Легенды старого Таллина

Андрей Орлис
Так называется экскурсия по ночному Таллину, на которой вам пообещают встречу с привидениями, но,по ходу повествования, из сумрака веков явятся настолько удивительные и абсолютно правдивые истории, что безо всяких привидений захватит дух и застынешь как статуя в полнейшем недоумении.
Начнём с того, что Таллин переводится как «Датская крепость». В эпоху расцвета Датской империи, когда сама Англия была вассалом датской короны, доблестные датские христиане добрались и до отдаленных балтийских берегов, где жили поживали местные эсты в своих небольших деревнях и крепостях. Желая темным язычникам исключительно добра, датчане решили быстро их завоевать, но уперлись в непокорную крепость на высоком холме. Два месяца продолжалась кровопролитная осада и уже опускались руки, но тут мерзкие язычники совершили ужасное преступление - ночной порой они совершили вылазку в лагерь датчан, ворвались в военную палатку и убили трёх монахов, которые совершенно случайно в ней мирно молились Богу. Души монахов были несказанно возмущены - за что? Мы добрые монахи, мирно молились о спасении ваших языческих душ, во время вашего безумного сопротивления датским воинам, которые всего- то навсего хотели вас завоевать, сжечь ваших богов и заставить платить дань, а вы нас так подло убили?? По сей день души монахов блуждают в округе и взывают к благоразумию. Подлое убийство монахов всколыхнуло все датское войско и оно пошло на решительный штурм. И тут случилось чудо - низкое северное солнце отбросило на наступающих багровую тень, на фоне которой явственно просматривался белый крест... Так родился флаг Дании. Между прочим, это был и первый флаг европейского государства, до этого флаги использовали только различные феодалы и национальным символом они не являлись.
Стоит ли говорить, что датчане разбили наголову язычников, это очевидно и так.
На холме датчане построили настоящую военную крепость и начали держать там гарнизон, а местное население обложили данью.
Но вхождение в состав империи сулит и определенные преимущества. Таллин начал быстро развиваться как торговый порт, занимающий важное место между востоком и западом.
И сложилось так - вверху,в верхнем городе , в крепости на горе, сидели феодалы-наместники со своим двором, а внизу, в нижнем городе, рос порт с торговыми рядами, ремесленниками и самоуправлением.
И если верхний город был послевкусием средневековой тирании, то нижний являл собой скромные ростки либеральной демократии.
Нижний город заселялся предприимчивыми людьми со всей Европы, в основном германцами, а также датчанами, шведами, голландцами, среди этой пестрой толпы было даже несколько эстонцев.
Среди торговых рядов же выделялся русский торговый ряд, как самый обильный и оборотистый и не случайно Таллин был побратимом великого Новгорода.
По закону развития империй датское владычество ослабевало и датская корона благоразумно продала город Ливонскому Ордену. Верхний город покинули немного отмороженные датчане и заселили бодрые романтичные немцы. Они принялись жить на широкую ногу, увеличивать поборы с нижнего города, в когда получили отказ, то повадились лазить в нижний город по ночам и грабить особенно жадных купцов. Ну и вообще шумели, приставали к дамам, квасили до посинения, забыв частенько заплатить. Кончилась эта нехорошая практика самым удивительным образом - верхний город с 8 вечера до 6 утра банально запирали на замок. Закрывали ворота и запирали! И не пройдёт весёлый немец! А кто до восьми пополудни не успел вернуться обратно наверх, того в тюрьму , ну или в хорошую гостиницу, если конечно деньги есть.
В общем страдали феодалы несказанно в этом странном городе. Но не возмущались, видимо сказалось влияние могущественного ганзейского торгового союза, объединяющего всю протестанскую Европу.
Вдумайтесь, каждый день полгорода запирали на ночь дверью в течение 150 лет! С этой практикой связана одна из странных и грустных легенд. Жили были длинный Герман из верхнего города и толстая Марта из нижнего, полюбили друг друга и часто встречались, но до восьми вечера им приходилось расходиться, и вот, однажды, загулялись они, заболтались и опомнились только когда Часы на башне начали бить восемь вечера. Побежали они в панике к воротам и окаменели от ужаса - Герман превратился в башню Длинный Герман, а Марта в башню Толстая Марта.
В рядах прогрессивного Ганзейского союза и Таллин и Рига разбогатели, почти у всех жителей были каменные дома, в окнах стекла, что было неслыханной роскошью.
Но Рига богатела больше. «В чем же причина?» - ломали голову мудрые члены совета нижнего города. И ответ пришёл сам собой - в Риге церковь выше! Золоченый шпиль виден издалека, и туда сворачивает больше кораблей. Вот и решили построить в Таллине церковь не только выше рижской, но и самую высокую в Европе. И построили! Собор святого Олафа, так она называется.
Так в Таллине открыли мистической закон природы - хотите чтобы к вам пришли деньги? - Постройте небоскрёб.
Когда, после известных событий, Ливонский орден ослабел, контроль над Таллином перешёл шведской короне. Шведский король ещё сомневался, брать ли это захолустье, и как практичный властитель приехал в Таллин посмотреть. А посмотрев изумился - Таллин был в десять раз богаче его столицы, Стокгольма, состоявшего в основном из деревянных низеньких избушек. Неумолимое колесо Истории вращалось дальше, и имперские амбиции шведской короны оказались похоронены под Полтавой, а Таллин перешёл под протекторат Российской Империи, возглавляемой неистовым Петром, который, как приличный человек, выплатил шведам за Таллин даже некоторую контрибуцию.
Правление России было весьма либеральным. Все самоуправление было передано местному совету. С Россией Таллин связали смелые и даже героические проекты. Имена Крузенштерна и Беллинсгаузена известны каждому любителю мореплавания.
Вы возможно спросите, а как все это время жили эсты? Про них можно точно сказать одно - они были! Это стало точно известно, когда российские власти распорядились открыть в Таллине первую в его истории школу с преподаванием на эстонском языке. Это доброе дело, как и многие другие, не осталось безнаказанным.
Впоследствии эсты, как коренные жители, присвоили себе плоды ганзейской цивилизации, а Россию обвили в имперских замашках.
Но жизнь идёт вперёд, возглавляемая двигателем прогресса - торговлей. Таллин опять успешно занимает место торгового порта связывающего Восток и Запад. Это уютный и спокойный город, внедряющий в жизнь весьма интересные стандарты цифровой цивилизации, которая через какие-нибудь жалкие 150 лет всех уравняет и всех примирит.