Скользя по водной глади, мчались...

Феофан Горбунов
Скользя по водной глади, мчались…

Посвящено конструктору «летучих судов», экранопланов,
Судов на воздушной подушке - Ростиславу Алексееву.

Первая часть.

Его идеи воплотились,
Опередив время своё,
В суда, там - на подводных крыльях,
В «экранопланы». Было ж то.

Конструктор, Алексеев сделал,
Новое слово там сказав,
В истории  мировой даже,
Да - кораблестроения.

Вспомним же реки, моря даже,
В советские те времена,
Как по воде тогда скользили,
Крылатые эти суда.

И мы все плавали на них там,
«Ракета», также «Метеор»,
«Комета» и ещё ж «Восходы»,
Мчались по рекам нашим всем.

Теперь мы этого не видим,
Не мчатся больше те суда.
Дело это не сохранили,
Разрушили до основанья всё…

1916 год
Ростислав Алексеев, этот,
В 20 веке родился.
В городе Новозыбков,. Это,
В Черниговской губернии.

В семье учёного родился,
Растениевед. - был   отец.
Учительницей была мама,
Простое детство сын имел.

Родители там не ругали,
Четверых отпрысков своих,
Ничего им не запрещали,
Работать, думать их, учив.

Окончил среднюю, он, школу.
И ФЗУ закончил там.
А после в Горький переедут,
На Волге город тот лежал.

(До Горького он был Нижним Новгородом,
И после Горького опять стал Нижним Новгородом)

И Ростислав там поступает,
Уже на вечерний рабфак,
Одновременно он работал,
Чертёжником, художником.

(Механико – машиностроительный вечерний рабфак.
Работал и художником – оформителем)

1935 год
В тот год он в институт поступит,
В индустриальный – Горьковский,
Имени Жданова. Там выбрал,
Он интересный факультет:

(Факультет морской и авиационной техники. Теперь
 этот институт – Нижегородский государственный
технический университет имени Алексеева)

И там жену себе находит,
На химика училась та.
На той Марине он женился,
Почти перед самой войной.

(6 июня 1941 года)

А в октябре он защищает,
Дипломную работу уж,
И на завод там был направлен,
«Красное Сормово» тогда ж.

(Дипломная работа – «Глиссер на подводных крыльях»).

Контрольным мастером работал,
По выпуску танков, он, там.
Впервые здесь себя проявит,
Изобретателем, себя.

Лабораторию там дали,
Хоть небольшую, но свою.
Три часа в день там разрешили,
Чтоб разработки свои вёл.

Осень 1943 года.

Был собран образец там первый,
Торпедного катера, там.
Но, на подводных уже крыльях,
Новинкой было то для всех.
(СПК – суда на подводных крыльях)

Жаль, скоростные суда эти,
Повоевать там не смогли.
«КБ» в 45 – ом заметят,
И получило там заказ.

(На сверхперспективные разработки)

1948 год
И в Севастополе проходят,
Там испытания уже,
Торпедного катера. Он там,
Достойно себя показал.

(Катер «123 - БИС». В 1951 году Алексеев и сотрудники
 Были удостоены Сталинской премии).

Вторая часть.

Было там мнение такое:
«Алексеев видел себя,
Конструктором техники «мирной»,
Гражданской. Коль точнее там.

Но на военные заказы,
Там больше выделялось средств,
В три раза. Алексеев сможет,
В двух областях иметь успех.

1954 год
На «Красном Сормове» - заводе,
Лаборатория его,
Становится уж филиалом,
«ЦКБ – 19» там.

Заказ «КБ» его получит,
Построить первый в СССР,
Теплоход на подводных крыльях,
Но, пассажирский там уже.

Своё детище, Алексеев,
Там на 66 человек,
«Ракетой» тогда называет,
Приплыл на нём он сам в Москву.

(Это произошло летом,  в 1957 году)

«СПК» всех там поражало,
Не только скоростью уже,
Комфортом также, но вдобавок,
«Космическим» дизайном их.

