Юрий Шевчук. ДДТ

Музыкальный Меридиан
«ДДТ» – советская / российская рок-группа, основанная летом 1980 года в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник – Юрий Шевчук.

Юрий Юлианович ШЕВЧУК (род. 16 мая 1957 года, Ягодное, Магаданская область, РСФСР, СССР) – советский / российский рок-музыкант, автор песен, поэт, актёр, художник и продюсер. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (18 сентября 2003).

Основным увлечением Юрия до шести лет было рисование, которое он продолжил после переезда семьи в 1964 году в Нальчик. Параллельно учёбе в школе и прежнему увлечению начал брать частные уроки музыки.

В 1970 году семья переезжает в Уфу. Свои навыки художника и начинающего музыканта Юрий развивает в изостудии при Доме пионеров и школьном ансамбле «Вектор». Шевчук самостоятельно учится играть на музыкальных инструментах (осваивает баян и гитару), а его рисунки неоднократно получают награды на различных конкурсах, в результате чего он задумывается о своей будущей судьбе профессионального художника.

В 8-м классе Шевчук нарисовал на своей футболке распятие и написал «Иисус был хиппи». За хождение в этой футболке по городу его задержала милиция.

После окончания школы в 1975 году Шевчук поступает на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Знакомится с художником Я. Крыжевским. В институтской среде он – душа компании, активно участвует в студенческом театре. В это же время Юрий начинает разрываться между музыкой и живописью. Побеждает «болезнь» новым увлечением – только что вошедшим в моду рок-н-роллом.

Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу в башкирский посёлок Иглино. Даёт уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.

В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре.

После окончания положенного для молодого специалиста срока работы, в 1980 году Шевчук вернулся к родителям в Уфу. Он познакомился с религиозным диссидентом Борисом Развеевым, который давал ему читать Евангелие и запрещённые книги Солженицына и Оруэлла.

Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века – Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест.


В конце 1979 года по рекомендации общего знакомого Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так, в 1980 году, появляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ».

Название группы происходит от химического вещества Дихлордифенилтрихлорэтан (в просторечье «Для домашней твари», «Дуст»), которое в виде порошка использовалось при борьбе с вредными насекомыми. Назывались также ошибочные расшифровки ДДТ – «Добрый день, товарищи!», «Дураки из дома техники» и «Дом детского творчества».

К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и домах культуры – практически на любых площадках.

У Шевчука была группа из трёх человек, которые исполняли политические песни. Сигачёв играл в свадебной группе Геннадия Родина, которая базировалась в ДК «Авангард». Сигачев пригласил Шевчука присоединиться к его группе.

Так сложилась новая группа. В её состав вошли Юрий Шевчук, гитарист Рустем Асанбаев, басист Геннадий Родин, клавишник Владимир Сигачёв и барабанщик Ринат Шамсутдинов. Названия «ДДТ» ещё не было, группа назвалась «ансамбль под управлением Геннадия Родина».

В домашних условиях они записывают свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием «ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу в песнях начали проявляться фольклорные интонации.

В 1980 году в связи с избиением капитана милиции Шевчук был приговорён к 15 суткам ареста, ему грозила уголовная ответственность, но, по его словам, его «отмазал» отец. Шевчук отозвался об этом эпизоде так: «Я о многом подумал. Я оттуда вышел лучше».

Весной 1982 года Геннадий Родин принёс вырезку из известной советской газеты, где «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон», суть которого заключалась в развитии патриотических песен СССР. Нужно было отправить три песни: одну – про мир, вторую – аранжировку песни советских композиторов, третью – на усмотрение ансамбля. Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии». В течение последующих трёх дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета, в которую вошли три композиции: «Инопланетянин», «Чёрное солнце» и «Не стреляй!» и аранжировка песни Юрия Антонова «Всё как прежде». К своему удивлению, музыканты прошли во второй тур. Когда потребовалось название, Владимир Сигачёв предложил «ДДТ», которое и было принято. Песня «Не стреляй!» стала лауреатом конкурса, а самого Шевчука пригласили в Москву для записи композиции «Не стреляй!» на студии «Мелодия».

Ю. Шевчук: «Песня была написана в 1980-м. Первый гроб мы получили из Афганистана, мой друг Витя Тяпин привёз, мой одноклассник, который там служил лейтенантом с первых дней войны. Он привёз первые гробы в Уфу, я там тогда жил. Мы всю ночь тогда с ним проговорили. А у нас тогда «дули по ящику», что мы там детские сада строим… А на самом деле там война была. Друг всю ночь мне рассказывал об этой войне. Мы выпивали, а наутро как-то написалась, вышла из меня эта песня».

