставления для мирного человеческого сосуществования и сосуществования с Богом. Слово "мицва" означает на иврите "связь".
      Именно эти четыре слова варьируются между собой в разных местах Библии, где Бог говорит о СВОЕЙ ВОЛЕ и её нарушении. И вот, что интересно, Бог, когда говорил об Аврааме: «...за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления (#04687 - мицвот) Мои, уставы (#02708 - хукким) Мои и законы (#08451 - Тора) Мои...» (Быт.26:5), этими словами указал на то, что Авраам имел связь (мицва) с Ним и соблюдал Тору. Однако,  в этом списке нет мишпатим (S#4941) – законов суда! Бог учил, наставлял и воспитывал Авраама напрямую, голосом, не вынося за скобки «уголовный кодекс». Вот это и есть отношения Отца и сына. Это же было и с Адамом. И даже с Каином!
Об этом же говорил Иешуа Своим ученикам: "Отец Мой доныне делает и Я делаю"(Ин 5:17).
       Получается, что Тора - это УЧЕНИЕ, наставление, устав, закон, который Бог уже со времён Адама, доносил до человека. И пока человек имел личные взаимоотношения с Богом, то не было нужды эти наставления записывать, да ещё и вводить «уголовный кодекс». ОТЕЦ объявил один-единственный запрет: не касаться ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА.
       Но с появлением сообщества, которое, к тому же, отказалось от личных взаимоотношений с Богом (Исх.20:19), Бог уже не мог ЛИЧНО ВОСПИТЫВАТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА  и вынужден был записать Свои заповеди, чтобы исключить человеческий фактор в донесении истинности Его воли. Была выстроена  целая система священства – посредников между человеком и Богом, и даны законы суда – мишпатим, чтобы показать человеку, что только смертью и кровью покрывается грех, который и является разделяющей преградой между человеком и Богом. Человек отверг Отеческие наставления Бога, ушёл из-под «родительской» опеки и воспитания. Он ушёл в социум, где прервана связь с Богом, но условия жизни на земле не отменены. Тора нужна нашей животной, плотской природе, чтобы БЫТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ПРОТИВ неё и привести человека вновь под Божью юрисдикцию.
       Изначально человек был создан в физическом мире, как вместилище мира духовного. Бог хотел обитать в грубой материи посредством человека. Сердце человека определено было, как место обитания Бога. Из него должны были исходить ИСТОЧНИКИ ЖИЗНИ. Человек был  задуман, как «храм Бога Живого», где должно было совершаться таинство преображения человека,  сотворённого по образу, в подобие Божье. Но после нарушения им единственного запрета, его,  испорченного грехом, нужно было сначала исправить. А кто добровольно согласится на исправление, тем более, что началась цепная реакция греха в детях?
       Бог долго искал такого и, наконец, нашёл Авраама! Полное и безоговорочное ДОВЕРИЕ и ПОСЛУШАНИЕ Богу – это и есть ВЕРА АВРААМА, это и есть условие личных взаимоотношений с Богом. Проверку «на прочность» проходили в Египте. Её проходили все патриархи. И они благополучно выходили из него (Египта), не пропитываясь его ценностями. А вот проверка потомков Иакова была более серьёзной. Во-первых, выйти из него согласились не все, а во-вторых, даже вышедшие не захотели полностью довериться Богу. На личные взаимоотношения согласился только Моисей.
       Вот отсюда – скиния, храм и все дары и жертвы Богу, «которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр.9:10).  К чему же должны были привести эти исправления? — А они должны были перенести всё внешнее опять внутрь человека. Все внешние «образы» должны были открыть (им тогда, а нам сейчас)  внутреннюю суть взаимоотношений с Богом.
       Мне хочется здесь упомянуть об откровении, которое получила я лично, когда просто гуляла по улице. На ум вдруг пришёл стих: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона». (Евр.7:12). Я, естественно, очень удивилась: с чего вдруг среди улицы звучит именно этот стих? И опять ярко прозвучали слова «с переменою священства». Я прибежала домой и сразу же стала смотреть 7-ую главу Послания к Евреям. Конечно, там речь идёт о Христе, как Первосвященнике, «Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евр.7:16). Вот там и идёт, как раз, речь не о перемене ЗАКОНА, а о перемене СВЯЩЕНСТВА с внешнего на внутреннее.      
       Отказ от личных взаимоотношений и выбор посредника в лице человека – Моисея, как сказано выше, породил институт священства. Всё внутреннее было вынесено вовне: скиния, жертвенник, жертва и священство, до времени исправления, пока  «детоводитель»,  Тора,  не приведёт человеческую душу к Искупителю. Буквы были записаны чернилами на шкуре животных. Они легко смывались водой. Принесение в жертву животных не меняло человека изнутри. Все заповеди легко смывались с его плотской натуры, «как с гуся вода». Только осознание своего «скотского» состояния и острая нужда в Искупителе  могли дать доступ Божьему «резцу» (Евр.4:12) к окаменевшему от греха сердцу человека. А пока была «лазейка» обрядового служения, человек легко соглашался на неё. Зачем напрягаться, пусть делает всё посредник вне меня! Это продолжается и доныне, только в иной форме и в разных конфессиях. А суть – одна и та же.
