Владимир Бажин

Музыкальный Меридиан
Владимир Юрьевич БАЖИН (род. 16 февраля, 1961, Москва, РСФСР, СССР) – в прошлом лидер и вокалист рок-групп «Нюанс» (1983-86), «Тяжёлый День» (1986-89, 2000-е), «Бажин» (1995-96), «Бажин Project» (настоящее время), в 1990-х годах – ди-джей на различных радиостанциях.

Заслуги Владимира Бажина перед роком сколь несомненны, столь и разножанровы.

Отличный вокалист, легко забирающийся и во вторую октаву, запоминающийся шоумен и автор песен, Бажин использовал щедрую амплитуду своего голоса не только в музыке, но и в пропаганде её лучших образцов. Когда рок на радиостанциях большей частью находился под запретом, Бажин стал вести на «Юности» программы, где ротировал музыкантов и группы.

В. Бажин: «Я с детства был артистичным ребёнком. Классе впятом впервые услышал Beatles, и мне, конечно, «крышу» снесло. Потом – Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin – и понеслось. Естественно, я сразу же научился играть на гитаре, начал петь, через месяц у меня уже была группа, и, хотя играть мы особо не умели, но зато делали это с удовольствием – в школе, на танцах…. Потом была армия, где, под конец службы я с собранной группой разъезжал по округу с концертами – лучше же с гитарой ездить, чем с автоматом стоять…».

После армии с музыкой на какое-то время пришлось завязать, поскольку пути на эстраду для него не было. Владимир приходил на прослушивания и начинал изображать из себя Яна Гиллана, да к тому же на английском. На что ему каждый раз говорили примерно следующее: «Нам такой пень не нужен!».

Затем была учёба в институт нефти и газа им. Губкина.

В. Бажин: «Году в 1982-м поиграл в одной андеграундной группе, которая стремительно развалилась, и из оставшегося состава я создал «Нюанс». Наш первый альбом назывался «Комета Галлея». Я прочитал о ней в газете и подумал: «О, идея!». Тут же накатал песняк. Сочинял я быстро – песен по пять в неделю, репетировали мы раз в неделю часов по двенадцать, а потом слушали, отбрасывали «мусор». В рок-лаборатории мы на первом же концерте произвели фурор, нам даже сказали, что мы играем в духе Френка Заппы, потому что мешанина была жуткая. Но нам было всё равно. Мы ловили кайф от того, что просто играем».

Профессиональную карьеру музыканта начал в 1983 году. Поначалу выступал в составе рок-авангардного «Нюанса», затем в качестве вокалиста примкнул к образованной Сергеем Чесноковым (гитара) и Алексеем Никаноровым (ударные) группе «Тяжёлый день», которые ушли из группы «Чёрный кофе», поскольку её лидер Дмитрий Варшавский не хотел исполнять написанные ими песни.

Причём Чесноков объявлялся на концертах «ЧК» как Сергей Коломенский, а Никаноров работал под псевдонимом Алексей Каширский. Всё это происходило в тот период, когда магнитоальбомы запрещённых групп переписывались друг у друга и вовсе не каждый мог попасть на их полуподпольные концерты. Недолго поварившись в «Чёрном кофе», друзья узнали много интересных нюансов рок-жизни. В группе исполнялись только песни лидера, а две творческие личности копили в себе огромный нереализованный потенциал. С окончанием эпохи застоя и снятием запретов рок-музыка становится уже вполне легальной и очень коммерческой. «Чёрный кофе» выходит на большие филармонические сцены, но именно в этот момент Никаноров и Чесноков решают не плыть по течению, а уйти, чтобы создать свой коллектив в стенах Московской рок-лаборатории.

Из распавшегося «Нюанса» с Бажиным пришёл также Николай Горенко (бас-гитара).

В ноябре 1986 года музыканты приступили к репетициям. После трёх недель ежедневных изнурительных репетиций и родилось название «Тяжёлый день». Стиль коллектива –хард-н-хэви. Группа играла экспрессивную, но мелодичную музыку. Центральный образ текстов – сильный, традиционный для металла герой.