(Дизайн разработан под руководством Алексеева,
Отличного рисовальщика, имевшего художественное образование)

Разнообразным в интересах,
Был Алексеев тот всегда.
Токарным и слесарным делом,
Он занят на досуге был.

Испытывал и собирал  сам,
Эти свои он все суда.
Парусным спортом занимался,
Сам яхты конструировал.

(Не раз выигрывал регаты на своих построенных судах
В 1946 году получил «Мастера  спорта СССР»)

Помимо яхт он занимался,
Парашютизмом, греблей там.
И мотогонками ещё же,
И разными лыжами, он

И дельтапланеризмом также,
И вертолётом управлял.
Подводным плаваньем увлёкся,
И самолёты сам водил.

А скорость всегда была главным,
Божеством Алексеева.
Знакомые там вспоминали -
Да максимума гонял там.

С машинами его ж связали,
Истории особые.
Чтоб добираться до завода,
Соорудил себе мопед.

Затем «Фольксваген», им был собран,
С деталей, что тогда нашёл,
Он на «помойке». После «татру»,
Он из деталей там собрал.

1951 год
Когда же премию получит,
Он эту «татру» продал там,
И покупает уж «Победу»,
Хорошую машину там.

(А через 10 лет став лауреатом Ленинской премии,
 купил себе «Волгу»).

Творческая жизнь там делилась,
У Алексеева тогда,
На три этапа. Прошёл первый –
На «СПК» его тогда.

26 июля 1957 года
В честь «Фестиваля молодёжи»
Который проходил в Москве.
«Ракета» прибыла в столицу,
14 часов лишь шла.

Парад судов та открывала,
Всех удивила там она.
«70 км/ час» развила, 
Не близкий путь тогда пройдя.

Революционные эти,
Все разработки там его,
Суда боевых назначений,               
Там помогли ещё ж создать.

(А также линейку гражданских теплоходов на
Подводных крыльях – «Ракету», «Метеор», «Комету», «Восход».
Которые с ветерком катали миллионы людей не только в СССР,
но и в Европе и Америке).

1960 – е годы
Другое было ж направленье,
То – «СВП» уже суда.
Те, на воздушной уж подушке,
«Радугу», «Сормович» создал.

(«Радуга» -водоизмещением в три тонны. «Сормович» -
Оснащён газотурбинным двигателем развивал
Скорость до 120 км/час, легко преодолевал мелководье,
Выходил на пологий берег и имел 50 пассажиров)

«Сормович» прошёл испытанья,
Но в серию он не пошёл.
А Алексеев уже думал,
Над другой разработкой там.

(14 апреля 1962 года учёный совет Горьковского института
Инженеров водного транспорта, без защиты Алексеевым
Диссертации присвоил учёную степень – «доктора технических наук»)

Третья часть.

Как авиация развилась,
Конструкторы, пилоты там,
Внимание там обратили,
Все на «эффект экрана» там.

То, как воздушная подушка -
Поток воздуха набегал,
Между крылом, и уже близкой,
Поверхностью уже земли.

(Или также поверхностью воды).

Подводное крыло «Ракеты»,
Вверх поднимается тогда -
От уменьшения давленья -
Над крылом. По воде скользит.

Экранный эффект возникает,
В том числе тогда, когда там,
Как повышается давленье,
Уже у судна под крылом.

1962 год
И феномен сей, Алексеев,
Использовать там захотел.
Он приступает к разработке,
Экраноплана там - «КМ».

(КМ, это  «корабль – макет»)

А западные уж спецслужбы,
«Каспийским монстром» назовут,
Они на снимке там шпионском,
Так расшифруют то «КМ».

Гигантские имел размеры,
Корабль. Взлётной массой он,
544 тонны,
Первый полёт он совершит.

(В 1966 году на Каспии. Судно имело 8 двигателей)

Все испытания проходят,
Удачно. Первый аппарат,
Всё же требовал доработки,
Причём не мало разных там.