Однако в качестве условий для подписания профессионального контракта от «ДДТ» требовалось исполнение песен официальных советских композиторов на слова официальных советских поэтов. Шевчук от подобных условий отказался, что обозначало уход группы в подполье и работу для небольшого круга знатоков рок-музыки (по другой версии – Шевчук согласился исполнить песню советского композитора и даже демонстрировал потом друзьям фонограмму).

Месяц спустя группа даёт первый концерт в Уфимском Нефтяном Институте. Организация была плохая, по поддельным билетам прошло очень много человек. Кроме того, местные чиновники, не зная, что это за концерт, послали туда два автобуса с немецкими туристами из города Галле, ГДР, которые остались довольны услышанным. С ними приехали люди из КГБ. Музыканты исполнили несколько песен, в том числе «Не стреляй», «Всё идет своим чередом», «Кинозвездный блюз». Поскольку официального запрета на исполнения рок-музыки в то время не было, организаторы отделались выговором.

Тем не менее, в 1982 группа выпускает свой второй магнитоальбом «Свинья на радуге». В музыкальном плане это была не менее экспериментальная работа, чем «ДДТ-1», и хотя хард-роковые тенденции чувствуются достаточно ясно, окончательный выбор стиля ещё не сделан, и в альбоме есть элементы и рок-н-ролла, и блюза, и кантри.

В 1983 году Шевчук и клавишник «ДДТ» Владимир Сигачёв знакомятся с череповецкой группой «Рок-сентябрь», с тремя музыкантами которой, гитаристом Вячеславом Кобриным, барабанщиком Евгением Белозёровым и басистом Андреем Масленниковым (по мнению Владимира Сигачева, ритм-секция на этой записи состояла из «кабацких музыкантов», которые не представляли себе, что они играют), записывают магнитоальбом «Компромисс (Монолог в Сайгоне)». Запись происходила в январе 1983 года, остальные музыканты оригинального состава «ДДТ» приехать не смогли. Альбом был записан в стиле хэви-метал. Запись получила большой резонанс. Если после первых работ группы о ней знали только в узких кругах любителей русского рока, то теперь «ДДТ» стала известна более широкой публике.

В мае 1983 года группа с успехом выступила на стадионе «Лужники» (по другой версии – на стадионе «Динамо») в Москве, в программе официально санкционированного трёхдневного фестиваля «Рок за мир», выступление транслировалось по ТВ, однако было вырезано из посвящённой событию телепрограммы.

При помощи звукорежиссёра Игоря Верещаки в подпольных условиях в мае 1984 года записывается альбом «Периферия». После записи данного альбома у «ДДТ» начались трения с властями; в местной прессе появились разгромные статьи о группе, Юрия Шевчука вызывали в КГБ и угрожали уголовным сроком. Записи «ДДТ» были запрещены к вывозу за рубеж.

Некоторое время Шевчук провёл в Свердловске, где играл с участниками группы «Урфин Джюс». Несмотря ни на что, он продолжал сочинять песни. К концу 1985 года материал для альбома «Время» был готов, но записать его в Уфе было невозможно. Шевчуку удалось договориться с московской студией; перед отъездом в столицу были устроены репетиции на квартире у нового басиста Нияза Абдюшева. В октябре 1985 года Шевчук, Сигачёв, Абдюшев отправились в Москву. Гитариста в группе не было, его рассчитывали найти в Москве.

В Москве к группе присоединились Сергей Рыженко и Сергей Летов. Гитариста найти не удалось, все гитарные партии на альбоме были сыграны самим Шевчуком. Запись альбома была сопряжена с большими трудностями. Ни с одной студией договориться не удалось, поэтому альбом записывали у друзей в московской квартире. С ударными также возникли проблемы – пришлось использовать драм-машину «Yamaha RX-11».

В начале 1986 года Шевчук переезжает вместе с женой, сыном и матерью в Ленинград, где начинает собирать новый состав «ДДТ». Он звал с собой и других музыкантов.

Р. Асанбаев: «Меня часто спрашивают, почему я не поехал в Питер с Шевчуком. Тогда ведь ещё никто не знал, что система рухнет и всё станет можно. Я думал, зачем шарахаться по подвалам? А Юрка не думал ни о чём, ему надо было творить <…> Говорил нам: «Что, Ван Гог переживал о том, как будут продаваться его картины? Нет, он писал и не думал о материальном. Так и надо: творите, а там уж как повезёт». Юрка – человек самозабвенный, одержимый, ему тоже было ничего не надо: только творить».

ДОЖДЬ (версия 1986): https://www.youtube.com/watch?v=RoQppvG8PzQ

Дебют нового состава состоялся 23 января 1987 года на сцене Ленинградского Рок-клуба на концерте, посвящённому памяти Георгия Ордановского. В составе «ДДТ» на этом концерте играли: Юрий Шевчук, Владимир Сигачёв, Сергей Летов, гитарист Андрей «Худой» Васильев, басист Вадим Курылёв и барабанщик Игорь Доценко. В апреле к группе присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, в мае коллектив выступает на фестивале «Рок-Нива-87».

