Бизнес по-русски -2

Татьяна Жубринская
В «Милениуме» тогда были хорошие врачи. Только не всегда их ценили. Была даже поговорка при увольнении очередного сотрудника – « к нам в шляпах придут». И действительно, в начале двухтысячных врачей  в частную клинику было легко найти. Но наша Страна всегда была – страной парадоксов. И вот в чем был этот «медицинский парадокс»: стаж  работы в частном учреждении не засчитывался! И никто даже не подумал, что это учреждение имеет государственную лицензию, врачи имеют диплом и сертификаты государственного образца и, наконец, оказывают они помощь тем же людям, которые  живут в нашей стране, используют  знания, полученные в государственных медицинских ВУЗах. Проверяют частную медицину государственные  организации  и при этом применяют государственные законы. Суды, штрафы  - это как для государственной медицины, а стаж- особая для «частников» статья.  Ну, как не прийти в голову здравой мысли: не угоден малый бизнес государству. А большой бизнес окупится, деньги-то не всегда  своим горбом заработаны.
Центр работал со страховыми компаниями, обслуживал их застрахованных.  Это взаимодействие напоминало мне ринг. Нужно было «отбить» деньги: страховым компаниям как можно меньше заплатить, а медицинским организациям получить от них  то, что заработано. Уже имея свой медицинский центр, я поняла, что в страховую медицину в первую очередь «рванули» самые нахрапистые врачи. Да простят меня те, кто к этому лагерю не относится. А пациенты, застрахованные в страховых компаниях, наивно думают, что это избавит их от необходимости переживать за свое здоровье. Главное в  работе страховых компаний – получить экономию за счет пациента. Но об этом позже.
Работа в центре меня устраивала и по оплате, и по времени, которое я на нее тратила. И хотя я не собиралась  больше лечить, но врач во мне победил. Я была как «земский врач», а по новому – семейный. Спасибо моей мамочке, которая столькому в медицине  меня, еще совсем юною, научила. Она была участковым педиатром в рабочем поселке, где стала жить наша семья после демобилизации отца. Мама всегда говорила мне: «Самое главное в профессии врача – не навредить». И эту заповедь я пронесла через всю мою врачебную жизнь.
Что может быть плохого в любой  работе? С моей точки зрения, это сплетни, скандалы и нетерпимость.  И создать коллектив, в котором этого нет – невозможно. Но постараться уменьшить вред от этих  «спутников» любого коллектива – забота руководителя. Он не должен поощрять «доносы». Я обычно в таких случаях приглашала к себе обе стороны и просила изложить «донос» вслух. Этого было достаточно, чтобы сплетни не тащили к начальнику. Да, это порождает порой ненависть к такому директору, но что ему до ненависти очередного  подчиненного, тем более который понимает, чем может эта ненависть закончиться для него.
Мне тогда, еще не ведавшей, как сложно заработать деньги на работу механизма под названием «медицинский центр». Но моя прежняя жизнь, с маленькой зарплатой (так жили почти все мои друзья-врачи), научила меня  правильно распределять постоянно не хватающих денег. И это помогало в бизнесе.
В «Милениуме» постоянно задерживали зарплату. При этом никто не утруждал себя дать объяснение сотрудникам, извиниться за задержку. И что всегда удивляло, никто не увольнялся, а продолжал работать и спокойно ждать денег. Все понимали и входили в положение руководства. Как это по-русски!
Стиль общения по телефону у меня был свой: доброжелательность, полная информация клиента по интересующему его вопросу. Мне также было известно, куда клиент может обратиться, если наш центр не оказывает нужную медицинскую услугу, при чем, с номерами телефонов данных  учреждений. В своем центре я проводила ту же политику. Это заставляло клиента еще не раз обратиться в центр.
В марте мне пришлось на своей шкуре испытать стиль моего тогдашнего   руководства. Мне не выплатили деньги за осмотр пациентов, никто не предупредил меня о том, что определенные часы моей работы не будут оплачиваться с декабря прошедшего  года.  Пришлось пройти через неприятный разговор с экономистом. С его слов, это распоряжение генерального директора. Вопрос разрешили, мне положенные деньги выплатили. Правда, для этого нужно было применить свои юридические познания.
Первого апреля 2005 года мой муж с приятелем решили открыть медицинский центр. Долго искали место расположения. Аренда была просто неподъемная. Я решила остаться в «Миленеуме». Устала от руководства. Хотелось просто отвечать только за  себя. Люди, работающие простыми сотрудниками, даже представит себе не могут, как это  здорово – отработал и ушел спокойно домой, не нужно думать о зарплате, в том смысле,  где её взять, как получить прибыль.
