Возвращение в поэзию

Владимир Сурнин
 Практически одновременно с возобновлением тренировок в зале, в моей жизни случилось ещё одно важное событие – я снова начал писать стихи. Четверть века я молчал, с грустью вспоминая свои первые поэтические опыты и мечты о первой книжке. Надежда увидеть её, казалось, никогда не осуществится. Эта мысль не давала мне покоя и была причиной неудовлетворения  собой. Я и не подозревал, что все эти годы в моей душе продолжалась творческая работа,  копилась огненная лава, готовая вырваться наружу. И в один момент это произошло.
 В 2009 году я написал книгу, о которой мечтал. Я её назвал «На переломе двух эпох», и не случайно. В книге отразились, прежде всего, мои мысли и переживания в связи с катастрофой, постигшей Советский Союз. Я остро  чувствовал его утрату. Не только в отдельных людских судьбах, но и в лирических стихотворениях, помещённых в первом сборнике, я возвращался к этой кровоточащей ране. Политика и история в этой книге заговорили языком поэзии.
 В связи с этим несколько слов о том, как я писал свою первую книгу. Это далеко не праздный вопрос, он интересует многих, любящих литературу. В своё время Маяковский даже посвятил ему статью «Как делать стихи». В описании Маяковского, писавшего свои стихи не за столом, а «на ногах», во время ходьбы, эта работа схожа с работой скульптора или, скорее, каменщика. Поэт кладёт, как камни, слово к слову в строку и так возводит «здание» своего произведения. У меня же было по-другому. Стоило мне только подумать о чём-то, как строчки укладывались на бумаге в рифму  сами собой. Я стал как бы орудием фиксации мыслей, приходящих мне в голову «сверху», из космоса. Иногда я даже не успевал записывать то, что слышал. С такой скоростью происходил этот процесс. Такого раньше у меня никогда не было, но в поэзии подобное состояние известно. Оно называется вдохновение. Наш гений А.С.Пушкин в стихотворении  «Осень» описал его так:

И мысли в голове волнуются в отваге,
        И рифмы лёгкие навстречу им бегут,  
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
        Минута – и стихи свободно потекут…

 Находясь в состоянии вдохновения, я мог решить любую творческую задачу, а также мог (не побоюсь этого слова)…заглянуть в будущее. Об этом говорят многие мои стихи из первой книги. Некоторые из них я уже цитировал ранее. Сошлюсь ещё на стихотворение «Украина», где речь идёт о «поводырях», вождях Украины и последствиях их политики: 

Они, которым не дано ни слуха,
Ни голоса, чтоб трогал и звучал,
В сердцах уже посеяли разруху,
Но это лишь начало злых начал.

А дальше – или смерть, или чужбина,
Как исстари велося на Руси.
Ты стала на распутье, Украина?
Таков твой крест, другого не проси.

Попытка выжить вовсе не бесплодна,
Когда ей соразмерен результат:
Наестся быстро тот, кто был голодным,
Но прав ли станет тот, кто виноват?

 Замечу, это было сказано за пять лет до второго Майдана.
Выход первой книги окрылил меня. Словно торопясь наверстать упущенное, я через два года после выхода первой книги написал вторую. За ними последовали третья и четвёртая. Это не могло не привлечь общественного внимания. В прессе появились рецензии на мои книги, меня стали приглашать на телевидение. Сначала на утреннюю передачу в формате интервью. Потом на областном телеканале «Тиса 1» одна за другой вышли три обстоятельных сюжета по моим книгам, что стало событием далеко не местного значения. Сетка покрытия телеканала охватывает всю европейскую территорию вплоть до Урала и Архангельска, на западе его смотрят даже в Италии и Португалии. Известие об этом грело душу, хотя реакция на мои выступления последовала, как и следовало ожидать, прежде всего с Украины. Из Львова, Сум, Винницы, Харькова и других городов последовали звонки моих сокурсников. Я стал для них в некотором роде знаменитостью, хотя думал об этом меньше всего. Однако когда ко мне стали обращаться и совсем незнакомые люди, в руках которых побывали мои книги, я понял, что перестал быть «вещью в себе». Для поэта это важно сознавать. И вообще, для творческой личности факт признания его трудов далеко не мал. Даже если бы он выражался только в виде изданной книги. Не случайно Владимир Высоцкий так стремился издать сборник своих стихотворений. И то, что литературные чинуши помешали ему это сделать, стало одной из причин жизненной драмы великого актёра и певца. Об этом я написал в стихотворении, посвящённом Высоцкому: 
               
Его арены провожали стоя,
Он пел – и мы с ним плакали навзрыд.
Он был рождён, чтобы сыграть героя…
Такого Бог уже не сотворит!

В кино, в стихах, в быту и на подмостках –
Везде, где боль и закипает страсть,
Он забывал, что маленького роста,
И не боялся с высоты упасть.

И те, кто вширь и вкось обшарил сушу,
И те, кто в  море жил и шёл ко дну, –
В нём находили родственную душу,
И слышали им близкую струну.

А вы, кто прописался в кабинетах,
И в церковь не давали за грехи,
Не трогайте уснувшего поэта,
Он вам не посвящал свои стихи!

Теперь, когда кассет и дисков груды,
Когда писать не проще, чем хотеть,
Вы не нужны уже ему, Иуды,
Которых позабыла даже смерть.

Она гурман, не ей ли знать живущих?
Неважно, без креста или с крестом, –
Косая смело забирает лучших,
А худших оставляет на потом.

Как быть, когда виднее то, что плохо?
Рвать жилы или тихо ждать конца?
…Гитара смолкла, и ушла эпоха,
Которая осталась без певца.

 На это стихотворение я получил  много рецензий на портале Стихи. ру – крупнейшей в мире русскоязычной литературной площадке в сети Интернет. Её уникальность состоит в том, что любой автор может не только разместить здесь свои произведения, но и узнать о них мнение читателей, пообщаться с ними. На сегодняшний день таковых у меня около шестидесяти тысяч, и их мнением  я очень дорожу. Вот только некоторые высказывания о стихотворении «Высоцкий»: – Очень красивое стихотворение до слёз, до мурашек (Таисия Суманеева,  24.01.2016).   
 – Без сопливости, очень мощное стихотворение с потрясающей энергетикой!!! (Сиди Читай,   01.08.2018). – Наверное, лучше о Высоцком не скажешь.
У Вас в сжатом виде отразилась вся эпоха, давно ушедший мир. Осталась ностальгия (Игорь Сульг,  11.08.2018).
 – Хорошо. Даже очень. Без клише, подражаний и натяжек. И ритм, что по-другому не прочтёшь (Александр Сызранов,   03.04.2019). Мнение читателей сыграло решающую роль в присуждении мне в 2016 году Независимой литературной «Русской премии». Международный фонд, награждающий этой премией русскоязычных авторов из разных стран, находится в Праге. Этот факт стал для меня приятной неожиданностью, ведь Закарпатье исторически и через личностные отношения с Прагой крепко связано. Об этом пойдёт речь в следующем сюжете.