       Вот почему Бог допустил разрушение храма и всех храмовых плотских богослужений после того, как «СОВЕРШИЛОСЬ».  Нам синодальный перевод  трактует слова Ап. Павла в Рим.10:4, как «КОНЕЦ ЗАКОНА – Христос, к праведности всякого верующего». А вот Давид Штерн  даёт другое толкование: «ЦЕЛЬ ЗАКОНА – Христос»!  Это же мы  можем видеть и у Стронга – S#5056. Христос – это наша цель. Он перенёс всё внешнее на более высокий духовный уровень. Он Собой вновь соединил Небо и Землю. Его учение (Живая Тора), Его заповеди (мицвот) вновь устанавливают связь человека с Богом. Он и есть то изначальное ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ (Быт. 2:7), которое даёт нам шанс вернуться в начальную точку сотворения ЧЕЛОВЕКА!  Нам нужно дать Единому Посреднику свободно служить в храме нашего сердца, чтобы очищать нас Собою, т.е.   ЖИВЫМ СЛОВОМ, которое будет становиться плотью в нашей жизни – зримыми поступками, соответствующими Божьей воле.
       Вот почему Он Сам о Себе сказал в  Иоан.14:6: «Я есмь ПУТЬ и ИСТИНА и ЖИЗНЬ; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».   Иисус продолжил эстафету служения в качестве «детоводителя», взятую от Моисея. Христос  теперь служит в нерукотворном храме. Он служит Духом Святым в «храме», которым являемся мы, где во Святом Святых – в нашем сердце – пишутся  Божьи законы и заповеди для нашей ЖИЗНИ. Он является тем «Краеугольным Камнем», на Котором строится в нас «Скиния Бога с человеками». Он завершает Собой финальную часть ПУТИ  к единению с Богом.
      Меня учили, что Иисус ИСПОЛНИЛ Закон, подразумевая, что этим действием Он его полностью исчерпал, а взамен принёс Своё учение и Свои заповеди. О, сколько раз я, по своей духовной незрелости,  просила «богословов» показать мне эти заповеди Христа, а они всё время отсылали меня к Нагорной проповеди!  Но, слава Богу, что есть Дух Святой, Который в нашем невежестве побуждает нас вновь и вновь вникать в ЖИВОЕ СЛОВО! А ЖИВОЕ СЛОВО, ставшее плотью и проповедуя некогда в Иудее, говорило: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:16);    «Я  ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю»(Иоан.8:28);   «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец»(Иоан.12:49,50). Как Интересно!!! Вот она – ЖИВАЯ ТОРА!!!
       Новый Договор (Завет) изменил условия оправдания и место действия, но не текст Договора. Текст Договора, законы жизни с Богом остались прежними. Декалог никто не отменил! Учение – Тора осталась прежней. Они НИКОГДА не были условиями ОПРАВДАНИЯ. Они были и будут условиями ЖИЗНИ! А каковы же  условия оправдания? —  Это принятие внутрь себя ЖИВОГО СЛОВА – Единого Посредника, Христа и Его жертвы! Если это сделано не формально, и мы готовы умерщвлять в себе всё «скотское», чтобы воскресить в себе ЧЕЛОВЕКА, то нам даётся Дух Святости (Которая в оригинале женского рода), и Которая, как мама, продолжает наставлять нас  Божьим заповедям «мало - помалу», чтобы научить ЖИЗНИ в Божьем Царстве, куда мы все надеемся попасть. Но учит нас Дух Святости с учётом теперешних жизненных обстоятельств и культуры тех стран и народов, среди которых мы обитаем.
       Каждая жизненная ситуация – это урок, который побуждает нас к выбору: действовать ли по законам этого мира или по Божьим принципам. Если мы поступаем по Божьим принципам, то они и пишутся в нашем сердце, как в зачётной книжке. И тогда прославляется и утверждается в нас и на земле Божье Царство. А мы учимся жить так, как должны будем жить в Земле Обетованной, в Новом Иерусалиме. Поэтому Иисус не просил Отца забрать нас из мира, Он просил сохранить нас от зла (Ин.17:15).
       Бог через пророка Исайю нам оставил такой ориентир: «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света"» (Ис.8:20). Если Закон – это Пятикнижие, Откровение – это голос  Духа Святости, некогда звучавший через уста Пророков, а теперь звучащий ещё и в нашем сердце, то кто такие «они»? Из контекста видно, что речь идёт о, разного рода, "пророках" и "толкователях". Но у нас есть « ЭТО СЛОВО»! Бог был и остаётся «неизменным в СЛОВЕ». Этим СЛОВОМ было всё сотворено. Этим СЛОВОМ Он  животворил наш дух и открыл нам доступ к духовным сокровищницам, к духовному благословению Авраама - личным взаимоотношениям с Богом, где Бог может корректировать нас непосредственно в каждой жизненной ситуации. Иисус предупредил: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).  А воля Божья, как была, так и есть - благая, угодная и совершенная. Она от начала мира не менялась. Поэтому и пророк Исайя направляет Божий народ в волю Божью, к послушанию Его заповедям, к хождению во свете Его учения, Его Торы и водительства Его Духа. Получается, что Закон – это и есть ВОЛЯ БОЖЬЯ для всего Его творения, а в данном случае, для ЧЕЛОВЕКА!
       Ещё относительно Торы и её функции, как учения, Иисус сказал следующее:  «…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают...» (Матф.23:2,3). Во времена Иисуса и апостолов на "Моисеевом седалище" (большое каменное кресло) фарисеи имели право только ЧИТАТЬ Тору. Все рассуждения и толкования они могли вести, сойдя с этого каменного кресла. В еврейском варианте Нового Завета сказано: «итак все, что он (Моисей) велит вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают...» 
       Этого для меня было вполне достаточно, чтобы начать заново вникать в Библию, но уже не номинально, а исследуя её с использованием всего того арсенала, который Бог мне сейчас по милости Своей даёт. Это невероятно интересно, но многое идёт вразрез с общепринятыми представлениями. Однако я учусь и не претендую на то, что знаю всю ИСТИНУ. Просто делюсь с вами моими размышлениями.
       Но это вовсе не конец, как нас учит Синодальный перевод. И мне хочется продолжить дальше…