Татуировка

Максим Чёрный
Пьеса по рассказу Роальда Даля «Кожа».

Действующие лица:
Дриоли – мужчина средних лет, художник-татуировщик.
Джози – молодая женщина, жена Дриоли.
Хаим Сутин – художник, мрачный и хмурый молодой, почти юный человек.
Старик – состарившийся и обнищавший Дриоли.
Хозяин художественной галереи – солидный мужчина.
Незнакомец – солидный, импозантный мужчина.
Посетители галереи – нарядные, с холеной наружностью люди.
Газетчик – уличный продавец газет.

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 1
(Париж. Вечер. Маленькая мастерская художника Сутина. Сутин работает за мольбертом, ему для портрета позирует Джози.)

Явление 2
(Те же, входит Дриоли с тяжолым пакетом в руках.)

Дриоли: (целует жену) Привет, дорогая! Сегодня вечером мы празднуем, мы устроим небольшой выпивон для нас троих.

Сутин: (не отрываясь от работы) В честь чего это? Уж не потому ли, что решился наконец развестись со своей женой, чтобы она могла выйти замуж за меня?

Дриоли: Нет, мы празднуем потому, что я заработал сегодня кучу денег.

Сутин: А я ничего не заработал. Это мы тоже можем отметить.

Дриоли: Ну, если тебе хочется, можно и это отметить… Девять клиентов! И это, разумеется, совсем неплохо! Я еще никогда столько клиентов не татуировал за один день. Девять пьяных солдат! И самое замечательное, что не менее семи из них заплатили мне звонкой монетой. Вот почему сегодня я так разбогател! И пусть глаза мои смертельно устали от этой работы, но теперь уже вечер, я богат, как свинья, а в пакете лежат три бутылки…
(Извлекает из пакета бутвлки и откупоривает их.)
…одна для моей жены, другая для моего друга, а третья для меня самого!

Сутин: (отрываясь от работы) Боже мой, разве можно работать, когда такое творится?
(Джози, подхдит посмотреть на картину. Дриоли тоже подходит, с бутылкой в одной руке, со стаканом в другой.)
…Нет! Пожалуйста, не надо!
(Сутин хватает полотно с мольберта и ставит его лицом к стене. Но Дриоли успевает увидеть картину.)

Дриоли: Мне она нравится.

Сутин: Она ужасна.

Дриоли: Она изумительна. Она изумительна так же, как все остальные картины, написанные тобой. Я в восторге от них всех.

Сутин: Беда в том, что они несъедобные. Я не могу их есть.

Дриоли: (протягивает Сутину стакан с винм) И все же они изумительны. Выпей, ты почувствуешь себя счастливым.

Сутин: Да…

Дриоли: Никогда я еще не знал человека более несчастного или, скорее, человека с таким мрачным лицом. Бедный, бедный мой русский.

Сутин: (опустошает стакан) Дай мне еще. Если праздновать, так уж надо праздновать как следует.

Дриоли: Сегодня вечером мы будем пить столько, сколько влезет! Я исключительно богат. Сейчас сбегаю и куплю еще вина. Сколько купить?

Сутин: Много.

Дриоли: Хорошо. Я сейчас пойду и принесу.

Сутин: А я помогу тебе.
(Дриоли и Сутин уходят.)

Явление 3
(Та же мастерская, Джози подхдит к картине и переворачивает её лицом к зрителям и любуется сама – это её портрет.)

Явление 4
(Та же мастерская, слышны приближающиеся шаги, Джози быстро возвращает картину в прежнее полжение, входят Дриоли и Сутин.За беседой присутствующие постоянно пьют вино, постепенно хмелея.)

Дриоли: (окупоривая новые бутылки) А ведь только очень богатые могут так кутить!

Сутин: Это правда. Разве это не так, Джози?

Джози: Разумеется.

Сутин: Как настроение, Джози?

Джози: Прекрасное.

Сутин: Может быть бросишь Дриоли и выйдешь за меня?

Джози: Нет.

Дриоли: (смакуя вино) Вино изумительное. Одно удовольствие пить его.

Сутин: (умоляюще) Джози, бросай его, выходи за меня.
(Все смеются.)