«ДДТ» показывает свою концертную программу на V фестивале Ленинградского рок-клуба в июне 1987 года (выступая предпоследней, перед «Аквариумом») и становится его главным открытием. На выступлении «ДДТ» на подольском фестивале состав усилился клавишником Андреем Муратовым (отыгравшим на фестивале также в качестве участника «Зоопарка») и гитаристом Александром Бровко. По воспоминаниям Муратова, несмотря на то, что шёл проливной дождь, Шевчука било током и пару раз взрывался усилитель, группа блестяще отыграла свои 25 минут.

Для записи альбома «Я получил эту роль» был приглашён джазовый саксофонист Михаил «Дядя Миша» Чернов, ставший вскоре постоянным участником. Альбом был выпущен на виниле и разошёлся тиражом в два с половиной миллиона экземпляров. Летом 1988 года группа выступила на VI Ленинградском фестивале и едет в первый концертный тур по стране.

КОНВЕЙЕР: https://www.youtube.com/watch?v=WJ0cvJ-OO1w

Сами музыканты называли альбом «Greatest Hits» группы на тот момент, потому что в него вошли несколько песен со старых альбомов, заново переписанные в профессиональной студии с музыкантами питерского состава, и четыре новые, питерские, песни Шевчука («Террорист», «Конвейер», «Церковь» и «Революция»).

В качестве сессионных музыкантов здесь выступают Муратов, Чернов и Ляпин. Первые двое спустя год стали постоянными участниками группы, а Ляпин – одним из близких друзей «ДДТ». Также первый раз помогал в студии Игорь Тихомиров. Хотя записанные им черновые наброски бас-гитары к песне «Поэт» в альбом не вошли, но помогли собрать интересную партию психоделического «блуждающего» баса.

Ю. Шевчук: «Наша первая пластмассовая пластинка. Песни, вошедшие в неё – из разных «андеграундных» альбомов: «Свинья на радуге» (1982), «Компромисс» (1983), «Периферия» (1984), «Время» (1985). Короче, этот диск – сборник песен разных времен и народов, наиболее ключевых, дорогих что ли песен. Замечательная девушка Татьяна Маркелова, работавшая тогда на «Мелодии», спродюсировала, то есть «пробила» его. Директор тогдашнего ленинградского филиала «Мелодии» товарищ Голубовский милостиво согласился, но с одним условием: мы полностью отказываемся от авторского гонорара… Эта первая наша «ласточка» разошлась тиражом более миллиона экземпляров. Поэтому мы прозвали её «Золотой».

Стоит заметить, что только лидеру «ДДТ» пришлось отказаться от авторского гонорара. Участвовавшие в записи музыканты получили вознаграждение за работу в размере 40 рублей каждый. Шевчук вспоминал, что видел, как спекулянты торгуют пластинкой «Я получил эту роль» по 10 рублей за штуку. Нормальной считалась цена, не превышающая 2 рубля 50 копеек (максимум – 3 рубля – за «блестящий» конверт).

На обложке был впервые опубликован логотип «ДДТ», принадлежащий перу художника Владимира Дворника, который впоследствии оформил почти все альбомы группы.

ТЕРРОРИСТ: https://www.youtube.com/watch?v=zJs_We0o7so

В конце восьмидесятых группа много гастролировала по стране и за рубежом. Вместе с «Алисой» выступала на рок-фестивале в Венгрии в 1989 году, в 1990-ом – в театре Palladium (Лос-Анджелес, США) и на «EXPO-90» (Осака, Япония).

В 1990 году записывается альбом «Оттепель», в который вошла концертная программа 87-88 гг.

В. Курылёв: «Этот весёлый рок-н-ролльный альбом был записан на «Мелодии» в Питере в начале 1990 года. Почти вся эта программа исполнялась на концертах уже в 1987 году, а некоторые песни были записаны еще для пластинки «Я получил эту роль», но всё же решено было записать все номера ещё раз, так как это был первый альбом, полностью состоящий из песен, написанных Юрой в Питере. По составу музыкантов это классический пример «золотого» питерского периода – здесь нет ни одного «постороннего» – и, в общем, всё звучит так же, как звучало на концертах, только в лучшем качестве. Почему-то на альбоме не оказалось песен «Террорист» и «Получите по награде», хотя их записывали, как мне кажется. Видимо, просто не успели записать голос, а деньги на студию кончились. Песня «Церковь» здесь записана уже в третий раз – первый раз мы записывали её на радио для какой-то передачи, там было наворочено много чего – в том числе гусли и тубулярные колокола, второй раз для альбома «Я получил эту роль» с воющей ляпинской гитарой, и наконец многострадальная «Церковь» была запечатлена в том лаконичном виде, в каком исполнялась на концертах. В 1990 году всесоюзная фирма «Мелодия» начала разваливаться, и «Оттепель» вышла уже в 1991 году, когда права на издание альбома приобрел Стас Намин».