Новое это направленье,
На стыке авиации,
И флота. Было непривычным,
Революционным тогда.

И это уже вызывало,
Там раздражение тогда,
Открытое уже к тому же,
У разных там чиновников. 

Начало 1970 года.
Но, всё ж «КБ» его получит,
Заказ. Десантный сделать там,
Экраноплан. Тот предназначен,
Для «ВМФ» уже тогда.

Через четыре уже года,
Его ЗАСТАВЯТ испытать.
Ещё ж сырого там «Орлёнка» -
Авария произойдёт.

Умение, с выдержкой только,
Позволит Алексееву,
Взять управленье у пилота,
На базу судно довести.

Никто тогда не пострадает,
Но Главного конструктора,
С лихвой за это наказали ж,
Плохой период наступил.

Четвёртая часть.

Его период этой жизни,
Когда строил экраноплан,
Без преувеличенья можно,
Назвать уже там роковым.

Главный конструктор, будто вступит,
В полосу неудач тогда.
Сложно сказать, что послужило,
Тому причиной годы те.

Возможно, там – перестановки,
Что в высшем руководстве шли.
Характер ли бескомпромиссный,
Там Алексеева, что был.

Происки бюрократов, может,
«Планида» ли коварная,
Однако, факт остался фактом,
Каждая трудность била там.

Начиная с 1968 года.
Как будто рикошетом била
Там по создателю «Ракет»,
И «Метеоров». Вдруг разделят,
На части там его «КБ».

Сделали там два направленья,
Ему – экраноплан дадут.
После аварии с «Орлёнком»,
С должности сняли там его.

(С должности Главного конструктора, и понизили
До начальника отдела. Потом разжаловали до
простого конструктора, и даже запретили присутствовать
на испытаниях своих судов…)

Лишь остаётся удивляться,
Душевным качествам его,
И выдержки там Ростислава,
Евгеньевича Алексеева.

Который продолжал негласно,
Руководить работой всей,
«КБ» своего. Летать тайно,
В Каспийск на испытания.

1979 год.
Приняли на вооруженье,
«Орлёнок». Сделан  тогда был.
Экраноплан этот десантный,
Скорость огромную развил.

(До 500 км/час!!! На борт беря 200 морских
Пехотинцев, или две боевые машины).

И как капитан настоящий,
Он до последнего уже,
На мостике там оставался,
Идеям верен до конца.

Январь 1980 года
Вовремя ж новых испытаньях,
Там пассажирского уже,
Экраноплана – получает,
Там Алексеев травму вдруг.

Три операции проводят,
Медики. Но уже пошли,
Всё ж осложненья в организме,
Не выдержав – скончался он…

(Это произошло 9 февраля 1980 года. Не стало
Гениального изобретателя всех этих судов.
Он был похоронен на «Бугровском кладбище» г. Горького).

Спустя уже четыре года,
Посмертно удостоен был,
Он, Государственной, в то время,
Премии СССР уже.

1986 год
Спустили на воду в то время,
(Задумал Алексеев что)
Экраноплан – ракетоносец,
Ударный, под названьем «Лунь».

(Он вошёл в Каспийскую флотилию, но так и остался в
Единственном экземпляре, сначала ВМФ СССР, а потом России).

А в «90 – е» лихие,
Все достижения «КБ»,
Там Алексеева – РАЗРУШАТ,
Причём тотально, на корню.

Вновь возвращаются в России,
В ранг уже стран передовых.
И выпуск снова начинает,
«Комет», «Валдаев»

Вновь проектируют «Циклоны»,
И «Метеоры». И ещё ж,
Готовится серийный выпуск,
Ракетного судна уже.

(Ракетного экраноплана «Орлан».
Хочется верить, что зёрна таланта Ростислава Алексеева
Лягут  в благодатною почву и дадут богатые всходы,
 и продолжат его уникальное дело).