Как высоко, Марина, небо, в котором ты - одна

Сан-Торас
Рецензия на «А нищий? - Нищий вовсе ни при чем» (Сан-Торас)

___________" Но нищих надо бы совсем уничтожить!
 Поистине, сердишься, что даешь им, и сердишься,
 что не даешь им." Фридрих Ницше Так говорил Заратустра
Мысль интересная, но, как обоюдо острый нож ...
Анна Вайс-Колесникова   09.10.2019 11:46 

 •   
________Ой, ненене, Аннушка, не мог Ницше в "Заратустре" сказать
такую чушь, как
" Но нищих надо бы совсем уничтожить!" МЖТ перевод дурной?
Ибн уничтожать надо НЕ нищих, а НИЩЕТУ - это не одно и тоже:))
А у нас четыре часа ночи, скоро рассвет:)
Сан-Торас   09.10.2019 13:50

• .

Рецензия на «8 октября. День рождения Марины Цветаевой» (Сан-Торас)

_____________САН!
"отважный добрый, славный, вольный рыцарь,
 последний светлый рыцарь на земле. "

Как это ВАМ подходит. Именно так я думаю о ВАС!

Я много стихов Марины помню наизусть, как и ВЫ!
"Поэма горы " мне нравится. Никак не могу смириться с её смертью.
Ведь есть же снотворные, пуля и т. д.

Я долго думала на эту тему.
И считаю, что человек волен выбирать: жить ему или нет.

"За то, что мне — прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Ещё меня любите
За то, что я умру."
8 декабря 1913

Почему Марина выбрала такую безобразную смерть?
Анна Вайс-Колесникова   09.10.2019 09:46 
 • 
________ Потому что жизнь была еще безобразней.
Мне казалось ответ очевиден.
Спасибо за Вашу любовь к ее стихам!
Я давно замечал, что разговор о Цветаевой, как ни о каком другом поэте, лакмусом проявляет не только ум, но и наличие благородства в человеке.
Будто сама тема: "Марина Цветаева" - определяет вектор духа.
И это не только потому, что она многогранна, но и потому, что ее горизонт так далек, что каждый может узреть столько, сколько способен охватить его взор.

"Обнимаю тебя кругозором
Гор, гранитною короною скал.
(Занимаю тебя разговором -
Чтобы легче дышал, крепче спал.)
...Крyгом клумбы и крyгом колодца,
Куда камень придет - седым!
Круговою порукой сиротства, -
Одиночеством - круглым моим!"
МЦ.

Глубина такова, что камень поседеет, пока достигнет дна.
Ее стихи правдивы в них философия и пророчество, любовь и боль, сама жизнь.

"В поте пишущий, в поте пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!"

Поэзия Цветаевой - щедрость и широта.
Ни капли приспособленчества, ни капли формализма.
Эти дары не для тех, кто алчут и "хощут"

"Хотеть - это дело тел,
А мы друг для друга души ..."
(«Поэма Конца»).

Для Цветаевой:

"Любовь – это все дары
В костер и всегда задаром!”.
Поэма "Конца"

А понятие верности - это верность в беде!
В ее стихах – ничего материального и меркантильного.
В том, что называется «состояться», Марина ценила сбывание души:

"Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный."

Она считала, что "материалом для искусства является не слово,
не камень, не холст, а – ДУХ!

Цветаева умела не замечать быт, но обладала способностью прозревать бытие.
Несмотря на бунтарский, дух и внутреннюю вольность, не поддалась ослеплению революцией как соблазном великих утопий.

"Коли в землю солдаты всадили - штык,
Коли красною тряпкой затмили - Лик,
Коли Бог под ударами - глух и нем,
Коль на Пасху народ не пустили в Кремль -
Надо бражникам старым засесть за холст,
Рыбам - петь, бабам - умствовать,птицам - ползть..."

Мир перевернулся, но ничьи мнения не решали за нее, не склоняли в ту или иную сторону.
Это прежде всего нравственная независимость!
Она следовала своим представлениям о высоком и низком и была верна им.

У меня есть друг на стихире Татьяна Костандогло, мы знакомы в реале,
встречались в Москве. Она написала книгу "ПЯТЫЙ ВОЗДУХ.
ВЕРСИЯ УБИЙСТВА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ".
Книга о ее гибели, и о нынешних тенденциях бросать камни в след ушедшим гениям.

Я знал Анастасию Цветаеву, ездил в Елабугу, читал архивы.
Анастасия препятствовала поискам подлинной могилы Марины, потому что оберегала жизнь своего сына.
И, возможно, она была права! – Смерть ее сына похожа на убийство.

Через десять лет забудут!
Через двести — вспомнят!