В. Бажин: «За месяц была сколочена программа из семи – десяти песен и в январе 1987- го группа «Тяжёлый День» дебютировала на окраине Москвы в ДК «Агрохимик», выступив в месте с группой «Укрощение Марса». Результат – успех. «ТД» успешно влился в гастрольный график неокрепшего «шоу-бизнеса», выступая на различных фестивалях в Москве и не только….».

Сказать, что группа с таким названием играет хард-н-хэви – ничего не сказать. Слишком много коллективов с начала 80-х и по сей день пробует себя в этом стиле. Черпая вдохновение в традициях европейского рока, они в далеком 1986-м представляют остроактуальную и востребованную на тот момент музыку, чтобы со звуком нового десятилетия достичь уровня лучших мировых коллективов 70-х годов. За драйвом тяжёлых гитар и громоподобных барабанов не потерялся музыкальный материал и его авторы. Группа мгновенно узнавалась по высокому эмоциональному пению и сказочно-мистическим «оркестровым» фрагментам гитары с влиянием арт-рока и авангарда.

Творческий тандем, сформировавший стиль раннего «Тяжёлого дня», состоял из гитариста Сергея Чеснокова и поэта хит-мейкера Александра Шаганова. Их баллада «Песенный Суздаль» – пример сочетания оригинальности и корневого начала. И песня эта стала одной из примет своего времени. Получился некий ответ «Чёрному кофе» на их «Владимирскую Русь» (с текстом всё того же А. Шаганова).

Другим генератором идей был певец Владимир Бажин. Здесь нет дефицита мелодий, спетых его узнаваемым голосом с гортанным тувинским призвуком в нижнем регистре и искрящимся роковым напором высоких нот. Бажин сумел создать и свой особый визуальный стиль на сцене, образ фантастического героя в песнях «Дай мне знать», «В полёт», «Берегись жала» и др .
К совместному написанию песен иногда присоединялись барабанщик Алексей Никаноров и текстовик Олег Никонов.

БЕРЕГИСЬ ЖАЛА: https://www.youtube.com/watch?v=5SvIdkpeSuI

Формула состава «1 + 3» со свободным вокалистом-шоуменом и трио инструменталистов оказалась удачной: артистичный певец воплощал на сцене образы звуковой мультипликации, а трио создавало музыку «насыщенного минимализма», то есть максимального звучания минимума инструментов – гитары, баса и барабанов.

На концертах Бажин пел и двигался, барабанщик Алексей Никаноров отчетливо вколачивал ритм в головы изумленных фэнов, а Чесноков, не особо увлекаясь игрой соло, был более сосредоточен на заполнении пространства, которое обычно занимают две гитары и клавиши. И добивался он этого совмещением двух гитарных партий, используя пространственные гитарные эффекты для создания оригинальных звуковых картин.

В «Песенном Суздале» фендеровский хрусталь повторений, отражаясь звоном колокольным, улетает в иные сферы. В песне «Я здесь» вступление живописует картину холодного урбанистического города. А в «Стрессе» гитара, играя психоделическими интервалами, со своим же повторением, будто со вторым голосом, создает эффект шизоидного, психически неустойчивого состояния.

Другие музыкальные принципы группы подразумевали спонтанность и незапрограммированность исполнения, удобнее всего осуществляемые в трио, где каждый инструмент имеет для этого свое пространство. В стремлении звучать живо и импровизационно еще больше усилилось необузданная первобытная рок-энергия. В сочетании с арт-изысками это и стало основой их стиля.

Первый альбом группы «В полёт» был записан на фирме «Мелодия» в 1987 году и вышел практически одновременно с миньоном. С группой сотрудничал поэт-песенник Александр Шаганов.