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: https://www.youtube.com/watch?v=Eqcyt0Gwhjw

Популярность того периода отчасти была обеспечена программой «Взгляд». Сергей Ломакин в газете «Музыкальная правда» вспоминал:

«Взгляд» эксплуатировал закономерный интерес публики к социальному року. И показал массовой публике лучшие команды: «ДДТ», «Nautilus Pompilius», «Кино». Это была настоящая гражданская поэзия, и мы пробили этой музыкой брешь в цензурной стене. Параллельно с нами и с нашей помощью на музыкальные площадки страны прорывались подпольные музыканты. На т. н. «большой» планёрке в Останкино один из музыкальных редакторов однажды сказал: «Огромное спасибо «Взгляду» за то, что он открыл стране советский рок». Бутусов, Цой, Шевчук – это литература неравнодушных людей. Тогда музыка делала революцию...».

В 1990 году записывается концертный фильм «Старая дорога», посвящённый десятилетию группы и показанный по Ленинградскому телевидению. В это же время Юрий Шевчук начинает критиковать занимающую концертные площадки страны «попсу» как коммерческое и бездуховное музыкальное направление. Помимо этого снялся в художественном фильме «Духов день» (реж. С. Сельянов) в роли Ивана Христофорова.

ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ: https://www.youtube.com/watch?v=gnbZusD7Lqs

Начало 90-х годов изменило расстановку сил на сцене, что отражалось и на моделях поведения отечественных рок-музыкантов; известно, например, что Юрий Шевчук открыто конфликтовал с Николаем Расторгуевым (как представителем коммерческого направления в музыке) на презентации «Чёрного альбома» в январе 1991 года. Культовые фигуры рок-движения страны становятся менее агрессивны в своих стихах, музыке, чем поп-музыканты, которые в это время занимают основные концертные площадки страны. Но Юрий Шевчук и его группа «ДДТ» продолжает свой курс, записывая новые песни и альбомы – лирические, философские, социальные.

В течение 1991 года идёт напряжённая работа над альбомом «Пластун», основу которого составляли песни второй концертной программы «питерского периода». Несмотря на то, что некоторые участники группы считали «Пластун» одним из наиболее сильных альбомов «ДДТ», Шевчук не даёт ему «зелёный свет», и запись выходит лишь в 1995 году.

ПЛАСТУН: https://www.youtube.com/watch?v=JhZ8xdT-V4Y

Ю. Шевчук: «Весь 1991 год мы пытались записать все, что было написано до 1990-х. Я в Москве записывал вокал, жара жуткая, безветрие… Какое-то абсолютно болезненное, мерзкое состояние. Альбом мне совершенно не нравился. Я как бы проводил 1980-е тогда. Было ощущение прощания со старым. Я чётко осознавал, что мы должны что-то другое играть и делать. Иначе – или умрём, или всё, надо заниматься другим делом. Посмотрели на себя внимательно, на музыку свою, – она нам совершенно разонравилась. Мы даже альбом этот, который год вымучивали, решили не выпускать. Просто стыдно было. Мы выпустили его потом, когда эти обострённые чувства прошли. И стали перестраиваться, переориентироваться…<...> Мы много экспериментировали, искали звук, короче, закопались и, на мой взгляд, пластинка получилась какая-то не очень живая, замученная, и решили не выпускать её. Зарезали. Первоисточники, практически пропали… И вот нашлась кассета. Послушали впервые за столько лет и решили выпустить. Жалко все-таки, почти три года жили мы с этими песнями. Заново писать — некогда, да и мне, если честно, лень».

ВЕТРЫ С ТОБОЙ: https://www.youtube.com/watch?v=pSIkWy4FWmM

В марте 1992 года жена и вдохновительница Юрия Шевчука – Эльмира умирает от рака. Вышедший весной альбом «Актриса Весна» он посвятил ей. Композиции «Дождь», «В последнюю осень», «Родина» становятся «визитными карточками» группы, а песня «Что такое осень» – по-настоящему народной.

ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ: https://www.youtube.com/watch?v=5KC-iscJtsI

Настроение альбома, его название и основные музыкальные и поэтические идеи отразили перелом в творчестве «ДДТ», произошедший в начале 1990-х годов. Группа отходит от протестных ритм-энд-блюзовых композиций 1980-х («Мальчик-слепой», «Революция», «Пластун» и др.), многочисленные концерты уступают место редким, но проработанным концертным шоу с элементами театральной режиссуры. Юрий Шевчук становится более требователен к себе как к автору, устанавливает в группе сухой закон, завязывает «со всякой ерундой, которая сопутствует рок-н-рольной жизни», активно занимается спортом.