МЦ. поэма "Перекоп":

Нынешние сплетники, любящие осуждать, обличать, оскорбительный тон,
"как плевки" вслед ушедшим гениям!
Находясь в потоке современных авторов, я хотел бы видеть не пишущих,
а любящих стихи!
Еще больше хотел бы увидеть знающих.

Не стану давать оценку стремлению авторов искать пятна на солнце!

Пусть напишут свои стихи лучше, ушедших поэтов! Пусть проживут свои жизни чище тех, кого судят!
И всякий, кто нападает на Высоцкого, Цветаеву, Бродского, Есенина или других - пусть начнет с себя:

" Проводите, проводите меня к нему!
Я хочу видеть этого человека!"

Мода паразитировать на высоких именах низкими мыслями, подобна эпидемии
- свиной грипп ущербных душ!
Может быть, потому что Марина – «морская»
( “Я бренная пена морская”),
ее любимой молитвой была "Молитва моряка":

"Пошли Бог мне берег,
Чтобы от него оттолкнуться,
Мель, чтобы с нее сняться,
Шквал, чтобы устоять..."

Цветаева вернулась в Москву перед войной.
Потом эвакуация в Елабугу.
Мало что знают праздные читатели о том, как ее вербовало ЧК,
намереваясь сделать освидомительницей, ее, "белоэмигрантку", муж и дочь которой - сестра, племянник, общие знакомые, к этому времени, были арестованы.
Приехав в Елабугу, она прошла местное КГБ.
Последняя поездка в Чистополь, во имя спасения сына - не спасла....
Незадолго до гибели Марина Цветаева написала:

"За мое перо дорого бы дали, если бы оно согласилось
обслуживать какую-нибудь одну идею, а не всю правду...»

Это смерть не от тягот быта…

"Не надо мне не дыр ушных
Ни вещих фраз
На твой безумный мир
Ответ один – отказ."

После просьбы принять ее на работу в общепит литературного фонда посудомойкой, "убирать за писателями" Цветаева получила отказ.
Но от предложения работать в НКВД переводчицей с немецкого языка
отказалась сама.
Она сделала еще одну, последнюю попытку наняться на работу в совхоз (Елабуга)
Но директор подал ей милостыню, 50 рублей сказав:
"у нас и без вас все грамотные",
Не знаю, что стало последней каплей.
последнее письмо:
" …не похороните живой, проверьте"…

Вспомним двоих в штатском, тех, что в час ее смерти выпрыгнули в окно дома, где Марина снимала угол. Их видели соседи, боясь сказать об этом.
Иначе почему прячут ее могилу? Препятствуют, поискам, угрожают?
Марина Цветаева ушла из жизни, не сняв кухонный фартук. Так её и похоронили.
Что заставило забыть о фартуке?
Вторая странность – горячая рыба в сковороде, только что приготовленная ею…
Будто голос за кадром:
«Дорогие, я тут повесилась, а вы обедайте!
Не обращайте внимания!»

Хоронил Марину Цветаеву конюх дядя Коля. Промсовхоз дал лошадь и телегу.
Я был в Елабуге на ее могиле, читал рукописи, думал об этом.

Марина Цветаева не только лирик, она обладала способностью оценивать
происходящее и прозревать будущее.
Не случайно Бродский назвал ее интереснейшим мыслителем, утверждая, что:
"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана...
Ибо то, что отличает нас от животного мира, это именно дар речи... "

Творчество Цветаевой - величина необъятная.
Опережая время, она видела нравственный стержень, которой проявляется
здесь и сейчас.

"Убили ее в Елабуге или нет, но правда в том что:
Даже если сама ушла – всё равно убили.
" Пятый воздух" Т. Костандогло.

В память о Марине с горечью пишу эти строки.
*

И те, чьи речи cтоль избиты -
Утилитарны и скупы, -
Чьё царство - кухонные плиты,
И помыслы слепы,

От стонов зависти оглохнув,
В твой Дом – словесности приют -
Стучат половниками в окна,
Тебя на суд зовут.

В темницу тайн, где быль и небыль,
Ушла. Трагедия без дна...
Как высоко, Марина, небо,
В котором ты - одна.

Огонь лампады чист и светел,
Отпущен грех, но эта смерть -
Как пиршество доильцам сплетен,
Им лакомая снедь.

Цветет в Елабуге рябина,
Шумят листвой ветра...
Кто сочинит твой стих, Марина,
Купцы? Бугалтера?

Кто, скорбь до горечи осиля,
За всё воздаст мольбы?
Да не простит себе Россия
Твоей судьбы.

Сан-Торас   09.10.2019 12:30