В. Бажин: «Осень 1987-го через друзэй, через тофаровет, через тофарищ Удача, получили предложение записать диск-гигант на фирме «Мелодия». Это было круто. Обложка альбома получилась жуткой. Запись на виниле, мягко говоря, получилась непрофессиональной. И всё равно, когда альбом вышел в продажу, почти через год, его сметали с прилавков. Время было такое…».

Второй альбом – «Тяжёлый день-2» – вышел в 1989 году (первая сторона пластинки представляла собой некоторые старые, но записанные в англоязычном варианте хиты, а вторая – уже новый материал). К тому моменту «Тяжёлый день» в результате конфликта покинул Московскую рок-лабораторию.

В. Бажин: «Тяжесть аппаратуры, музыки и отношений (делёж славы и денег) привели к разборкам. В итоге А. Никаноров и А. Гирнык – бас-гитара («Красный Рассвет") ушли, а пришли Андрей Моисеев – барабаны («Оранжевый понедельник», «Ура!») и Валера Поваляев – бас.В этом составе записали второй виниловый гигант опять на «Мелодии», но уже с супер-звукорежиссёром Юрием Богдановым. Обложка альбома, как и ожидалось – полная лажа, а запись – супер (для «совка» разумеется). Правда и тут без лёгкой лажи не обошлось. Четыре песни были записаны, якобы для заграницы, на английском языке. Потом в 90-м когда Бажин давал слушать америкосам свои записи они были убеждены, что всё спето на немецком. После этого альбома тема «хеви» в стране пошла резко на убыль. И хоть показали по ящику «ТД» раз эдак 5-6, популярности прибавилось не много. Пошли разборки, кто дурак, а кто звезда. В итоге Бажина приглашает Валерий Гаина в свой сольный проект под странным названием «для уха русского» – Гейн».

Итак, в августе 1989 года Бажин покинул коллектив. Весной 1990 года выступал в составе группы нового проекта Валерия Гаины – «Гейн».

В. Бажин: «Мы где-то за полгода сделали программу и, благодаря Борису Зосимову, у которого были свои выходы на американский шоу-бизнес, поехали записываться в Америку. За два месяца мы сделали альбом, который там не имел, конечно, никакого успеха, но мне было интересно просто посмотреть Америку, как там люди работают. Мы записывались в Нэшвилле, в 3-ей студии города по своему рангу. Нэшвилл, как известно, столица кантри-музыки, хотя и там есть металлисты. Но для американцев «хард-рок» – это попса, хотя многие команды играют очень прилично. Когда я им рассказывал, что я из группы «Тяжёлый день», и мы продали 2 миллиона виниловых пластинок, то на меня смотрели просто как на Bon Jovi: «Да это безумие! Да, вы миллионеры!» Ага. Я за эти два миллиона получил рублей 800 авторских, хотя 50% репертуара были мои».

https://www.youtube.com/watch?v=FEj2DseSTds

В 1991 году Бажин вернулся в Россию, но столкнулся с финансовыми проблемами – ни работы, ни денег. И тут очень кстати журналист Михаил Борзин, который как-то приходил к Гаине брать интервью и даже задумал с ним программу о рок-музыке на радиостанции «Юность», пригласил в свою программу Владимира. Так родился «Рок-наряд».

В. Бажин: «Я сразу предложил концепцию программы с двумя контрастными персонажами – добрым и злым. Я, естественно, злой, с рычащим голосом, такой крутой металюга, а Миша – белый и пушистый. Программа шла очень успешно, контрасты всегда выгодно смотрятся. Борзин в то время работал ещё у Вани Демидова в «МузОбозе». Как-то прибегает Мишка ко мне и говорит: «Слушай, Ваня предложил мне делать телевизионную программу и дал 50 минут эфира, так как у них там дырка. Будешь со мной её делать?». Я согласился, тем более что придумывать ничего не надо было – ведь уже были наши контрастные роли, ну, я ещё придумал персонаж «БабулькА» – смешную старушку-уборщицу – и поставил сценические движения. После первого же выпуска «Хит-конвейера» мы проснулись звёздами – ведь альтернативы нам не было и такого наше телевидение ещё не видело».