ДОЖДЬ: https://www.youtube.com/watch?v=S1NNhkPPNYA

К концу 1992 года «ДДТ» подготовила концептуальную программу «Чёрный пёс Петербург», с которой дала всего 12 концертов – по три в Москве, Петербурге, Минске и Киеве (декабрь 1992 – январь 1993). Планировались также выступления в Уфе, но из-за финансовых проблем они не состоялись.

Летом 1993 года группа приняла участие в рок-фестивале «Белые Ночи Санкт-Петербурга», а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а сам Шевчук удостоился титула «Лучший рок-певец года».

ТЫ НЕ ОДИН: https://www.youtube.com/watch?v=zx9QnCfXBxc

Следующий альбом «ДДТ» предполагали сделать двойным, но из-за напряжённой обстановки в группе, ротаций в составе и непростых событий в стране новая программа осталась незавершённой.

В 1994 году вышел альбом «Это всё…», заглавная песня с которого вошла в саундтрек сериала «Русский транзит» и долгое время закрывала концерты «ДДТ». В работе над альбомом принимало участие большое количество музыкантов – больше, чем когда-либо ранее в истории группы, – благодаря этому материал диска сумел вместить в себя различные стили и музыкальные идеи.

ВЕТЕР: https://www.youtube.com/watch?v=3rdK3HfLl0E

В то же время Шевчук остро реагирует на события в стране – вооружённое противостояние 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой российских властей, даёт интервью на острые социальные темы.

В январе 1995 года Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских военных. Беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на плёнке, с войны вернулся только один.

Ю. Шевчук: «Мы хотели поддержать мир, потому что рок-н-ролл всегда «рубился» за это. На концертах была и чеченская сторона, и российская, с оружием, но они не стреляли друг в друга. Этого мы и добивались. Это было здорово... Есть у меня одна песня «чеченская», от души. «Мертвый город. Рождество». Это о рождественских днях в Грозном. Был такой момент, когда утром после ночного артобстрела выпал снег. Я вышел на улицу из подвала, весь в пыли. Тишина. Развалины медленно покрываются, как саваном, белым снегом… А наутро выпал снег…».

РОЖДЕСТВО. МЁРТВЫЙ ГОРОД: https://www.youtube.com/watch?v=7z_MB8EE7HI

В феврале-марте 1996 года «ДДТ» работали в США на студии Long View Farm над своим следующим альбомом «Любовь». Заглавная песня с альбома стала одной из наиболее знаковых композиций группы в 90-ых годах, а видеоклип к ней долго не сходил с телеэкранов. К группе присоединяются басист Игорь Тихомиров (экс-«Кино») и клавишник Дмитрий Галицкий (экс-«Синяя птица», экс-«Саквояж»).

ЛЮБОВЬ: https://www.youtube.com/watch?v=MTDYRngK5-Y

23 июня 1996 на стадионе «Петровский» Театр «ДДТ» организовал свой первый фестиваль, прошедший под девизом «Наполним небо добротой». Участие в нём, помимо «ДДТ», приняли «Алиса», «АукцЫон», «НЭП», «Аркестр Ау», «Странные игры», Настя Полева, «Рикошет», «Ва-Банкъ», «Фронт» и «Tequilajazzz»), каждая из которых, по идее организаторов, представляла слушателям двух-трёх молодых или малоизвестных исполнителей, многие из которых («S.P.O.R.T.», «Пилот», «Сплин», «Король и Шут», «КС» и т. д.) впоследствии сами стали известными группами.

В октябре 1996 года «ДДТ» всем составом дали концерты в Грозном, Ханкале и в аэропорту «Северный», на которых присутствовали представители обеих противоборствующих сторон. Это был его ответ на критику Бориса Гребенщикова, который высказывался против того, что российские музыканты выступают перед солдатами в Ханкале, когда они должны также петь и для людей в Чечне.

Став к середине 90-х годов признанным мэтром российской рок-музыки, Юрий Шевчук продолжает поддержку молодых коллективов и исполнителей. Вместе с друзьями он организует большие фестивали, на которые приглашает талантливых музыкантов, отобранных ими во время гастролей по стране. Результатом фестиваля становятся записи дисков – сборников песен лучших групп на собственном лейбле «ДДТ». Таким образом, молодые музыканты получали возможность заявить о себе широкой общественности.

Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука – непримиримая борьба с поп-исполнителями, которая выражается в исполнении песен «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений, а иногда даже в физических столкновениях. Так, Филиппу Киркорову Юрий Шевчук нанёс «укол» с помощью уволенного звукорежиссёра Филиппа. Вдвоём они распространили запись в Интернете с реальными звуками, которые издаёт Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. Также группа «ДДТ» поучаствовала в составлении законопроекта, регламентирующего использование фонограммы в выступлениях.