Но в «Милениуме» микроклимат стал сильно ухудшаться. Увольняли «старых», т.е. длительно работающих.  Не нужно решать вопрос о повышении зарплаты. Но это я поняла позже. Под меня усиленно стала «копать»  Ягода  Ольга, работающая под моим руководством. Она доносила  «генеральному» все, что делали, о чем говорили мои сотрудники и я так же. Конечно, отбирались негативные данные. При этом  Ягода льстиво улыбалась мне, симулировала  активность, умело стравливала сотрудниц.  Была у нас сотрудница Ирина Сомова, женщина 49 лет, стройная, молодящаяся. В центре ее прозвали «стареющая  Барби».  И это прозвище соответствовало действительности. Они с Ягодой дружили и, вероятно, с удовольствием «перемывали» мне косточки. Ольга была хитрее и открыто не выступала.  Однажды Майя  Анатольевна вызвала меня в кабинет и спросила, не хочу ли я уволить Сомову, так как она не раз прибегала к ней и говорила, что мое рабочее звено плохо работает, и что она на моем месте  работала бы лучше. Я расценивала такое поведение Сомовой,  как слабость и не обращала никакого внимания.
«Меня ее работа устраивает, пусть работает. Тем более, что Вы говорите, обучение диспетчера для центра дорогого стоит»- ответила я.
«Ну, смотрите, Вам виднее»- заключила Майя  Анатольевна.
И вот однажды вечером Ольга подошла ко мне перед уходом домой, и лукаво улыбаясь, сказала мне,  что сегодня Ирину Сомову уволят. Нужно отметить, что Ягода много курила и пила кофе. То  есть,  она была постоянным членом «клуба курильщиков» центра.  В ответ я промолчала. Мне было неприятно обсуждать это с Ольгой. Думаю, что с ней это не слала бы обсуждать Майя Анатольевна. Но после ухода дневной смены, а Сомова работала до девяти часов вечера, ее попросили зайти к генеральному директору. Ирина настороженно спросила меня, не знаю ли я, по какому вопросу ее вызывают. Мой ответ был банален: «Вы же хотели отпуск не в 28 дней, а еще две недели. Возможно, это по поводу отпуска».  Настороженность у Ирины не прошла. После разговора с директором, Сомова вся бледная, с трясущимися губами вошла в диспетчерскую. В кулаке у нее были зажаты расчетные деньги.  Мне стало ее жалко, но я молчала.
«Я Вас не люблю, но Вы не подлая, это не из-за Вас меня уволили…» - как бы про себя произнесла Ирина. «Мне не требуется Ваша любовь, меня есть, кому любить - муж, дети» - произнесла я спокойно. Ирина плакала.
 В нашем центре мы с мужем резко пресекали сплетни и доносы. Так было спокойно работать и руководству, и сотрудникам. По моему мнению, все люди любят посплетничать, но нужно знать меру, границу. И сотрудники нашего с мужем центра эту границу умели определять. Мы – русские живем сердцем. Именно оно мешает в бизнесе. Нужен холодный расчет, «ничего личного, только бизнес». Тот, кто прошел через «девяностые», не просто голодал и жил в бедности, а воровал, пытался за счет других устроить себе безбедное существование, кто скрывался, убивал и дрожал за свою такую не легкую жизнь, тот уже не имел сердца, жил по суровым законам, больше напоминающим зону. Да, именно выходцы оттуда, смогли открыть  сеть медицинских учреждений. Именно у них было дорогое оснащение клиник, профессора и доценты, купленные большие компании застрахованных.  Только потом я узнала, что в крупных учреждениях типа «Хендай», «Тойота», «Ниссан», люди, отвечающие за страхование здоровья  работающих на предприятии, выбирают медицинские учреждения ни по качеству оказываемой помощи, а по цене сотрудника отдела кадров, отвечающего за это. Мне даже в голову  не могло прийти, что рабочих,  написавших письмо, подписанное более сотней сотрудников, в котором просят оставить для их обслуживания наш центр, будут «прессовать», намекать на увольнение.  Сами подумайте, кто создает нездоровую конкуренцию «малому бизнесу» и кто способен  в этой конкуренции выжить.  Тут не до качества, не до заботы о здоровье своих сотрудников. Это одна из возможностей, которую широко  используют в Росси для удушения малого медицинского бизнеса. И должна отметить, в нашем центре не «накручивали» услуги, не было высоких, не доступных цен. А страховым компаниям давали скидку до 25%.  Жалоб от пациентов не было.  Но к 2017 году страховые компании стали давать нам все меньше и меньше пациентов. Одна из причин- мы не имели возможности «купить» себе пациентов у страховых компаний.  В нашем центре старались не отдавать заработанные уже врачами и сестрами деньги. Проверки и сверки почти все страховые компании проводят после того, как будет выдана зарплата за оказанные услуги. И вот появляется эксперт страховой компании,  и довольно часто,  он ведет себя как  «карающий».