Было сделано семь программ, после чего в 1992 году пути Владимира и Михаила разошлись.

В то же время на радио «Юность» Бажин стал делать программу «Марш-бросок», где в одиночку изображал сразу три роли: ведущего, дядю Стёбу (от слова «стёб») и БабулькА.

В. Бажин: «Бо’льшую часть времени Бабулёк и дядя Стёба разговаривали, вернее, «гнали пургу», а между ними ведущий обычным голосом читал новости и другую информацию. И всё это было в стихах, я к тому времени уже «чокнулся» на стихотворстве. Правда, рифма у меня довольно относительная – я фанат Маяковского, а иногда её (рифмы) вообще нет, но всё равно это стихи, в них есть своеобразная ритмика, а главное смысл».

Первые программы он сочинял часа по четыре, а потом уже чуть ли не в прямом эфире стал импровизировать, заранее только новости подготавливал да письма отбирал. Одновременно продолжал выпускать «Рок-наряд» (уже без М. Борзина, который полностью к тому времени посвятил себя телевидению).

В. Бажин: «Программа была довольно простая – ведущий, информация, письма, но с ломовым драйвом. То есть в «Марш-броске» я отрывался полностью по-актёрски, а в «Рок-наряде» всё было чинно и ураганно-спокойно. Ещё у меня была интервьюшная
программа «Курилка-Дурилка, Здоровья Вампирка», это когда ко мне приходили гости. Кстати, частым гостем у меня тогда был Кирилл Немоляев (группы «Карданный вал», «Бони НеМ»), который, ещё будучи тринадцатилетним мальчиком, с бабушкой ходил на концерты моего «Тяжёлого дня». Вообще на «Юности» у меня была масса программ – я там всё пробовал. Как возникнет какая-то идея – я иду к начальству, а оно мне даёт добро».

В 1994 году Владимир Бажин выпустил демо-альбом «Бажин», состоящий из четырёх песен. В рецензии на эту запись, журналист журнала «New Hot Rock» назвал Бажина лучшим вокалистом отечественного рока.

В 1995 году записал две песни в составе группы «МГК» – танцевальную «Маршрут на Юпитер» и лирическую «Не уходи».
Затем ненадолго отходит от музыки, большую часть времени посвящая диджеиству на радиостанциях «Юность» и «Надежда».

В. Бажин: «Я был знатным «многостаночником». На «Радио Рокс» меня, правда, узнать было невозможно. Там была программа «Дискотека Помидор», а в ней – мультяшный персонаж, за которого я и говорил, и с помощью специального прибора голос становился мультяшным. Пурга смешная ещё та была!».

На вопрос «Почему сейчас нет таких программ?» он ответил: «Сейчас это нерентабельно, так как ситуация на рынке изменилась. Рейтинг у подобных программ невысокий, спонсора найти трудно. А бесплатно работать дураков уже почти нет. Обычно бесплатную работу делают молодые, которым хочется засветиться. Их плюс – это молодость, но большой минус в том, что мозги пустые. Нужно какое-то время потратить, чтобы туда достаточно загрузить. Кроме того, наше поколение (хотя это и звучит как-то по-стариковски) не имело ни Интернета, ни MTV, у нас смотреть особо нечего не было, и поэтому люди занимались самообразованием, что-то искали. А сейчас всё разжевывают – наливай да пей, поэтому почти вся молодёжь сейчас – общество потребителей. Конечно, есть ещё гении и таланты, но их надо выруливать. Сейчас молодёжь воспитывается на прагматизме, мы же были воспитаны на альтруизме. Я, например, считал, что всё должно делаться на энтузиазме».