Дриоли: Послушайте. Я придумал одну вещь. Слушай, мой маленький русский.

Сутин: Что такое?

Дриоли: У меня есть потрясающая идея. Ты слушаешь меня?

Сутин: Я слушаю, Джози.

Дриоли: Слушай меня, пожалуйста. Ты мой друг — мой маленький русский из Минска, и я считаю тебя хорошим художником, и мне хотелось бы иметь картину, прекрасную картину.

Сутин: Возьми себе все. Возьми все, что ты найдешь, но не прерывай меня, когда я беседую с твоей женой.

Дриоли: Нет, нет. Послушай-ка. Я имею в виду картину, которая всегда была бы со мной… вечно… куда бы я ни пошел, что бы ни случилось… но всегда со мной… картину, написанную тобой. Пожалуйста, слушай меня сейчас.

Джози: (уходя в свои мысли) Слушай его.

Дриоли: Вот что. Я хочу, чтобы ты написал картину на моей коже, на спине. Затем я хочу, чтобы ты сделал татуировку поверх написанного, чтобы картина навсегда сохранилась на спине.

Сутин: Ты, наверное, рехнулся.

Дриоли: Я научу тебя пользоваться татуировальной машинкой. Это легко. Даже ребенок сумел бы.

Сутин: Я не ребенок.

Дриоли: Пожалуйста…

Сутин: Ты в самом деле сумасшедший.

Дриоли: Ты с легкостью сумеешь сделать это! Ты сумеешь! Сумеешь!

Сутин: Ты имеешь в виду татуировку?

Дриоли: Да, татуировку! В две минуты я тебя научу!

Сутин: Это невозможно!

Дриоли: Ты хочешь сказать, что я не знаю, о чем говорю? Ну, нет, уж если кто и знает о татуировальном искусстве, так это я. Разве не я изобразил на густо покрытой шерстью груди клиента серого медведя так, что волосатая грудь превратилась в шкуру мохнатого зверя?! А разве не я татуировал на руке мужчины женщину таким образом, что когда мускулы руки двигались, то женщина оживала?!

Сутин: Я просто хочу сказать тебе, что ты пьян и у тебя пьяные мысли.

Дриоли: А Джози будет позировать. Это будет этюд с Джози на моей спине. Разве я не вправе иметь портрет жены на своей спине?

Сутин: Портрет Джози?

Дриоли: Да.

Джози: (выходя из оцепенения) Я не согласна.

Дриоли: (подходит к Джози с бутылкой вина) Джози, дорогая, ну пожалуйста. Вот возьми эту бутылку и допей ее, тогда ты станешь добрей. Это же потрясающая идея. В жизни еще не придумывал что-нибудь подобное.

Джози: Какая еще там идея?

Дриоли: Ну, то, что он должен будет делать твой портрет на моей спине. Разве я не могу желать этого?

Джози: Мой портрет?

Сутин: В обнаженном виде,

Дриоли: Соблазнительная идея.

Джози: Только не в обнаженном виде.

Дриоли: Это же гениальная идея.

Джози: Нет, это безумная идея.

Сутин: Так или иначе, все же это идея. И она заслуживает того, чтобы отметить ее.
(Все выпивают.)
…Ничего из этого не выйдет. Я не умею обращаться с татуировальной машинкой. Хочешь, я напишу картину на твоей спине, и ты будешь ходить с ней до тех пор, пока не выкупаешься и не смоешь ее? А если ты вообще не будешь мыться, тогда картина сохранится на твоей спине до конца твоей жизни.

Дриоли: Нет.

Сутин: Да. И в день, когда ты решишь выкупаться, я буду знать, что ты больше не ценишь мою картину. Это будет серьезным испытанием для тебя как поклонника моего таланта.

Джози: Не нравится мне все это. Он так восхищается твоим талантом, что будет ходить грязным всю жизнь. Давайте лучше татуировку. Только не в обнаженном виде.

Дриоли: Тогда только голову.

Сутин: Боюсь, не справлюсь.

Дриоли: Это чрезвычайно просто. Я научу тебя в две минуты. Вот увидишь. Я пошел за иглами и чернилами. У меня в мастерской есть чернила всех цветов — стольких оттенков, сколько у тебя есть для живописи, и даже более красивые, чем у тебя.