В 1997 году писателем Вячеславом Мироновым была написана книга под названием «Я был на этой войне», книга, описывающая реальные события, проходившие на территории Чечни во время военных действий, включает в себя отрывок, содержащий описание пребывания на территории Чечни Шевчука во время проведения военных действий:

«…В нашей колонне на пятой машине едет привезенный из второго батальона лидер или солист, хрен их разберет, группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Привезли его вместе с раненым начальником штаба и ещё тремя ранеными бойцами. Классный парень оказался этот Шевчук, все ожидали, что будет из себя строить недотрогу, звезду. Ни фига, простой, как три копейки, просидев три дня в подвале под обстрелом и контратаками духов вместе со вторым батальоном, по словам очевидцев, не прятался. Вел себя как настоящий мужик, помогал раненым. Оружие ему не давали, один чёрт – слепой, как крот, да и, не дай Бог, зацепят. Но в остальном мировой парень. Якобы духам по радиостанции, когда те предложили сдаться, сказали, что у них Шевчук, так те не поверили. Дали послушать, как тот поет, потом поговорил он с ними. Они предложили его вывезти, гарантии давали. Тот отказался. И ещё Шевчук обещал (и, как впоследствии оказалось, сделал) отправлять раненых, и не только из нашей бригады, за свой счёт и за счет своих друзей на лечение в Германию. Он покупал им протезы, коляски инвалидные и при этом не устраивал показухи. Не было репортёров, пресс-конференций, тихо, скромно. Одним словом – Мужик…».

РОЖДЁННЫЙ В СССР: https://www.youtube.com/watch?v=0MySnVNRMwE

В 1997 году выходит альбом «Рождённый в СССР», составленный из доработанной концертной программы 1994-го года и нескольких новых композиций. Заглавная песня альбома вошла в саундтрек фильма «Кто, если не мы». Помимо этого, осенью того же года Юрий Шевчук выступает в Москве и Петербурге с сольной программой; аудиоматериал тех концертов лёг в основу двойного альбома «Два концерта. Акустика».

В мае 1998 года группа представила новую концептуальную программу «Мир номер ноль», удивив поклонников новым, индустриальным звучанием и широким использованием компьютерных технологий. Из-за неприятия нового направления из группы уходит гитарист Андрей Васильев. Курылёв меняет бас-гитару на соло, новым бас-гитаристом группы становится Павел Борисов.

25 мая 1999 года на основе одноимённой индустриальной программы выходит альбом «Мир номер ноль». Альбом записывался в 1998 году и планировался двойным, однако из-за кризиса и наступивших в группе перемен вышел одинарным и с опозданием на год.

В мае 1999 года группа представила концертную программу «Живой», а также продолжает выступать с программой «Мир номер ноль».

В октябре 1999 года ДДТ едет в первый серьёзный тур по США (Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско). В этом же году Шевчук даёт концерты в Югославии в защиту её целостности, выступает с критикой в адрес США, снимает репортажи для ЮНЕСКО об уничтоженных православных храмах в Косово.

В интервью журналу Fuzz Шевчук отметил, что 90-е были крайне важным и насыщенным периодом жизни и творчества как для «ДДТ», так и для него лично, и что на всём протяжении 90-х он менялся из «честного, но несколько плакатного бунтаря» в лирика, однако не все понимают и принимают эту перемену.

Ю. Шевчук: «Зал кричал: «Осень!», а я: «Ребята! Послушайте стихи…». Кайф просто. То есть некое насилие над залом мы устраивали, но оно было необходимо. Необходимо было не идти за залом, не петь то, что хочет он. Потому что я понимаю, что если начну это делать, то от меня очень скоро ничего не останется, кроме очков, бороды и пустоты между ними. Поэтому всегда нужно своё что-то тащить…».

Весной 2000 года в группу приходит джазовый трубач Иван Васильев. В том же 2000 году вышел альбом «Метель августа», «более лиричный, литературный», чем его предшественник. 23 августа умирает скрипач и гитарист группы Никита Зайцев.

Осенью «ДДТ» начинает готовить новую концертную программу «20:00», посвящённую двадцатилетию группы, и презентует её 1 ноября в петербургском Ледовом дворце.

В середине 2001 года компания Grand Records переиздаёт на пятнадцати компакт-дисках ранее вышедшие альбомы, причём каждый альбом дополняется бонус-треками.

В середине октября 2001-го «ДДТ» приступили к репетициям новой программы и записи нового альбома с ориентировочным названием «Единочество».