В 1996 году у Бажина выходит первый сольный альбом, который несказанно удивляет поклонников его творчества. Поскольку на альбоме «Крути педали» есть и отличные лирические рок-баллады, и песни, исполняемые Бажиным ещё в «Нюансе» (например, хит «Ночь»), и явно стёбные вариации известных, ставших почти народными и застольными шлягеров: «Всё хорошо, прекрасная маркиза» (где Бажин поет и мужскую и женскую партии вокала) и «Барон Фон дер Пшик». Нет только хеви-металла в традициях «Тяжёлого дня». В итоге получился альбом, который совместил в себе и рок- и поп-музыку, и изящное «стебалово», и версии ретро-шлягеров прошлого.

БАРОН ФОН ДЕР ПШИК: https://www.youtube.com/watch?v=Ap7cDq4WArE

В. Бажин: «Осенью 1995-го года я сделал сольный проект. У меня накопились какие-то песни – я ведь время от времени брал в руки гитару. Потом появилось ощущение, что их надо записать, потому что эти песни всё время вертятся в голове, действуют на мозги – просто «крыша» начинает ехать. И к тому времени я устал немного от радио, от телевидения – ведь всё приедается, хочется чего-то нового. Так что я зашёл на «Полиграм», записал демонстрационку, а потом принёс пару песен Зосимову. В итоге – альбом «Крути педали».

С лета 1997 года Бажин начинает работать программным директором на коммерческой радиостанции «Хит-FM». Очень удачный клип «Барон Фон дер Пшик» попадает в быстро становящийся популярным предновогодний видеосборник «Ёлки-палки», а также в ротацию ряда коммерческих радиостанций.

В 1998 году работа на «Хит-FM» занимает всё больше времени — Бажин отходит на время от музыки и реализует весь свой творческий потенциал только на радиостанции, рейтинг которой стремительно повышается.

В. Бажин: «Потом мы решили выпускать диски с хитами, я придумал название «Стопудовый Хит». Всем понравилось – и понеслось. Когда у нас родилась идея вручать какие-нибудь премии, «СтопудовыйХит» уже был, я и предложил, что надо вручать Гирю. Сначала мы задумывали эту церемонию как полустёб, а потом она вылилась в пафосную церемонию. Мы немного хотели у «Серебряной калоши» лавров забрать, нам нравилось, как там всех обстёбывают. Но люди восприняли это по-другому, видимо, мы так аккуратно, гладко весь стёб описывали, что никто его не понял. Поэтому сейчас у нас всё серьёзно».

Однако весной 2000 года «Тяжёлый день» неожиданно возрождается, при самом деятельном участии стосковавшегося по собственной музыке Бажина и его давнего компаньона по группе гитариста Сергея Чеснокова. Впрочем, группа даёт всего пару концертов в клубах и снова исчезает.

В данный момент – лидер коллектива «Бажин Project». Увидели свет альбомы «Фантом» (2008), «Какосы» (2009), «МеталлАискатели» (2012).

Перепробовав массу профессий, Владимир задумывается и о работе в кино.

В. Бажин: «У меня уже были предложения, правда, пока не конкретные. Мне хочется либо в комедии поучаствовать, либо сыграть какого-нибудь отрицательного гада. Мне и грим не нужен – я такую рожу сделаю, любой испугается. Мне уже говорили специалисты, что я фактурный. Так что кино – это ещё не пройденный этап. Да я бы
и сам мог фильм снять, только спонсор нужен».

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ, официального сайта гр. ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ, личной странички Владимира БАЖИНА – ВКОНТАКТЕ)

* * *

«ЭТО ЗДОРОВО, РЕБЯТА!». The Best

Моль – это маленький букашка
Барон фон дер Пшик
Анапа
У самовара
Всё хорошо, прекрасная Маркиза
Что-то случилось
Сомнений нет
Я тебя люблю
Ночь
Не уходи (feat. МГК)
Девушка Оса
МеталлАискатели
Берегись жала (Remake)
Разденься
Претензия
Огонь (Remake)
Sex-Revolution
КиберСамурай (RedMax Remix)
Полёт (Remake)

Записи 1995-2012 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/il5foFTJ3N3gPB

Размер архива: 109,8 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 44 сек.