Сутин: Нет, это невозможно.

Дриоли: (спеша в выходу) У меня есть всякие чернила. Разве у меня нет чернил разных цветов, Джози?

Джози: Есть.

Дриоли: (уже из-за двери) Вот увидишь. Я сейчас…
(Дриоли уходит, но быстро возвращается с чемоданчиком в руке.)
…Я принес все. Все, что нужно татуировщику, находится здесь, в этом чемоданчике.
(Выкладывает из чемоданчика принадлежности.)
…Вот электрическая игла, пузырьки с цветными чернилами.
(Подключает инструмент к электрсети, включает его и засучив рукав, показывает, как делать татуировку.)
…Теперь смотри. Следи за мной, и я покажу тебе, как это легко. Я сейчас сделаю татуировку на моей руке вот здесь. Сначала я выбираю цвет чернил, возьмем, скажем, обычные синие чернила, затем я погружаю конец иглы в чернила… вот так… потом я держу иглу концом вверх, после этого я провожу ею по коже, слегка касаясь ее… вот так… и вот игла, приводимая в движение моторчиком, двигается скачками вверх и вниз и прокалывает кожу, при этом чернила проникают в прокол на коже, вот и все… Посмотри, как это легко… Смотри, сейчас я наколю серую гончую собаку на своей руке.

Сутин: Теперь дай мне попрактиковаться немного на твоей руке.
(Берёт машинку и недолго практикуется на руке Дриоли.)
…Это нетрудно. Как будто рисуешь пером и чернилами. Разницы никакой, разве только иглой медленнее.

Дриоли: Конечно, это просто. Ты готов? Начнем?

Сутин: Немедленно.

Дриоли: А натура?! Давай, Джози! Где ты хочешь, чтобы она позировала? Где она будет стоять?

Сутин: (указывая модели где встать) Пусть встанет там и расчесывает волосы. Я так и напишу ее: расчесывающей распушенные по плечам волосы.

Дриоли: Великолепно! Ты — гений.
(Джози занимает указанную позицию.)
…Теперь я полотно. Куда ты собираешься положить свое полотно?

Сутин: Как всегда, на мольберт.

Дриоли: Не валяй дурака. Я же полотно.

Сутин: Тогда располагайся на мольберте. Это же нетрудно.

Дриоли: Но как это сделать?

Сутин: Ты же полотно, не так ли?

Дриоли: Да, я полотно. Я уже начинаю чувствовать себя полотном.
(Дриоли пытается устроится на мольберте, но падает вместе с ним.)

Сутин: Ладно, садись на стул. Садись задом наперед, тогда ты сможешь положить свою пьяную голову на спинку стула. Поторапливайся, я собираюсь начать.

Дриоли: (устраиваясь на стуле) Я уже готов и жду тебя.

Сутин: (беря широкую кисть и приступая к работе) Сначала я напишу обычную картину. Затем, если она мне понравится, я сделаю татуировку поверх нее.
(Начинает писать на спине Дриоли.)

Дриоли: Ай! Ай!

Сутин: Ну-ка спокойней! Спокойней!

Дриоли: Чудовищная сороконожка шагает по моей спине!

Сутин: Не шевелись. Лучше пой, если можешь.
Дриоли: Ай! О-о…
(Начинает напевать, периодически вскрикивая от щекотки.)

Сутин: (по прошествии некоторого времени, обращаясь к Джози) Все. Кончил.
(Джози устало ложиться на кушетку и засыпает. Сутин берёт машинку и начинает татуировать. Проходит ночь, светает.)

Дриоли: (после окончания работы Сутиным) Я хочу посмотреть.

Сутин: (беря зеркало и держа его под углом так, чтобы Дриоли мог видеть свою спину)  Смотри.

Дриоли: Боже мой! Потрясающе!

Сутин: Мне, пожалуй, самому нравится. Ты знаешь, я думаю, она стоит того, чтобы я поставил свою подпись.
(Выводит машинкой подпись.)

ДЕЙСТВИЕ 2

Явление 1
(Фешенебельная парижская улица середины двадцатого века. Вдоль улицы, разглядывая шикарные витрины, идёт нищий старик. В витрине художественной галереи выставлена одна единственная картина, которая приковывает внимание старика.)