3 декабря 2001 года состоялась петербургская премьера «Единочества» в СК «Юбилейном» и собрала, по разным оценкам, от шести до семи тысяч зрителей. На премьере «Единочества» в Москве Вадим Курылёв, который ещё в 1995 году сменил бас на соло-гитару, исполнил несколько песен собственного сочинения. Это было одно из последних его концертных выступлений в составе «ДДТ». Концерт был издан на двух дисках с названиями «Город без окон. Вход» и «Город без окон. Выход».

В ноябре 2002 года увидел свет новый альбом «Единочество. Часть I». На песню «Осенняя» был снят видеоклип, также песня вошла в саундтрек к телесериалу «Ледниковый период».

27 мая 2003 года, ровно через полгода после выхода первой части «Единочества», вышла вторая – «Единочество. Часть II. Живой». Во время записи альбома группу покидает гитарист Вадим Курылёв, на его место приходит Алексей Федичев.

В апреле 2005 года «ДДТ» выпускает альбом «Пропавший без вести» и отправляется в концертный тур в поддержку альбома и в честь собственного двадцатипятилетия. Во время тура «Пропавший без вести» были даны 47 концертов по городам России, Украины, Белоруссии, Германии, Израиля и Великобритании.

В 2006 году группа начинает готовить запись очередного альбома и практически останавливает концертную деятельность, выступая лишь по особым случаям.

В 2007 году Юрий Шевчук озвучил 500 серий исторического проекта «История государства Российского». Также участвовал в качестве ведущего в многосерийном телевизионном фильме «Земное и небесное», посвящённом истории Русской православной церкви.

В апреле 2007 года выходит новый альбом группы под названием «Прекрасная любовь», представляющий собой сборник старых и новых песен, которые исполнялись Юрием Шевчуком сольно, под гитару, и, за исключением некоторых песен, не издававшихся ранее в студийных версиях.

24 и 26 сентября 2008 года «ДДТ» выступали с программой «Не стреляй!» в Москве и Санкт-Петербурге соответственно. Концерты были посвящены жертвам локальных войн последних десятилетий. Часть собранных от выступления средств была направлена жертвам военного конфликта в Южной Осетии. Концерт в Петербурге был снят петербургским Пятым каналом и показан 4 ноября 2008 года. Показ концерта не прерывался рекламой.

Летом 2009 года вышла книга Юрия Шевчука «Сольник». 7 июня 2009 года «ДДТ» презентовали свою новую программу в Нарвской крепости (Эстония) рядом с эстоно-российской границей.

16 января 2010 года «ДДТ» выступила в СК «Юбилейный» с благотворительным концертом в поддержку реабилитационного центра «Дом Надежды на Горе». 29 мая группа приняла участие в благотворительном вечере в Михайловском театре, посвящённом сбору средств в поддержку онкологически больных детей.

В конце мая 2010 года на встрече артистов и музыкантов в Михайловском театре Санкт-Петербурга с премьер-министром Путиным, Шевчук спросил у премьера, есть ли у того в планах действительно серьёзная, искренняя, честная либерализация, демократизация настоящей страны и будет ли следующий марш несогласных разгоняться, на что Путин ничего конкретного не ответил, а марш несогласных был разогнан. Вопрос Путина Шевчуку: «А как вас зовут, извините?», превратился в популярный мем.

30 августа 2010 года в интервью газете «Коммерсантъ» Путин подтвердил, что не знал, кто такой Юрий Шевчук. Некоторыми изданиями было доказано, что Путин не мог не знать о том, что рядом с ним находился Шевчук. Предчувствуя провокационный вопрос Юрия, он просто использовал против него один из приёмов КГБ, сбивающий собеседника с толку. Даже если предположить, что Путин никогда не слышал группу «ДДТ», он не мог не знать имени своего собеседника, так как перед встречей помощники предоставляют главе правительства досье на каждого из её участников. Ко всем остальным присутствующим Владимир Владимирович обращался по имени-отчеству. Помимо этого, перед всеми участниками дискуссии на столе стояли таблички с именами и фамилиями.

https://www.youtube.com/watch?v=lSCH0eCjfjE

Кроме того, в своём интервью Шевчук подтвердил информацию что накануне встречи ему действительно звонили из правительства и предупредили о том какие вопросы можно задавать.

В июне 2010 года в блоге клавишника Константина Шумайлова появилась информация об уходе из группы барабанщика Игоря Доценко, проработавшего в составе коллектива двадцать четыре года. Мысли об уходе из «ДДТ» посещали Доценко с лета 2002 года – после ухода Вадима Курылёва, с которым Игоря связывала тесная дружба.

Весной 2011 года состоялась акустическая концертная программа «Сольник» в городах Украины и России.

В октябре 2011 года состоялся выход нового номерного альбома под названием «Иначе», в поддержку которого начала масштабный гастрольный тур по России и за рубежом.

В 2012 году вышел фильм-концерт о «ДДТ» под названием «Небо под сердцем», в который вошло выступление группы 9 ноября в спорткомплексе «Олимпийский», а также закулисные съёмки.