Одна из больших страховых компаний в весенний период проверяла, вернее, ее врач-эксперт пришел на экспертизу. Звали его Антон Алексеевич. Это был молодой человек лет тридцати. Так как нашей клинике эта страховая компания давала очень мало пациентов, то проверялось всего две истории. Хочу об этом случае рассказать, так как он типичен и весьма  показателен. Все экспертизы в своем учреждении сопровождала я.  Эксперт страховой компании попросил сегодня обговорить возникшие вопросы по медицинским карточкам. Клиникам выгодно быстрее закончить экспертизу: быстрее будут оплачены страховой компанией счета.  Обсуждение решено было проводить в моем кабинете. Антон Алексеевич начал командным тоном предъявлять претензии:
« На каком основании вы нашей застрахованной Ивановой С.М. провели и массаж, и физиотерапию, и лечебную физкультуру?»
«Давайте посмотрим, почему? Вот выписка из травматологического  стационара, где пациентка находилась на лечении два месяца. К нам ее направила страховая компания после выписки из стационара. Вот ее выписной эпикриз,  в котором назначено все то, что  мы сделали» - спокойно ответила я.
«Вы считаете, что меня плохо обучили экспертизе мои преподаватели?!» - начал повышать тон эксперт.
Мне было смешно смотреть, как этот молодой человек пытается показать свою значимость. При этом он забыл, где он находится, что перед ним врач с тридцатилетним стажем работы в медицине.
« Антон Алексеевич, мы выполнили рекомендации стационара, и они соответствуют принятым медицинским стандартам. Ваше возмущение напрасно»- отвечала я с улыбкой.
«Я без вас знаю что напрасно, а что нет!» – с вызовом отвечал молодой эксперт.
Это переходило уже все границы.
«А ну-ка встал и пошел вон» - тихим голосом, но очень твердо сказала главный  врач.
Эксперт побледнел и опрометью выскочил из кабинета.  Такого поведения эксперта я сносить не собиралась. От многих лечебных учреждений  слышала о нетактичном и, порою хамским отношением, к коллегам из частных клиник. Набрав телефон руководителя данной страховой компании «Р», я изложила просьбу подбирать более тактичных экспертов, при этом тон моего разговора был более, чем дружелюбный. Татьяна Ивановна, так звали «большого» руководителя этой компании, казалось, ждала моего звонка.
«Теперь сама принесешь к нам свои истории!» - с вызывающей наглостью ответила Татьяна Ивановна.
«Карточки никто не принесет, они Вашим экспертом уже проверены. А вот результат экспертизы прошу выслать по почте» - как можно спокойнее старалась говорить я.
«Что! На коленях приползешь. Мы вам деньги  даем…»- загремело в ответ.
«Вы нам их не «даете»,  а мы их зарабатываем, причем честно»- парировала я в ответ и положила трубку.
Татьяна Ивановна из этой страховой компании слыла  в городе,  мягко говоря, «хамкой», но после разговора с нею  было очень неприятно. Я заметила, что те люди, которые в первых рядах стали организовывать страховые компании, это зачастую наглые, нахрапистые и высокомерные люди.
 Очень часто эксперты страховых компаний  безапелляционно говорят: « Я сниму с вас…». Меня всегда такой подход возмущал и так просто заработанные нашими врачами деньги я никогда не отдавала. За что и была нелюбима некоторыми врачами-экспертами страховых компаний. Сначала нужно обосновать «снятие» денег за оказанную услугу, а потом уже снимать.  А наш  центр старался работать с партнерами честно, поэтому  так упорно отстаивалось  все, что нами было сделано. В ответ на попытки отстоять свои интересы, центр переставал получать пациентов от страховых, что уменьшало возможность честно заработать и выжить. И страховые компании это знают и этим пользуются.   А ведь по сути дела, они посредники, причем совершенно не нужные. Возьми государство их функции  в свои руки и прибыль ему будет не малая. Но, кому-то это совсем не надо. И этот «кто-то сидит  высоко и видит далеко».