Старик: (читает табличку под картиной) Хаим Сутин 1894—1943 год. Чудна;я картина. Странная и чудна;я — но мне нравится… Хаим Сутин… Сутин… Ей-богу, да это же мой русский, бедный мой русский, вот кто это! Только подумать! Картина моего бедного русского выставлена в лучшем магазине Парижа!
(Подходит ко входу в галерею.)

ДЕЙСТВИЕ 3

Явление 1
(Помещение художественной галереи; на стенах картины того же мастера, много посетителей, в том числе и Незнакомец. Входит старик.)

Старик: Господи, как кругом тепло и красиво!

Хозяин галереи: Что тебе здесь нужно?
(Надвигается на старика.)
…Что тебе здесь нужно?... Вот что, любезный, убирайся-ка ты из моей галереи.

Старик: Разве нельзя смотреть на картины?

Хозяин галереи: Ты слышал, что я тебе сказал?
(Подталкивает старика к выходу.)
…Давай-ка лучше без скандала. Ну, пошевеливайся, сюда, в эту дверь.

Старик: (отчаянно) Убери свои грязные руки от меня!
(Вырывается и устремляется в гущу посетителей.)
…У меня тоже! У меня тоже есть картина этого художника! Он был моим другом, и у меня есть картина, подаренная им.

Посетители галереи: Он сошел с ума.
Да это сумасшедший.
Буйный сумасшедший.
Нужно вызвать полицию.

Старик: Я покажу ее вам! Я покажу ее вам! Я сейчас покажу!
(Обнажает спину.)
…Вот! Вы видите? Вот она!

Посетители галереи: (окружив старика и рассматривая его спину) Боже мой, старик сказал правду!
Сомнений быть не может!
Его ранняя манера, не так ли?
Ничего подобного не видел!
Посмотрите, есть подпись!
Согните плечи вперед, друг мой, так, чтобы картина натянулась на спине.
Когда она была сделана, старина?

Старик: В тринадцатом году. Осенью тысяча девятьсот тринадцатого года.

Посетители галереи: Кто научил Сутина татуировать?

Старик: Я научил его.

Посетители галереи: А эта женщина? Кто она?

Старик: Она была моей женой.

Хозяин галереи: (проталкиваясь сквозь толпу) Монсеньор, я куплю ее.

Старик: Что?…

Хозяин галереи: Я сказал, что куплю ее, монсеньор.

Старик: Как вы можете купить ее?

Хозяин галереи: Я заплачу вам за нее двести тысяч франков.

Посетители галереи: Не продавай!
Она стоит в двадцать раз дороже.

Старик: (с тоской) Но как я могу продать ее? Монсеньор, разве я могу продать ее?

Посетители галереи: В самом деле!
Как он может ее продать?
Она же часть его самого!

Хозяин галереи: Послушай, я помогу тебе. Я сделаю тебя богатым. Мы с тобой вместе договоримся насчет этой картины, хорошо?

Старик: Но как вы можете ее купить, месье? Что вы с ней собираетесь сделать, после того как купите ее? Где вы будете хранить ее? Например, куда вы ее положите сегодня ночью? Куда завтра?

Хозяин галереи: Где я буду хранить ее? Правда, где я буду хранить ее? Погодите-ка, где я буду хранить ее? Минутку… Дайте сообразить.
(Ненадолго задумывается.)
…Кажется, если я куплю картину, я должен купить и вас также. Это уже сложнее. Сама картина не имеет никакой цены, пока вы живы. Сколько вам лет, друг?

Старик: Шестьдесят один.

Хозяин галереи: Но вы, кажется, не отличаетесь крепким здоровьем?

Старик: (одеваясь и пробираясь к выходу) Не по душе мне все это. Честное слово, монсеньор, мне все это не нравится.

Незнакомец: (ласково останавливая старика) Послушай, старина, ты любишь плавать в море и загорать на солнце? Ты хотел бы вкусно есть и наслаждаться красным вином из замка Бордо?
(Старик молчит в недоумении.)
Так ты любишь все это?

Старик: Ну да, конечно.

Незнакомец: И Красиных женщин?

Старик: Почему бы и нет.