ГДЕ МЫ ЛЕТИМ: https://www.youtube.com/watch?v=yWr8HQayBUQ

16 мая 2014 года в Интернете появился новый альбом «Прозрачный». Для группы это был первый опыт работы в жанре инди-рок.

В марте 2015 года был анонсирован фильм-концерт на основе концерта 26 марта 2015 года в Минске с программой «Прозрачный».

26 октября 2015 года, на концерте посвящённому дню рождения арт-центра «Пушкинская, 10» были представлены новые песни группы, одна из которых («Русская весна») стала одной из самых обсуждаемых в новостях и социальных сетях. В песне присутствует острая критика власти, хотя в 2014 году группа перечислила 500 000 рублей в «Фонд Доктора Лизы» с целью помочь людям в Донецке и Луганске.

31 декабря 2015 года на официальных страницах «ДДТ» было размещено видеопоздравление с Новым годом вместе с клипом на новую антивоенную песню «Третья мировая».

ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ: https://www.youtube.com/watch?v=vZWcFqpa304

30 сентября 2016 года в Мурманске прошла презентация концертной программы «История звука», в которую вошли песни разных лет, в том числе давно не исполнявшихся на концертах. В поддержку турне был составлен одноимённый сборник (составленный из 37 композиций в честь 37-летней истории коллектива), распространяемый только на концертах. В сборник вошла новая песня «Любовь не пропала».

В настоящее время планируется переиздание нескольких номерных альбомов на CD и на LP, а также идёт подготовка к записи нового альбома, с предположительным названием «Кирпичные стены».

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)

* * *

CD 1. «ЖИВУ В НАЗОЙЛИВОМ МИРЕ»

Иван Иванович умер. Псалм (12-й век). Поэт
Компромисс
Они играют жёсткий рок (Монолог в Сайгоне)
Башкирский мёд
Всё хорошо
Демон
Живу в назойливом мире
Дом
Дорожная
Ни шагу назад (1985)
Вечер
Памятник
Дождь (1986)
Актриса Весна (1991)
Дохлая собака (1985)
Милиционер в рок-клубе
Пост-интеллигент
Мама, я любера люблю!
Обдолбанный Вася

Записи 1982-91 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/CyLRWuAz3NA7z9

Размер архива: 109 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 32 сек.

* * *

CD 2. «Я – ТЕРРОРИСТ!..»

Поэт (1988)
Мальчики-мажоры (1988)
Хиппаны (1988)
Конвейер (или Брейк-данс по-русски) (1990)
Большая женщина
Пластун
Предчувствие гражданской войны
Ветры (с тобой)
Террорист
Революция
Не стреляй! (1988)
Мальчик-слепой
Церковь (без крестов) (1990)
Перестроище
Я сижу на жёстком табурете
Змей Петров
Суббота
Ленинград (Оттепель)
Я получил эту роль (1988)

Записи 1988-91 гг., кроме – (15) – 1983 г.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/bJzh1SFt3NA8Nr

Размер архива: 108,9 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 36 сек.

* * *

CD 3. «РОЖДЁННЫЙ В СССР»

Дождь
В последнюю осень
Фома
Родина
Храм
Победа
Что такое осень?
Ночь
Российское танго
Новые блокадники (live)
Ты не один (live)
Глазища
Ветер
Четыре окна
Просвистела
Рождённый в СССР

Записи 1991-95, 1998 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/TDxjQPPL3NA8dc

Размер архива: 146,4 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 46 сек.

* * *

CD 4. «РАССТРЕЛЯЛИ РАССВЕТАМИ…»

Уровни (live)
Духи (live)
Апокалипсис (live)
Правда на правду (live)
Любовь
Агидель (Белая река)
Дорога
Вороны
Потолок
Расстреляли рассветами
Осенняя
Мёртвый город. Рождество
Пацаны
Изгои
Осень, мёртвые дожди…
Прекрасная любовь
Это всё…

Записи 1994-2002, 2007 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/VIzOpq3s3NA8rv

Размер архива: 145,8 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 49 сек.

* * *

CD 5. «ЛЮБОВЬ НЕ ПРОПАЛА»

Когда един
Ларёк (Бородино)
Гражданка
Ночная пьеса (Путин едет по стране)
Живой
Контрреволюция
Басня о власти
Песня о свободе /feat. А. Романова/
Капитан Колесников
Песня о людях героических профессий
Небо над озером
Москва, Садовое кольцо
Двадцать пять
Где мы летим /feat. А. Романова/
Антонина /из к/ф «Антонина обернулась»/
Новая жизнь
Любовь не пропала
Старый Год

Записи 2000-2011, 2016 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/4uDuKLZc3NA95n

Размер архива: 145,3 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 39 сек.