День учителя

Гладченко Светлана
Я по образованию учитель. В школе проработала всего 1 год.

Школу не любила и сейчас школьные годы не вызывают у меня каких-то теплых ностальгических воспоминаний. Разве что несколько забавных историй. А учиться новому люблю до сих пор. Ведь в жизни столько всего интересного!

После года работы в школе, поняла, что работать в системе образования для меня - это каторга. Потому что школа - это часть системы, созданной людьми, далёкими от реального процесса обучения. Но при этом я люблю учить, делиться своими знаниями, люблю видеть результат своих стараний. Люблю творчество в работе учителя.

За годы учебы в педагогическом колледже и университете, практики в детских садах и школе и самостоятельной работы в школе я поняла, что есть несколько категорий учителей.

УЧИТЕЛЬ! Не просто Учитель с большой буквы. Есть Учителя, которые живут своей профессией. Которые посвящают ей не только рабочее время, но и свободное, все свои душевные и физические силы. Для таких Учителей ученики чуть ли не самое главное в жизни. Они видят таланты, способности и развивают их. Такие Учителя видят в детях личность. Они могут быть строги, критичны, могут ругать за недоработки, за лень, за невыполненные задания, но никогда не опустятся до оскорблений, унижений, хамства и морального насилия. Такие Учителя верят в своих учеников и показывают им их же возможности. У меня таким Учителем была преподаватель фортепиано в музыкальной школы Алевтина Юрьевна. Кроме того, моя подруга теперь вот такой Учитель, живущий своей работой и физически и душевно. Моя сестра Лена такой же Учитель, которого любят дети как вторую маму.

А есть учителя, которые из года в год "откатывают" одну и ту же программу на автопилоте. Их не интересует, усвоен ли материал, понятен ли он каждому ученику. Такие учителя идут строго по программе. И вроде бы нет причин для критики. Претензия, скорее, к самой системе. А такие учителя просто хорошо в нее "встроились". Для них работа учителя - ремесло.

Мое мнение - работа учителя - это не только преподавание материала программы. Это ежедневное творчество. Дети разные, поколения меняются, изменяются их интересы и способы усвоения материала. И Учитель не может с этим не считаться. Ведь каждый из нас усваивает и запоминает информацию лучше и быстрее, когда она не просто полезна, но и интересна и понятна. Когда она вызывает эмоциональный отклик. И задача Учителя "подавать" материал так, чтобы ученикам было интересно. А это - очень сложно. Нужна фантазия, необходимо терпение, выдержка, умение наладить общение с каждым учеником, учитывая особенности характера. Очень важно быть авторитетом для учеником, но при этом не быть тираном. Важно, чтобы уважение учеников было уважением, а не страхом. Учитель - это и дипломат, и стратег, и друг для каждого своего ученика. Только сочетание всех этих качеств дает профессионала.

И я поздравляю всех Учителей с их профессиональным праздником. Терпения вам, творческой фантазии и вдохновения! Пусть родители ваших учеников будут вашими помощниками, а не критиками. Пусть система образования будет вашей помощницей, а не помехой. Пусть зарплата будет адекватной затраченным усилиям. И главное - пусть ваш труд всегда приносит свои плоды, когда ученики становятся гордостью своих Учителей!