Незнакомец: И гардероб, полный костюмов и рубашек, сшитых по твоей мерке? По-моему, тебе многого не хватает из одежды. Одевал ли ты когда-нибудь обувь, сделанную по твоей ноге?

Старик: Нет.

Незнакомец: А ты хотел бы носить такую обувь?

Старик: Но…

Незнакомец: И иметь человека, который брил и стриг бы тебя по утрам? И пухленькую хорошенькую девушку, которая делала бы тебе маникюр?
(Слышится чье-то хихиканье в толпе.)
…И звонок подле твоей кровати для того, чтобы звать по утрам горничную с завтраком? Тебе бы хотелось иметь все это, дружок? Нравится ли тебе все это?
(Старик растерянно молчит.)
…Видишь ли, я владелец отеля «Бристоль» в Каннах.

Посетители галереи: А разве там есть такой отель?
Я часто там бываю, но не слышал.
И я не знаю.

Незнакомец: (игнорируя удивление посетителей, снова обращается к старику) Я приглашаю тебя приехать ко мне туда гостем и жить до конца жизни в роскоши, с комфортом. Твоя единственная обязанность будет заключаться в том, что ты все свое время будешь проводить на моем пляже в плавках, прогуливаясь вместе с моими гостями; будешь загорать, плавать и попивать коктейли. Разве это не здорово? Ты догадываешься почему? Ведь тогда все мои гости будут иметь возможность любоваться твоей изумительной картиной. Ты станешь знаменитым, и люди будут говорить друг другу: «Послушай, здесь есть один малый, который ходит с десятью миллионами франков на спине». Что ты на это скажешь? Неплохо, а?

Старик: (скептически) Все это звучит забавно. Неужели вы все это предлагаете мне всерьез?

Незнакомец: Разумеется, всерьез.

Хозяин галереи: (старику) Погодите-ка. Вот что, старина, я придумал, что делать. Я куплю картину, а затем договорюсь с хирургом, чтобы он снял кожу с вашей спины, а после этого идите на все четыре стороны и живите в свое удовольствие на те большие деньги, которые я заплачу вам.

Старик: Как! Без кожи на спине?

Хозяин галереи: Ну пожалуйста, зачем вы так! Вы не поняли меня. Хирург наложит другую кожу на спину вместо вашей. Это делается очень просто.

Старик: Сумеет ли он?

Хозяин галереи: Ничего трудного в этом нет.

Незнакомец: Это невозможно! Он же очень стар для операции с пересадкой кожи. Он не выдержит. Это убьет тебя, друг мой.

Старик: Это убьет меня?

Незнакомец: Естественно. Ты не выдержишь такой операции. А вот с картиной все будет в порядке.

Старик: Упаси бог!

Посетители галереи: (где-то в глубине толпы и между сбой) А что, если предложат этому старику кругленькую сумму, сможет он согласится убить себя тут же на месте?
Кто знает?
Хи-хи!

Незнакомец: (похлопывая старика по плечу) Давай-ка отправимся мы с тобой сейчас и вкусно пообедаем, а за обедом можно будет поговорить. Ну что, пошли? Разве ты не хочешь есть?
(Старик потупил голову.)
…Возьмем жареную утку и «Чарбертин» к ней.  А может, суфле из каштанов.
(Старик страдальчески возносит взгляд к потолку и взглатывает слюну.)
…Ну как, хочешь жареную утку? Ты как любишь, когда она хорошо зажарена, с хрустящей корочкой или тебе нравится, когда…

Старик: Я иду. Подождите меня, мсье. Я иду.
(Старик и Незнакомец уходт.)

ДЕЙСТВИЕ 4

Явление 1
(Парижская улица; газетчик предлагая купить газеты, громко возвещает о сенсации; среди прочих прохожих Незнакомец.)

Газетчик: (предлагая газету Незнакомцу) Сенсация! В Буэнос-Айресе выставлена на продажу ранее неизвестная картина Хаима Сутина — портрет женщины в роскошной раме, написанный в необычайной манере и покрытый лаком…

Незнакомец: (отказываясь от газеты; с ухмылкой) Я уже знаю…

ЗАНАВЕС

2019 г.                Максим Чёрный